Первыми неформалами СССР были стиляги. О них снято даже современное кино, а тогда им посвящалось огромное количество карикатур, материалов в СМИ. \
И даже в фильмах это проскальзывает: «Я не позволю растить из моего сына стилягу», — кричит герой Демьяненко в фильме «Взрослые дети».
Стиляг отличал кок на голове, «подкрепленный» бриолином, яркий галстук в сочетании я яркими носками, пышные юбки у девушек. Они слушали рок-н-ролл, кантри и регги, и зажигали на танцплощадках, где их отлавливали комсомольские активисты.
Тверскую улицу стиляги называли «Бродвеем». Что отразилось в обличительном четверостишии того времени:
Иностранцы? Иностранки?
Нет, от пяток до бровей
Это – местные поганки,
Доморощенный «Бродвей»
Конечно, эта тусовка отличалась от многих последующих неформальных тем, что в основном в ней пребывали ребята из состоятельных семей, чьи родители могли достать «крутой прикид» и прочие ценности западного мира.
Панки и хиппи появились на Западе еще в 60-е, а в СССР это пришло в 70-е.
Хиппи в Москве тусовались «на Гоголях» — Гоголевском бульваре (там, в частности, тусовалась певица Умка) в Питере их культовым местом было кафе «Сайгон». Свои тусовки были и в Алма-Ате, и в других крупных городах.
Среди первых панков была, в том числе компания друзей певца Виктора Цоя. Андрей Панов по кличке Свин рассказывал, как они цепляли на себя множество булавок, как красили губы.
А вот ирокезы уже пришли позднее, стремно было до определенного времени с ирокезом ходить. Отличительным знаком стал и символ Анархии.
Хиппи отличали длинные волосы у юношей и девушек, юноши носили брюки «клеш», девушки — те же клеши и длинные цветастые юбки. И, конечно же, многочисленные фенечки из бисера и из ниток. Была Система, были путешествия автостопом. «Дети цветов» — одно из названий хиппи. И "пацифик" как один из отличительных символов.
Конечно, все эти тусовки были не так заметны, когда мама ездила в начале 80-х в турпоездку в Финляндию, удивилась обилию там неформалов. У нас все было более скромно.
Зарождения движения байкеров относят чуть ли не к 60-м годам, но в реальности расцвет я помню куда позже. Косуха, грохочущий мотоцикл, бешеная езда, рок-музыка. Но участие в этом движении требовало все-таки средств на покупку мотоцикла, причем мотоцикла приличного.
В 80-е годы у нас появились и металлисты, поклонники музыки в стиле хэви-металл. Им посвящались даже смешные сюжеты в «Ералаше», высмеивалось обилие носимого на себе металла. Помню, в журнале «Мы» репортаж о металлистах, с читательскими письмами, по-прежнему борющимися с металлистами. Свой хэви- металл появился тогда и в отечестве.
Были еще «рокабильщики» позднего времени, но они не стали достаточно заметными.
А к концу 80-х стали появляться рэпперы. Это культура с мешковатыми штанами и немелодичной музыкой была за заимствована у «темного» населения Америки. Дреды вроде появились несколько позднее.
Я пришла в неформальную культуру, в силу возраста уже в начале 90-х, когда это уже не несло проблем, так скажем, со стороны общества и милиции. Ну, гоняли, нас, конечно, иногда на Арбате. Проблемой оставались гопники, которые преследовали неформалов. Кстати, недавно прочитала, что в «пацанской» Казани очень мало кто себе позволял быть неформалами. Там это было просто страшно.
А до этого, как в песне Б. Г:
Панки любят грязь, а хиппи цветы,
И тех, и других заберут менты
Ты можешь жить любя, ты можешь жить грубя,
Но если ты не мент — возьмут и тебя.
. Комсомол, общественность и милиция вели жесткую борьбу с неформалами. И пресса… Помню, материал в журнале «Костер», о «пустых» завсегдатаях питерского «Сайгона», обвиняемых во всех грехах.
А потом, уже в постсовестскую эпоху, пошли всякие рэйыеры, готты и эмо.