Продолжение истории Советска-Тильзита. Предыдущая часть материала - в статье ранее.
После открытия в 1544 году Кёнигсбергского университета остро стоял вопрос о качественной подготовке будущих студентов. Так в столице и крупных городах появляются латинские партикулярные (обучались только мальчики) школы. Самая первая, имея в своём штате всего трёх преподавателей, начала работу в Тильзите в 1586 году. Её строительство (по Дойчештрассе) и содержание оплачивалось из личного бюджета маркграфа Георга Фридриха Бранденбургского. Официальное наименование: «Литовская провинциальная школа» (нем. Litthauische Provinzialschule). Присутствующее слово «литовская» свидетельствует, что в числе учеников преобладали носители литовского языка, а программа обучения направлена на подготовку будущих специалистов для работы в восточно-прусских землях так называемой Малой Литвы. Ввиду поставленных задач студенты не отвлекались на сторонние предметы, а занимались исключительно профильными предметами, необходимыми будущим пасторам: немецкий и латинский языки, латинская грамматика, заучивание лютеранского катехизиса, чтение в подлинниках Цицерона, Евангелие на латыни и греческом языках.
Первая городская кирха, стоявшей у набережной реки Мемель и зернового рынка, к концу XVI века обветшала, поэтому в 1598 году её сносят, а на фундаменте возводят новую церковь, в 1610 году принявшую первых прихожан.
Это была прямоугольная постройка внушительных размеров (40,8 х 20,7 м.) из кирпича, поддерживаемая контрфорсами, башня располагалась с запада. Храм получил название Немецкая кирха (нем. Deutsche Kirche), позже – Городская (нем. Stadtkirche), а с 1933 года – Немецкая Орденская кирха (нем. Deutschordenskirche).
Церковь имела богатое убранство, главным украшением являлся трёхъярусный алтарь, который долго и тщательно вырезали с 1611 по 1650 годы. Он имел множество фигур с образами святых и пророков, картины на библейские темы. В 1677 году добавилась резная кафедра с мощной фигурой Моисея. На каждой колонне висели эпитафии пасторам и знатным людям города. Важным элементом храма был орган, изготовленный Бурхардом Вейхартом из Падеборна. Настоящим произведением искусства являлись медные люстры XVII века, украшенные образом мальчика с посохом и двуглавыми орлами.
В 1645 году дополнительно построили Евангелическую капеллу (часовню) в виде оштукатуренного кирпичного здания с башенкой на крыше, простым интерьером, но с органом. Она служила вспомогательной церковью для большой общины.
Готовясь к военному противостоянию со Швецией, Великий курфюрст с середины XVII века создаёт тильзитский гарнизон из роты бранденбургско-прусских солдат и 1000 всадников. В 1670-1671 годах произошло усовершенствование крепости: вокруг фортификационного объекта построили валы для установки артиллерии, а по углам – небольшие бастионы.
В 1672 году Фридрих Вильгельм I втягивает Бранденбург и Пруссию во Франко-Голландскую войну, в которой его главным противником являлась Швеция, а цель – захват Померании. После того как Великому курфюрсту удалось взять цитадель шведской Померании (крепость Штральзунд), противник решил ударить с другого фланга: 15 ноября 1678 года из принадлежавшей шведам Курляндии вышло войско численностью в 11 тысяч человек. Под руководством фельдмаршала Горна оно дошло до прусского Мемеля (совр. Клайпеда), встретив сопротивление не стали его брать, но сожгли, а 6 декабря уже размещались в Тильзите. Немного отдохнув, скандинавы продолжили свой путь, ведь главной целью являлся Кёнигсберг (совр. Калининград).
Великий курфюрст оказался в сложной ситуации: враг стремительно двигался к столице Пруссии, а собственные основные войска, находившиеся в Померании, физически не успели бы добраться так быстро. Тогда он решается на авантюру, которая принесла успех и вошла в учебники военной стратегии. Загоняя лошадей, в Кёнигсберг отправляется кавалерия, которая соединяется с местным гарнизоном и начинает ввязываться в небольшие стычки с армией Горна, создавая видимость наличия в столице всей армии Фридриха Вильгельма I.
Тем временем для перемещения пехоты и артиллерии у местного населения выкупаются сани, которые по льду реки Висла и залива Фришес (совр. Калининградский) 20 января 1679 года добираются до Кёнигсберга. Отсюда «Армада на санях» (термин французских военных историков), опять же по льду рек Прегель (совр. Преголя) и Дайме (ныне Дейма), к 29 января 1679 году выходит к Лабиау (совр. Полесск), где Великий курфюрст выкрикнул: «Не останавливаемся, все на Шплиттер». 9 тысяч солдат с тяжёлыми орудиями, под звук хрустящего льда Куршского залива, вскоре вышли к Тильзиту.
