Найти в Дзене

Право особенных детей на творчество

Картинка сгенерирована искусственным интеллектом
Картинка сгенерирована искусственным интеллектом

Многим родителям, воспитывающим ребенка с особыми потребностями, знакомо ощущение: необходимо бежать очень быстро, чтобы просто остаться на месте. Обычно это бег наперегонки не с диагнозом, а с системой: за право на образование, за право на уважение, за то, чтобы в ребенке видели человека.

“На социально-медицинской экспертизе нам дали заключение: в дальнейшем обучении не нуждается, в трудоустройстве не нуждается”,- рассказывает Елена Детушева, мама Глафиры.

Для ребят с особенностями творческие курсы – не просто уроки в виртуальном пространстве, а то, что стало важной частью их жизни, точкой опоры в выборе дальнейшего обучения и, безусловно, поддерживающее сообщество – педагогов, кураторов и новых друзей среди участников.

Команда АНО “Колесо Обозрения” с 2014 года работает над социокультурной реабилитацией детей и молодых взрослых с особенностями развития, открывает ребятам мир искусства, проводит тренинги по взаимодействию с этой аудиторией для музейных сотрудников, разрабатывает методические материалы инклюзивных программ музеев и ежегодно проводит творческий конкурс “Я художник – я так вижу”.

Идея создать онлайн-циклы занятий “Я так творю” по истории искусства родилась в пандемию и отлично прижилась после. К разработке программы были привлечены сотрудники музеев и специалисты в области инклюзивного образования. Партнерами проекта стали Русский музей, Всероссийский музей декоративного искусства, Бахрушинский музей, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Глафира - юная девушка с ДЦП уже давно занимается рисованием и историей искусств. Она дважды становилась победительницей инклюзивного конкурса “Я художник-я так вижу”, который проводит АНО “Колесо обозрения” при участии российских музеев-партнеров*.

Когда Глафире исполнился 21 год, она стала участвовать в циклах по искусству в рамках проекта “Я так творю”, Участникам было так комфортно и интересно, что многие за этот период прошли несколько циклов (а каждый состоял из 6-8 занятий с домашними заданиями).

-Рисует она с детства. Конечно, когда Глаша росла, не было особо никаких инклюзивных проектов, так что мы всё сами, хотя иногда и страшно было записываться в кружки. Но нам везло, преподавали молоденькие девочки-студентки, у них не было предвзятого отношения к Глаше. - делится мама Глафиры.

Надо сказать, что частая проблема мероприятий, организуемых для взрослых с ментальной инвалидностью - это их детская стилистика и темы. Но выбор тем циклов проекта “Я так творю” - это соответствие возрасту аудитории и очень содержательные занятия, где обсуждаются секреты приготовления иконописных красок, китайская живопись и супрематизм.

Создатели проекта и конкурса убеждены в важности самореализации через творчество и приобщение к искусству, и это возможный путь к получению профессии и последующему трудоустройству.

*Организатор конкурса - АНО Колесо Обозрения.

Генеральный партнер проекта – Музей Москвы.

Конкурс проходит при использовании гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов в партнерстве с брендом ГАММА, компанией ЛАНИТ, Silk Way Rally/ Ралли «Шёлковый путь», Усадьбой Мангуп и компанией I-way, при информационной поддержке социальной сети ВКонтакте, Радио Культура 91,6 FM, ИКОМ России, Фонда «Обнажённые сердца».