Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Тельма” (2017, Thelma): Бог Тельму метит

Оглавление

Психологический триллер “Тельма” поставил режиссёр Йоаким Триер (Joachim Trier). Это очень созерцательное кино, тягучее и медитативное. В нём нет экшена, его повествование построено на красивой картинке, он не раскрывает чего-то такого, что раньше не рассказывалось, но чёткий финал оправдывает всю предыдущую тягучесть.

На самом деле, в плане жанра будет недостаточным назвать его просто триллером. Здесь есть место мистике, драме, фэнтази, ужасам. Всё это здорово переплетается в единую картину.

Сюжет

Тельма учится на биолога в университете в Осло. Ей очень одиноко, она наблюдает за окружающими и завидует им, что они как-то находят себе пару и сбиваются в компании. Тельма из христианской семьи, воспитание накладывает сильный отпечаток на поведение – ей нельзя пить, курить, гулять допоздна, родители постоянно контролируют, где она в данный момент находится и когда поела.

Она знакомится с Аней Адамс из своего университета. Между ними возникает взаимная симпатия, но Тельма очень боится чувства, которое зарождается внутри неё к подруге. Тельму начинают мучать приступы эпилепсии.

Медицинское обследование из-за приступов неожиданно раскрывает тайну, которую её собственное сознание от неё прятало.

Мысли и рассуждения после просмотра

Начинается фильм очень ярко. Как Стивен Кинг говорит о первом предложении в любом художественном произведении, что оно должно быть броским как проститутка, так и тут – открывающая сцена заставляет до самого финала гадать, почему отец навёл винтовку на голову своей шестилетней дочери на зимней охоте. Но всё же не выстрелил. Почему он считает её злом, которое сам в праве устранить. Актёр отыграл это состояние отменно – он сдержан, странен, что пугает и настораживает, заставляя гадать о его мотивах. Какая у них природа – логичная или с патологией.

Шестилетняя Тельма и её отец Тронд на зимней охоте
Шестилетняя Тельма и её отец Тронд на зимней охоте

Следующая сцена, снятая сверху и напоминающая открывающую сцену “Разговора” (1974) Фрэнсиса Форда Копполы, усиливает впечатление того, что главная героиня Тельма, уже повзрослевшая и отвоевавшая у отца часть права на независимость, всё же находится “под прицелом” своего отца, пусть и условным на данный момент.

Камера оператора плавно снижается над площадью, не сразу показывая, кого именно нужно провожать взглядом (подчёркивая, что главная героиня вполне обычная на вид девушка).

Повзрослевшая Тельма приехала в Осло на учёбу
Повзрослевшая Тельма приехала в Осло на учёбу

На секунду рядом с девушкой останавливается пожилой мужчина, давая ложную догадку, что сейчас зрителя поведут за ним, но нет – оператор “смотрит” на девушку, и зритель следует за ней. У Копполы в открывающей сцене подсказкой служил пищащий звук, дающий понять, что речь пойдёт о наблюдении, подслушивании, у Триера секундная фиксация на мужчине даёт микроподсказку, что ответ нужно искать среди мужчин рядом с Тельмой и подчёркивает её уязвимость, что за ней постоянно кто-то подсматривает. А также взгляд камеры сверху отсылает и к Богу, его надзору за ней, что она усвоила опять от своего отца. В реальности Тельмы связь между Богом и отцом самая тесная, для неё между этими понятиями стоит знак “равно”. Он управляет ею с жестокостью – внушает свои мысли, но может великодушно позволить “попробовать что-то новое”.

Словом, драма/триллер/ужасы “Тельма” – это история о сверхъестественном контроле.

Контроле *родителя над ребёнком (когда родители часто звонят Тельме и детально расспрашивают о прошедшем дне или почему она вдруг не ответила на звонок. А потом и вовсе отец запер её в комнате, опаивал таблетками и даже сам мыл, не позволяя ей уединяться в ванной комнате);

*Бога – над человеком (Тельма испытывает панический ужас от того, что с ней произошли изменения, она впервые в жизни начала испытывать чувства к другому человеку, в ней появилось влечение, но оно опасное – к девушке, из-за чего она неистово читала молитву, боясь, что Бог её накажет за это. Но у Тельмы есть способность – внутренняя сила, благодаря которой она может получить то, что хочет. В этом фильме это доведено до сверхьестественного уровня, может, сам Бог дал ей эту способность, но другой её контролёр внушал ей чувства страха и стыда, заставляя избавиться от её способности – фактически от своей индивидуальности);

*подсознания – над своим хозяином (оно блокирует травматический опыт во благо человека, но обстоятельства складываются так, что триггеры появляются и заставляют вернуться к истокам и пережить опыт снова; в случае с Тельмой её травматический опыт выражается псевдоэпилептическими судорогами – тело реагирует на нечто подавляемое. Когда Тельму обследовали, чтобы установить точный диагноз, врач задавал вопросы, которые помогли бы спровоцировать приступ, слыша ответы, он просил её “идти глубже” в своё сознание, чтобы докопаться до ответа наконец. Изначально приступы рядом с Аней были лишь поверхностными признаками – они вызывали страх, что её лесбийское влечение пошатнёт её веру и отдалит от Бога, но проблема оказалась глубже);

*воспитания (внушённых стандартов/убеждений) – над тем, что требуют инстинкты (Тельме очень хотелось стать частью социума, найти друзей, как все; она видела, что они сбиваются в стайки и смеются, их что-то связывает, но она ничем не хуже них самих, но у неё не получается; тем не менее ей это удаётся и с Аней она позволяет себе “согрешить” – выкурить первые сигарету и косяк, стать жертвой розыгрыша, выпить пива и вина, упоминать имя Господа всуе и сквернословить);

*науки – над разумом (отец Тельмы работает врачом, с помощью лекарств он пытался нейтрализовать происходящее с ней, якобы делая её безопасной; пример с его больной матерью, которая лежит в клинике и наполнена слишком большим количеством препаратов по его распоряжению, выдаёт в нём манипулятора. Для него таблетки – это способ проявления власти над женщинами, которые его окружают. Хотя жена прикована к инвалидному креслу не по его вине, всё же она находится тоже под его контролем, что ему подходит);

*человека над самим собой – к чему в итоге приходит Тельма, когда понимает, что свою силу она может использовать не только во вред, как ей всегда убедительно вкладывалось в голову, хотя она того и не понимала, но и во благо. По сути, у неё не было злых намерений относительно других людей, просто она не знала себя саму должным образом. Её светлое начало проявляется в том, что она прикосновением рук излечила свою мать, а бесчувственный птенец, который выпал из её рта, ожил и улетел прочь.

Фильм заканчивается съёмками с верхней точки, как и начинался. Сначала это был момент, когда Тельма лежит на траве у озера, спасшись от смерти, потом – она идёт с Аней после того, как они встретились около университета. Взгляд сверху остаётся. Тельма признаёт, что сверхьестественное вмешательство есть. Сила, победившая смерть, продолжает жить.

Финальная сцена - Тельма и Аня в центре изображения
Финальная сцена - Тельма и Аня в центре изображения

Но фильм не заканчивается так уж просто – якобы Тельма разобралась со своим травматическим опытом, устранив причину своих страданий, и обрела душевное спокойствие. Её имя в переводе с греческого означает “воля”. Это заставляет гадать над вопросом – Аня пришла к Тельме по своей воле или потому, что Тельма использует свою силу и хочет, чтобы девушка к ней пришла. Ведь то, что у неё есть неординарная сила и пример использования её во благо, не отменяет того, что Тельма начнёт пользоваться ею более изощрённо.