Найти в Дзене
Digital Chill

IT решения для рынка недвижимости в 2024 году.

Компания ILAVISTA Technologies занимается продуктовой разработкой 8 лет. За это время мы работали практически со всеми сферами бизнеса: от розничной торговли и медицины, до производственных компаний и сферы недвижимости.

Работая с каждой сферой перед нами всегда ставилась основная задача - сделать цифровую копию компании и оцифровать бизнес-процессы.

Работая с таким количеством бизнеса, мы можем с уверенностью сказать, что сфера недвижимости самая сложная с точки зрения оптимизации и оцифровки.

Это связано с тем, что сфера является ключевой в экономике как таковая, но также что в любом процессе участвует огромное число подрядчиков и инстанций, процесс строительства растянут во времени, а дальнейшие процессы, связанные с покупкой/продажей и арендой вообще существуют столько, сколько сам объект будут существовать физически.

Наша команда создавала проекты по аренде и продаже недвижимости, новостные порталы в индустрии, создавала новые сервисы онлайн покупки через систему цифровых подписей граждан, а также проектировали online инфрастру.

Если мы возьмем компанию из сферы недвижимости, то все процессы мы разобьем на те, которые относятся к самой компании, как к бизнесу и присуще любой другой компании - это найм, кадровый учет, охрана труда (со спецификой контроля в строительстве), бухгалтерия, финансовый учет, маркетинг и продажи.

А также специфические процессы, которые характерны только для сферы недвижимости: процесс строительства, контроль строительства, сдача объектов, продажа объектов недвижимости, долгосрочная и краткосрочная аренда объектов недвижимости, управление объектами недвижимости, соблюдения законодательства в сфере продажи и аренды объектов коммерческой недвижимости.

Решая задачи на любом из уровней классических или уникальных для ниши процессов, каждая компания становится перед выбором: использовать готовые решения по модели подписки или покупки лицензии на использование, или разрабатывать свое собственное решение.

На VC есть отличный материал по готовым решениям на российском рынке: https://vc.ru/services/383230-chem-developeram-zamenit-sankcionnyy-soft-107-rossiyskih-servisov

Но наша команда занимается именно разработкой индивидуальных решений для компаний и по этому мы хотим поделиться нашим опытом в оцифровке компаний и процессов в нише коммерческой недвижимости.

В своем материале мы рассмотрим такие типы проектов, как:

  1. Каталоги недвижимости.
  2. Создание платформ для совершения сделок онлайн, автоматизация и оцифровка процесса купли-продажи.
  3. Корпоративные ресурсы.
  4. Создание экосистем в районах и поселках.
  5. Другие решения в сфере недвижимости.

Наверное самый востребованный продукт на рынке недвижимости - это платформа, на которой представлен каталог объектов. Это самый частый тип платформ, которые сделала наша команда и по которым мы получали заказы для расчета стоимости.

главная страница сервиса аренды недвижимости
главная страница сервиса аренды недвижимости

Почему такие решения так популярны и есть ли смысл конкурировать с лидерами рынка.

Данные платформы популярны, так как они необходимы всем игрокам рынка:

  1. Застройщики - презентация своих объектов для продажи и аренды жилой и коммерческой недвижимости. У них есть свои объекты и их много. Застройщик хочет иметь собственную платформу, которую может развивать самостоятельно и продавать с собственного ресурса. К примеру, застройщик построил огромный район, где тысячи квартир. Зачем все их публиковать на маркетплейсах или агентствах, если можно создать свою площадку и размещать все на ней.
  2. Агентства недвижимости - презентация объектов для продажи и аренды жилой и коммерческой недвижимости, которая представлена в агентстве. Для агентства это как свой собственный портал, на котором они могут презентовать все, что находится в управлении агентства. Чем лучше агентство раскачает свой проект - тем больше смогут продавать и сдавать в аренду. На собственной платформе не надо конкурировать с другими агентствами. На оборот - можно их приглашать на свою платформу и еще зарабатывать на конкурентах.
  3. Агрегаторы недвижимости - презентация объектов для продажи и аренды жилой и коммерческой недвижимости, которые пользователи разместили на платформе. Агрегаторы могут быть международными, но могут быть и локальными. Также агрегаторы могут быть тематическими. Например, агрегатор может быть по тематикам:
  • Продажа жилой недвижимости - первичка
  • Продажа жилой недвижимости - вторичка
  • Продажа жилой недвижимости - загородная
  • Краткосрочная аренда жилой недвижимости
  • Долгосрочная аренда жилой недвижимости
  • Продажа коммерческой недвижимости
  • Долгосрочная аренда коммерческой недвижимости
  • И еще десяток тематик.
каталог недвижимости на платформе
каталог недвижимости на платформе

По сути можно взять любой город и сделать в рамках его агрегатор, так как зачем мне платформа, где сотни тысяч объявлений, если мне нужна платформа, где только объекты в моем городе? Чем локальнее платформа - тем проще мне выбрать объекты, тем лучше описаны объекты относительно местности, которую я знаю.

4. Тематические площадки (блоги о недвижимости) - презентация объектов для продажи и аренды жилой и коммерческой недвижимости, которые разместили пользователи или партнеры на платформе. Как правило такие платформы имеют большой трафик в рамках своей тематики. И, как дополнительный доход и развитие, создают на платформе свой каталоги недвижимости.

