Традиционно автомобили сравнивают по уровню мощности двигателя. Однако стартовое ускорение машины во многом зависит еще и от крутящего момента. Разбираемся, на что влияет этот показатель.
В статье рассказывается:
- Что это
- Зачем он нужен
- В чем измеряется крутящий момент
- Виды
- Можно ли увеличить крутящий момент у автомобиля
Что это
Крутящий момент (КМ) — это сила двигателя. Он вращает колеса автомобиля с определенной мощностью. Именно эта тяга, приведенная к единице длины (например, радиусу колеса), и будет крутящим моментом.
Он создается за счет сгорания топлива. Воздушные смеси в двигателе, расширяясь в объеме, толкают поршень вниз. Последний передает давление на шейку коленчатого вала. Так машина начинает ускорение.
Показатель зависит от множества факторов, например рабочего объема, типа и конструкции двигателя.
Максимальный КМ для каждого автомобиля свой. Иногда он возможен только в узком диапазоне оборотов, иногда — остается высоким даже при увеличении скорости.
Автомобили с турбированным двигателем достигают больших значений уже на низких оборотах. Показатель остается стабильным при увеличении скорости автомобиля.
У машин с атмосферным двигателем ситуация иная: они стартуют плавно, а тяга достигает максимальных значений только на средних и высоких оборотах.
Свою роль играет и тип топлива. У дизеля больше энергоемкость и степень сжатия, а значит, и крутящий момент.
Свой автомобиль — мечта многих. Сделать покупку выгодной можно с помощью карты «Халва». Совкомбанк предлагает выгодную рассрочку на автомобили Chery и Exceed. Получите авто сразу и разбейте общую сумму на ежемесячные платежи.
Зачем он нужен
Высокий показатель означает хорошее ускорение автомобиля. Чем больше КМ, тем быстрее и резче стартовое движение машины.
Часто возникают парадоксальные, казалось бы, ситуации: автомобиль с бензиновым двигателем мощностью 120 л. с. проигрывает дизельному с 80 л. с. Так происходит из-за разного крутящего момента.
Мощная тяга хороша и тем, что благодаря ей легче выбраться из ямы, проще повернуть колеса в песке. Не возникнет проблем и с перевозкой тяжелых грузов, например груженого прицепа.
В чем измеряется крутящий момент
КМ — произведение силы на плечо силы (кратчайшее расстояние от оси вращения до линии действия силы). Его измеряют в ньютон-метрах (Н·м).
Формула крутящего момента выглядит так:
M = F*r,
где:
M — крутящий момент;
F — сила;
r — расстояние.
Часто показатель обозначают греческой буквой τ.
В США для измерения крутящего момента используют футо-фунты. Для перевода в данную единицу измерения достаточно разделить M на 1,356.
Виды
Есть два вида КМ:
- Вращающий (динамический). У предметов, которые вращаются вокруг своей оси.
- Реактивный (статичный). Когда на тело воздействует статичная сила, ее называют реактивным крутящим моментом. К примеру, при попытке закрутить болт ключом в ход идет именно она. Воздействие есть даже тогда, когда болт не крутится.
Можно ли увеличить крутящий момент у автомобиля
Тяга зависит от наполнения цилиндров: чем больше сгорает топлива, тем больше образуется воздушных масс, а значит — выше значение КМ. Увеличить показатель можно, но это часто снижает ресурс двигателя, тем самым сокращая срок его службы.
Способов усиления тяги два:
- электронный;
- механический.
В первом случае корректируют программу двигателя, за счет чего растет количество воздуха и топлива в цилиндрах, а значит — увеличивается давление. У турбированных двигателей увеличить показатель можно на внушительные 20%. У атмосферных — на 5–7%.
Во втором случае вручную меняют впускную и выпускную системы, увеличивают объем цилиндров.
Этот способ накладный, ведь с ним надо перебирать двигатель, а запчасти — дорогостоящие. Растут риски выхода устройства из строя. А ремонт — работа недешевая. Поэтому используют его только в редких случаях, например для гоночных автомобилей.
Резюмируем: крутящий момент — это сила двигателя, измеряемая в ньютон-метрах. Он обеспечивает ускорение автомобиля. При хорошей тяге легче выбираться из ям, перевозить грузы и так далее.
Быстро достичь хороших показателей поможет турбированный двигатель. На атмосферных пиковые значения появляются на средних или высоких оборотах.
Увеличивать тягу самим опасно: есть риск сильно сократить срок службы двигателя.
Вся информация о ценах, партнерах и тарифах актуальна на момент публикации статьи.