Вертолеты-краны Ми-10К уже невозможно увидеть в небе. Да и в музеях этих огромных воздушных исполинов осталось весьма немного.
Несколько лет назад, нам удалось посетить пару таких воздушных исполинов, стоящих на хранении в аэропорту Ухты. Ми-10К с номерами RA-04119 и RA-04124 ранее летали в авиакомпании Комиавиатранс, а после запрета эксплуатации вертолетов типа Ми-6 и Ми-10, введенного 12 сен 2002г, после катастрофы одного из летавших тогда Ми-6 на Таймыре. Фактически чиновники вводившие запрет, "расчищали площадку", под планировавшийся завоз из главной американской авиасвалки Дэвис Монтан, вертолетов CH-47 Chinook, одна из фирмочек того времени, с большими связями в правительстве России, усиленно лоббировала ввоз старых вертолетов из США в Россию. Однако этого не случилось, но весь парк вертолетов Ми-6 и Ми-10 оказался на вечном приколе. Под запрет эксплуатации попали даже вертолеты, находившиеся на капитально-восстановительном ремонте! Спустя пару лет процесс попробовали отыграть обратно, но быстро выяснилось, что все оборудование для ремонта Ми-6, а самое главное станочный парк для изготовления лопастей рулевого винта из дельта-древесины, уже успели сдать на металлолом. Идея заглохла. Ми-10К Ухтинского авиаотряда всю свою жизнь работали практически по всей стране, а с развалом Союза работали в качестве летающих-кранов и в Европе, так борт 04124 в 1992 году выполнял работы в Бельгии и Голландии. После введения запрета на полеты, большие "Мишки" остались в Ухте. Удивительно, что за эти годы вертолеты не порезали на металлолом, а бережно хранили и даже проводили технические работы по переконсервации. Борт 119 сохранен практически в полном комплекте, а на 124м не хватает всего нескольких приборов в кабине экипажа.
С недавних пор на борт 124 водят детские группы, приходящие на экскурсию в аэропорт Ухта. Мы очень надеемся, что эти легендарные вертолеты будут сохранены в Ухте или попадут коллекцию одного из авиационных музеев России.