Есть гриб, который просто издевается над всеми эмпирическими правилами. Белые пластинки - страшно, темнеющие - хорошо? Так-то оно так, цвет пластинок - верный способ отличить шампиньон от смертоносных мухоморов (от бледной и белой поганок, в частности) - но есть один нюанс. Имя ему - белошампиньон.
История началась году эдак в 2007. Жарким летним утром на душистой опушке старого засечного леса повстречался мне этот гриб. Наше лето - живое царство запахов. Сначала пересечь заросший ивой ручей; в воздухе разливается пряная горечь, аж в горле першит. Потом - пышно цветущий, сонно гудящий заливной луг. И наконец - черная стена широколиственного леса. И липа вся в цвету.
Обоняние - функция глубокая, рептильная, потому и маркером служит надежным. У крокодильчика мозг с фасолинку, и потому он не умеет ошибаться - все маршруты там очень простые и однозначные. Так вот: мой внутренний крокодильчик видит этот первый белошампиньон как наяву. И аромат его - ни с чем не спутаешь, даже в цветочном ореоле жаркого летнего дня.
Аккуратная полукруглая шляпка - белая, с желтоватыми "веснушками". Толстая плотная ножка с аккуратным кольцом, чуть вздутая в нижней части. Передо мной стоял совершенно нормальный, свежий и бодрый шампиньон, если бы не один нюанс. Пластинки - белее белого. Мгновенное узнавание, ожившая картинка из справочника: белошампиньон румянящийся (Leucoagaricus leucothites). Нечасто случается так, что незнакомый доселе гриб узнаётся с первого взгляда. Но вот - случилось же.
И, главное, гриб вообще не страшный, так в корзинку и просится. Чтобы испугаться, пришлось совершить над собою высокое нравственное усилие. Испугался, пускай и через силу. Отпустил находку обратно в лес.
Чего же тут бояться?
Азбучная истина: при сборе шампиньонов грибник должен обращать внимание на пластинки. Вольву (такой "кошелёчек") в основании ноги можно упустить из виду, а пластинки не врут. Их окраска определяется цветом спор, на них, на пластинках, постепенно вызревающих. У настоящих шампиньонов споры тёмные, почти чёрные. Таким образом, изначально белые пластинки темнеют по мере развития гриба. Кремовый... розовый... мясо-красный... тёмно-коричневый... фиолетово-бурый... и чёрный, наконец.
Бледная поганка (Amanita phalloides), равно как и её подельница, белая поганка или мухомор вонючий (Amanita virosa) относятся к роду мухоморов. Споры у мухоморов белые или бесцветные. Пластинки с возрастом не окрашиваются - окрашиваться им просто нечем. Могут немного тускнеть, сереть, желтеть - обычные возрастные изменения. Но не окрашиваться. Это вам к вопросу - а зачем вообще знать все эти детали про цвет спор? А затем. Системные познания лишними не бывают.
Через это постигаем эмпирическое правило: грибники-казуалы должны пуще медведя бояться "шампиньонов" с белоснежными пластинками. Это разумно и справедливо.
Вот только есть на свете один гриб, который в эту квадратно-гнездовую схему решительно не вписывается.
Белошампиньон румянящийся - точно такой же, как настоящие шампиньоны, только с бесцветными спорами, - стихийный враг стройных концепций. В том числе ещё и потому, что он очень вкусный, гораздо вкуснее настоящих шампиньонов. (Вкусы - дело субъективное, но таково уже сложившееся мнение; хвалят его самые разные люди).
Много лет он рос себе и рос, не привлекая внимания санитаров. В наших (да и не только) краях белошампиньон плодоносил по схеме "два гриба в три ряда", не вызывая к себе никаких потребительских чувств. И вот странной осенью 2022 года - прорыв, будто где-то под землёй развязался мешок с живыми грибами.
Белошампиньоны появились везде. В густой траве под молодыми берёзками. На ровной подстилке еловых посадок. Под дубами у опушки векового леса. Наконец, в моём саду.
Были они разные, словно не один вид, а целая когорота. Коренастые и пузатенькие, словно калиброванные магазинные шампиньоны. Тощие и развесистые, как белые полевые зонтики. Белоснежные, конопатые и густо-кремовые. С толстым кольцом и с тонким кольцом. Словом - на любой вкус и цвет.
Поначалу я даже думал, что половина находок - зонтик белый (Macrolepiota excoriata), а вовсе никакой не белошамп. Очень уж фундаментальным выглядел разброс внешних признаков. Специалисты, впрочем, разубедили: у белого зонта шляпка чешуйчатая, да и кольцо не такое. Значит, всё что было - театр одного актёра. Удивительно, но факт.
И при всём при этом, белошампиньон на вид совсем не страшен. Несмотря на вколоченное с детства предубеждение против "неправильных" шампиньонов, тревожная сирена расслабленно безмолвствует. Хороший гриб. Аппетитный, ароматный. И, по-моему, отменно вкусный. На правильные шампиньоны - не похож.
Нет, я не ставлю под сомнение Главное Эмпирическое Правило Грибника. Подозрительные шампиньоны - табу, харам, треф. Это правило написано кровью, причем кровь впиталась так глубоко, что достигла самых рептильных отделов мозга. Грибник помнит, грибник не забудет, потому что забыть об этом невозможно физически. Это уже как прошивка ПЗУ.
Но ведь вкусно же. И ни на какие "поганки" не похоже вовсе.
Эй, Ангел Смерти! Вас тут не летало.