Мастер Хирам – это архетип умирающего и воскрешающего Бога, заходящего и восходящего Солнца. Мастер Хирам является одним из ключевых сюжетов масонства. Согласно масонской легенде, Хирам Абифф был умелым строителем, который играл важную роль в строительстве Соломонова Храма в Иерусалиме. Он был убит подмастерьями, которые желали получить его секретные знания. Его смерть и поиск его тайных знаний являются одним из центральных моментов в масонских ритуалах и учениях.
В древних мифологиях и религиозных верованиях часто встречается образ умирающего и воскрешающего Бога, который символизирует закат и восход Солнца. Этот архетип имеет глубокие символические значения и отражает цикличность природы и жизни вообще. Мастер Хирам – сакральное существо, которое исполняет свою миссию на Земле, претерпевая смерть и обретая воскрешение. Его история также связана с ритуальным погребением, рассказывающим о его смерти, а затем – с его торжественным возвращением к жизни. Этот образ символизирует переход от одной фазы к другой, от конца к началу, от тьмы к свету.
Что же произошло с Коллегией Девяти Мастеров в дальнейшем, когда Иерусалимский Храм после семи лет упорного руда был, наконец, возведен? Самый достойный из девяти был избран главой Братства и присягнул на верность Богу, поклялся в преданности государю и обещал быть милосердным в отношении людей. Девять Избранных удалились от мирских дел, погрузившись в молитвенное сосредоточение и занявшись благотворительностью. Они стали родоначальниками Ордена Прославленных Компаньонов, ложи которого действовали в Палестине до прихода крестоносцев. Большинство Избранных Рыцарей сражались с язычниками и приняли христианство. В XII в. они соединились с иоаннитами-госпитальерами (будущий Мальтийский орден) и тамплиерами. Из Святой Земли Орден распространился по всей Западной Европе и дошел до Шотландии, где и укоренился в таинственном Кальвиннинге, получив современное название – Франкмасонский Союз. Толкование заключительной части мифа о Хираме, подмастерья и Мастерах основано на том, что в жизни человека чрезвычайно важное значение имеют соблюдение клятвы Богу, преданность государям, милосердие, забота о ближних и готовность пролить свою кровь за веру. Не следует забывать и о той мистической истине, что сердце – это живой храм, в котором располагается алтарь, на котором приносятся священные жертвы Богу.
Образ Мастера Хирама действительно интересный и символичный. Этот архетип, как правило, ассоциируется с мифологическими и религиозными представлениями о цикличности жизни, смерти и возрождения. Мастер Хирам часто связывается с солнечным божеством, которое умирает и воскресает каждый день, отражая циклы природы и космического времени. Этот архетип и символ можно найти в различных культурах и верованиях, представленный в различных формах и образах.
В имеющейся оккультной литературе существует несколько принятых толкований мифа о Мастере Хираме. Космологическая интерпретация исходит из отраженного в легенде факта борьбы двух враждебных начал – божества, принесенного в жертву и возрожденного, и злого духа. Древняя мистерия умирания - воскресения Мастера носит онтологический характер, напоминая также об оживлении природы весной и о воскрешении всех мертвых во время Страшного суда.
Астрономическое объяснение основывается на том, что данное сказание повторяет древнеегипетское повествование об убитом и воскресшем Озирисе. Хирам, как и египетский бог, олицетворяет Солнце в период зимнего солнцестояния. Солнце-Озирис циклически «умирает» и «воскресает» в течение года. Убийцы располагаются у восточных, западных и южных врат – сторон света, освещаемых дневным светилом. Три подмастерья и девять мастеров в совокупности соответствуют двенадцати знакам зодиака.
Библейские мотивы. Очевидны параллели с картинами воскресения мертвых праведников, запечатленных в Библии. Иудеохристианская символика во время посвящения в степень Мастера проявляется и в ритуальном разделении ложи по примеру Иерусалимского Храма на две части – на Святое Место и на Святейшее Место.
Аллегорическое истолкование легенды о Мастере в духе Просвещения требует видеть в Хираме свет истины, свет разума, а в подмастерьях – противостоящие ему силы фанатизма, деспотизма и невежества. Важно лишь при этом помнить, что Хирам всегда символически снова и снова воскресает в каждом из вновь посвященных в ложах мастеров. Следует иметь в виду, что тема Мастера-строителя в той или иной форме присутствует во всех масонских степенях.
Таким образом, Мастер Хирам – это архетипическая фигура, которая символизирует умирающего и воскрешающего бога, а также заходящее и восходящее Солнце. В различных мистических традициях и ритуалах, Мастер Хирам является важной фигурой, которая играет роль в инициации и переходе от одной стадии жизни к другой, от одной ступени посвящения – к другой.
Миф о Мастере Хираме имеет свои корни в древних религиозных традициях и ритуалах. Он рассказывает о смерти и воскрешении божественного героя, который переживает путешествие в загробный мир и возвращается обновленным. Этот мифический сюжет является аллегорией постоянного перехода от старого к новому, от смерти к возрождению, от тьмы к свету, символом трансформации реальности, трансцендентной эволюции, перехода от реальности к сверхреальности.