Каждое имя в именинном календаре и в реальности имеет глубочайшую духовную ипостась, которая определяется святцами - житием святого (святой мученицы Татьяны, например), образом, который сложился в фольклоре, истории, преданиях, человеческом опыте и наконец – у нас в России особенно – литературной, поэтической ипостасью. Потому я и написал книгу «Поэзия наших имён», а ещё раньше «Имя – судьба».
Пушкин как никто знал, что за каждым именем, за каждой его носительницей кроется своя самобытная красота и свой характер. Поэт создавал ярчайшие женские характеры — от реальной Марины Мнишек до целиком взлелеянной воображением и собственной душой Татьяны Лариной, хотя многие современницы поэта готовы были выступить прототипом.
Когда происходит ссора Онегина с Ленским? Пушкин называет в стихах со всегдашней точностью день недели и число: суббота, 25 января по новому стилю, Татьянин день — именины Татьяны Лариной. Татьяна — по-гречески — учредительница, повелительница. Это, конечно, в ее характере есть.
Пушкин своей поэтической Татьяной вернул это имя в широчайший обиход:
И что ж? Оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкуса очень мало
У нас и в наших именах...
Всем своим творчеством, гениальной прозорливостью и чутьем на имена Пушкин воспитывал этот вкус и в современниках, и в потомках. Уже через несколько лет поэтесса Евдокия Ростопчина писала о своем романтическом «поколении Татьян», даже не добавляя фамилии Лариной... Имя из воспоминанья старины и девичьей перешло в жизнь и стало одним из самых распространенных, включая наши дни. Отчего? От силы любви Пушкина, в которой он сам признавался:
Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!
Я иногда задумывался: откуда в этих строках извинительная интонация? И наконец, готовясь вести литературный вечер «Татьянин день», я окончательно убедился, что Татьяна не просто излюбленная героиня поэта, она — сам Пушкин (так же, как Наташа Ростова – это, по собственному признанию, сам Толстой). В них дышит одна душа, одно восприятие жизни. Они безгранично ценят и боготворят одно и то же: преданья старины, родную природу (тут Пушкин даже любимой осени изменяет, заражаясь зимним очарованием Татьяниной поры, и дает лучшие описания русской зимы), а еще — народные песни, гадания, все, что зовется поэзией памяти и народного быта : "Татьяна, русская душою...".
В телепередаче, посвященной Татьянину дню, я снимал никому не известную девушку, живущую со мной по соседству — Татьяну Ларину. «В папином роду много Татьян. Когда я родилась, у родителей и сомнения не было — Татьяна», — улыбнулась она, нисколько не волнуясь, хоть и впервые стояла перед камерой. Естественность — вот что такое Татьяна. И знание собственной цены тоже.
Самая яркая поэтесса нашего поколения – Татьяна Реброва, которую я считаю олицетворением Татьян метущегося конца ХХ века. Образ ее лирической героини (а этот образ не во всем совпадает с конкретным автором стихов) представляет возвышенный образ Татьяны — дочки родной земли и трудного времени. Он не только выражает то лучшее и неоскорбляемое, что заложено в этом имени и характере, но и развивает его, дает надежду, что не умрут ни красота, ни верность, пока жива женская душа.\
Небо прижму к своей
Груди,
как ладонь к ране.
Отдайте свой стон Татьяне,
Хоть несколько лебедей...
Этот дочерний призыв Ребровой, обращенный к родным небесам в свой Татьянин день, не канул в пустоту — лебеди отдали ей свой стон и свою песню.
В России есть несколько замечательных современных Татьян-певиц, которые озвучивают, певуче выражают и хранят судьбу русской женщины. Из них, благодаря телевидению - и не без старания автора и - наиболее известна была Татьяна Петрова, которая сегодня ушла как-то в тень.
Сегодня замечательно творит и олицетворяет образ современной русской Татьяны – певица и поэт Татьяна Ветрова. В предисловии к её первой книге я написал: «Под все высокие разговоры о патриотизме и даже указы о сбережении традиционных ценностей в телеэфире царит пустая попса или, как выразилась одна публицистка, «тусовка постаревших неуехавших». Какую программу ни возьми – ни одной красивой новой песни, ни одной свежей поэтической строчки! И вдруг в это унылое однообразие врывается новая программа Татьяны Ветровой "Потому, что люблю" или её моноспектакль - "Победа останется с нами"... Красивая, порывистая, с умным и независимым взглядом – у неё образ и задатки явного кумира. Но трагедия сегодняшней Песни в том, что именно такие искры – костром для многих и телезвёздами не становятся».
Единственные именины Татьяны в году - еще в прошлом веке стали праздником российского студенчества. В этот день студенты запросто пили и веселились вместе с преподавателями, особенно в ресторане на Трубной площади, а полиции было наказано их не трогать. По воспоминаниям Владимира Гиляровского, именно в этот раскованный день, в ресторане «Эрмитаж», который отдавался на разгул студентам, родился клич «Долой самодержавие!» Нынешнее студенчество — спокойней, больше в интернет сидит. А если и пытались выразить протестные настроения – то через провокационные митинги Навального, через забрасывание кроссовок, некоторые из которых стоили больше сегодняшней пенсии …
Царизм, внушали – страшный бич,
Его оковы ржавые.
В Татьянин день родился клич:
«Долой, самодержавие!».
Смотрю вокруг на нашу дичь,
На все подорожания.
Каков теперь родится клич?
Какого содержания?
Нет ни лозунгов вменяемых, ни идей, сформированных Росмолодёжью. Казённые майки «За Путина!» полиняли, а нового – ничего лидеры не придумали. Да их и нет лидеров, хотя молодые патриоты есть и на передовой, и в волонтёрском движении, и в литературу робко пробуют приходить, но ещё ни одного молодого образа-характера, имени-символа не создали, как предшественники.