За рекордно короткий промежуток времени Великий курфюрст смог переместить свою основную армию в тыл шведов. Скандинавам не приходилось выбирать – пришлось срочно начинать отступление. Две армии встретились на подступах к Тильзиту. 31 января 1679 года состоялось большое сражение в районе Шплиттера. Шведы были разбиты. Несколько дней армия Фридриха Вильгельма Iпреследовала хаотично бежавшего противника. Согласно шведским источникам, в Ригу вернулось не более 5 тысяч солдат из начинавших поход 11 тысяч человек. Немецкие историки и вовсе утверждают, что в живых осталось не более 1500 «непобедимых» шведов.
Эта операция увековечена в истории как «Великий ледяной манёвр» или «Охота на Куршском заливе». К разочарованию для Великого курфюрста его новаторство на поле боя не принесло желаемого – Франция потребовала вернуть Швеции Померанию, ссылаясь на Вестфальскую систему миропорядка после Тридцатилетней войны, а Священная Римская империя это поддержала. Впрочем, тогда вся Европа узнала, что на смену шведской военной легенде пришла прусская армия, которая откажется от излюбленной тогда манеры выигрывать сражений числом, не щадя солдат, а будет полагаться на грамотную тактику и стратегию полководцев.
При общей победе Великого курфюрста те военные действия показали слабость гарнизона, поэтому в 1687 году по распоряжению генерала и губернатора Мемеля Фридриха фон Дёнхоффа в Тильзит на постоянное место дислокации переводится Шверинский и 1-й гренадёрский полки.
Пережившие страшные дни горожане продолжили думать о прекрасном и религии. В 1695 году обновилась башня кирхи. Изначально она была исполнена в классическом для Восточной Пруссии стиле: массивная прямоугольная, закрытого типа с деревянным, облицованным медью куполом. За два года вместо неё возвели новую со шпилем в стиле барокко, высотой почти 63 метра. Верхняя часть состояла из трёх куполов разного размера с открытыми галереями между ними. Центральный купол стоял на восьми шарах диаметром 1,6 метра. После окончания работ храм с необычной башней становится архитектурной доминантой города.
В 1697 году через Тильзит проезжает та часть Великого посольства Петра I, которую возглавлял Франц Лефорт.
XVII век заканчивается открытием в Тильзите в 1698 году почтамта, подчиняющегося напрямую Берлину.
В период страшной эпидемии чумы 1709-1711 годов город пострадал чуть ли не больше других крупных поселений провинции – умерло более половины жителей. В 1714 году с инспекцией Тильзит лично посещает новый король Пруссии Фридрих Вильгельм I. На его призыв к европейским протестантам, угнетаемым на своей родине, переехать на земли востока Пруссии, откликнулись многие. Тильзит пополнило большое число уже бывших жителей Зальцбурга, Магдебурга, свою общину сформировали голландские меннониты.
19 апреля 1717 года король Фридрих Вильгельм I поручил генерал-майору Вутенау формирование драгунского полка из 780 саксонских солдат и офицеров. В декабре того же года так называемые «фарфоровые драгуны» были отправлены на свои квартиры в несколько прусских городов, включая Тильзит. Местные драгуны носили бело-красные мундиры.
С 1795 года командир полка несколько лет имел свою резиденцию в замке Тильзит, а солдаты размещались в новом большом казарменном комплексе с манежем, построенном в 1800 году на Казерненштрассе.
В 1754 году ввели в эксплуатацию новое здание муниципалитета. Ратуша, с венчающей её башенкой, стала ещё одним символом Тильзита, составив единый архитектурный ансамбль с расположенной поблизости Немецкой кирхой.
В начале Семилетней войны тильзитский 7-й драгунский полк шефа Плеттенберга включают в состав корпуса Левальдта и отправляют на защиту рубежей у Ангербурга, Голдапа и Олецка. Этим воспользовалась Русская императорская армия: 19 июля 1757 года корпус под командованием Фермора без боя вошёл в город. С 1758 года и до смерти императрицы Елизаветы Петровны, провинция входила в состав Российской империи, а Тильзит выполнял роль базы снабжения. В 1762 году после возвращения в состав Пруссии, город являлся одной из точек сбора выводимых русских войск.
В период, когда провинция находилась под властью русского орла, в Тильзите построили еще один культовый объект: в 1757 году многочисленные литовские горожане получили свой храм взамен небольшого молельного дома в ветхом фахверковом здании.
Часть средств выделила императрица России Елизавета Петровна. Возведённая по проекту архитектора Бергиуса Литовская церковь (Кирха Христа) имела овальную форму, крышу которой венчала башня.
Внутри нефа сводчатый деревянный потолок опирался на дорические колонны. Орган установили в 1860 году. Располагалась церковь на Хоештрассе.
В 1767 году город получает понтонный мост через реку Мемель. Коммерческий советник Готтшальд строит две ветряные лесопильни: тогда еще никто и не мог подумать, что это станет основой для деревообрабатывающей промышленности – экономической базы Тильзита и Рагнита.
11 декабря 1783 года в доме №39 на Пакхофштрассе (совр. ул. Герцена, 1) в семье военного советника и дочери кёнигсбергского пастора родился Максимилиан фон Шенкендорф - легендарный немецкий поэт, которым гордились жители Тильзита и всей Восточной Пруссии. Его жизнь была бурной, хотя и короткой: умер в 34 года, аккурат в день своего рождения. Детство Максимилиана прошло в деревне под Тильзитом в родовом имении его отца. Затем было обучение в Кёнигсбергском университете на юридическом факультете, где он создал союз поэтов «Венок Балтийского моря». В те годы он вёл весьма эксцентричный образ жизни ввиду чего отец отрёкся от сына, а мать разослала всем знакомым письма с требованием не занимать ему денег. В 1809 году на дуэли Максимилиану раздробило руку, а спустя три года Шенкендорф женится на Генриетте Барклай, овдовевшей супруге шотландского предпринимателя и кёнигсбергского «табачного короля», также владевшего несколькими ветряными мельницами и роскошным имением под Меденау (совр. Логвино).
В 1813 году Шенкендорф записывается в ополчение и даже поучаствовал в легендарной Битве народов под Лейпцигом. Правда, непонятно в каком статусе, ибо у него была парализована рука. Именно тогда к нему пришла слава благодаря написанию духоподъёмных патриотических песен, с которыми солдаты шли в бой, их распевали жители всей Пруссии. После окончания войны тематика текстов резко меняется, Максимилиан сочиняет духовные песни и гимны, за что его назовут «последним певцом церковной поэзии Германии».
Шенкендорф был захоронен на Главном кладбище Кобленца, где служил правительственным советником. В родном же городе на пожертвования местных жителей в 1890 году на площади перед ратушей Максимилиану установили большой памятник, под который заложили капсулу с грамотой за подписью императора Фридриха Вильгельма III. Площадь также переименовали именем легендарного поэта.
К сожалению, сегодня мы не может увидеть эту работу тильзитского скульптора Мартина Энгельке, т.к. с приближением советских войск к городу в 1944 году памятник был демонтирован и увезён в неизвестном направлении.
Дом, в котором родился Максимилиан, позже был переоборудован под гостиницу, сгоревшую в 1888 году. На её фундаменте построили новое здание (совр. ул. Герцена, 1), на фасаде которого сегодня висит памятная доска Шенкендорфу. А площадь имени «поэта свободы», с которой открывался вид на красивую ратушу, в современном Советске именуют улицей Дружбы, с 2014 года она представляет собой музей военной техники под открытым небом.
В 1798 году в Тильзите основан масонский клуб, а спустя два года по разрешению Великой национальной ложи создаётся местная ложа «Луиза к чистому сердцу». Её председателем выбрали купца Иоганна Фридриха Кайзера. Любопытный факт: эта ложа предоставляла стулья и столы для плота, на котором в 1807 году состоялась первая часть переговоров о Тильзитском мире между императорами Франции и России. В 1823 году ложа была преобразована в «Ирэна», а затем в Тильзите открылись ещё две – «Андреа Стренуа» и «К трём патриархам».
В 1805 году ветшающий замок был продан с аукциона шестерым местным торговцам. В перечне передаваемых объектов фигурировали только северный и западный флигели, башни и частично стена. К началу войны Франции против четвёртой коалиции в 1806 году в Тильзите проживало более 7,7 тыс. человек.
Продолжение следует…
© Дмитрий Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Продолжение истории вы можете прочесть в книге Дмитрия Галлиса «Прусская Атлантида: исторический путеводитель по Калининградской области», которую можно приобрести, отправив заявку на почту автора, либо через сайт проекта:
- Эл.почта для заказа: dm.owlstuduo@gmail.com
- Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws
P.S.: Подборка статей «История Советска-Тильзита»:
Часть 1: Путь от Шплиттера и Каустриттена до «гогенцоллернского» Тильзита.
Часть 2: Старейшая школа, Немецкая и Литовская кирхи, ратуша, драгуны и Шенкендорф.
Часть 3: Вокруг Тильзитского мира.
Часть 4: Еврейская столица, сыр тильзитер, парк Якобсруэ и католический храм.
Часть 5: «Святая контрабанда» и Видунас, вилла Франка и Промышленная выставка, физик Вихерт и писатель Зудерманн.
Часть 6: Зарождение целлюлозной империи, трамвай, памятник Луизе, Тильзит-Театр и Реформатский храм.
Часть 7: Мост Луизы, Кройцкирха, Лесное кладбище с крематорием, крайсхаус и театр королевы с вампиром.
Часть 8: Разделенный город, наследие Мендельсона и Беренса, лось, тингплац и дом Мюллера-Шталя.
Часть 9: Город, узнавший о войне не из газет, или советское возмездие и стремительное восстановление.
Часть 10: Унаследованные традиции образования и успешный город-сад эпохи СССР.
Часть 11: Судьба культовых объектов, конец целлюлозно-бумажной отрасли и новейшая история пограничного города.