В настоящий момент наша команда как раз участвует в подобной разработке для крупнейшего блога о недвижимости в одном из регионов. Проект имеет большой трафик и решил его монетизировать через добавление каталога недвижимости, тем самым получая дополнительную монетизацию своего трафика и создавая дополнительную ценность для своих пользователей.

5. Редкие сценарии, но также встречаются, когда банки создают каталог недвижимости, под которую выдают ипотеку и кредиты. Или архитектурное агентство создает каталог объектов, под которые готов проект и они продают именно его. Также наша команда участвовала в создании первой интернет площадка застройщиков в России, на которой были размещены уже готовые проекты от застройщиков, которые можно было купить сразу или в ипотеку от банка.

главная страница платформы от застройщиков России
главная страница платформы от застройщиков России

К такому типу проектов, можно отнести один из наших кейсов - Homy. Веб-платформа для краткосрочной аренды недвижимости. Данный проект можно отнести к типу каталогов - локальный агрегатор недвижимости в узкой тематики: краткосрочная аренда.

Описание проекта. Платформа посуточной аренде недвижимости. На платформе пользователи регистрируются и могут создать свой объект посуточной аренды, добавить календарь занятости. Пользователи могут найти объект в каталоге и оформить бронь. Администратор выступает модератором. Платформа легко масштабируется в долгосрочную аренду, продажу жилой и коммерческой недвижимости.

Проект имеет классическую архитектуру:

  • Главная страница - для распределения пользователя по платформе.
  • Каталог объектов с поиском, сортировкой и фильтрацией, а также отдельной страницей каждого объекта - основной функционал платформы. Также каталог должен быть максимально продуман с точки зрения SEO оптимизации, чтобы получать бесплатный SEO трафик.
  • Бронирование объекта - реализовано онлайн, чтобы пользователь сразу видел свободные даты и мог оставить заявку.
  • О проекте - для описания проекта.
  • Блог / Страница отдельной статьи - для публикации материалов, которые важны для пользователей и помогают SEO продвижению.
  • Новости / Страница отдельной новости - для публикации актуальных новостей в тематике и помогают SEO продвижению.
  • Личный кабинет пользователя: вход/ регистрация/ восстановление пароля.
  • Личный кабинет пользователя: сообщения от администрации платформы и других пользователей.
  • Личный кабинет пользователя: мои бронирования
  • Личный кабинет пользователя: профиль
  • Личный кабинет пользователя: разместить объект
  • Личный кабинет пользователя: мои объекты
  • Личный кабинет пользователя: страница объекта
  • Личный кабинет пользователя: статистика объекта
  • Панель администрирования для управления платформой.

Типы пользователей на платформе.

На платформе три типа пользователей:

  • Незарегистрированные пользователи: просмотр квартир, арендодателей.
  • Зарегистрированные пользователи: могут бронировать квартиры, добавлять в избранное, общаться в личных сообщениях с арендодателями.
  • Зарегистрированные пользователи, которые разместили квартиры: получают статус арендодателями и их квартиры попадают в каталог объектов.
  • Зарегистрированные пользователи, которые разместили услуги: получают статус исполнителей и попадают в каталог услуг и исполнителей.
  • Администратор: настройки платформы, модерация пользователей, авторов, исполнителей, работ, услуг, ответы на запросы пользователей

Монетизация.

  • Снятие ограничений по количеству объектов от аккаунта
  • Покупка выделенного размещения
  • Дополнительные сервисы и услуги от платформы
  • Процент от аренды

Каким типам компании подходит такое решение, чтобы автоматизировать собственные процессы.

Такое решение, как собственный каталог недвижимости, легко трансформируется в каталог по продаже, краткосрочной аренде, долгосрочной аренде или под любой другой каталог объектов недвижимости, которых необходим бизнесу.

Компания может автоматизировать выгрузку из своей ERP системы объекты на собственный портал и получать обратно заявки из каталога в CRM систему. А можно пойти еще дальше. Можно на базе собственного каталога сделать ERP систему по управлению объектами и собственную CRM по управлению продажами. Имея собственный маркетплейс, можно автоматизировать процесс закупки и анализа рекламы, оцифровать финансовый учет и сделать собственную автоматическую систему по управлению всеми процессами продажи и аренды своих объектов.

Самое интересное, что имея такую систему для себя, со временем компания может продавать ее внедрение конкурентам или сделать из этого свой собственный стартап.

Итого: каталоги недвижимости могут быть необходимы:

  1. Застройщикам.
  2. Агентствам.
  3. Тематическим площадкам.
  4. Организациям, которые создают проекты и готовые решения.
  5. Организациям, которые оказывают услуги, связанные с недвижимостью.

Второй тип решения по оцифровке тематики недвижимости хотелось бы поговорить - это процесс продажи и аренды. А точнее - процесс совершения сделки.

Ковидный год и последующие события, которые повлияли на то, что многие люди находятся удаленно от своего объекта недвижимости, все эти факторы подтолкнули развитие технологий на совершение сделок в онлайне.

Да, здесь очень важный момент имеет законодательство той страны, в рамках юрисдикции которой проходит сделка купли-продажи. Но вне зависимости от этого, появились десятки решений по онлайн покупке и продаже объектов. Даже если в стране нет юридической базы для нотариального заверения процесса купли-продажи в онлайне, появляются решения, которые закрывают 99% остальных действий в онлайне, чтобы оставалось только единственный момент - нотариальное подтверждение сделки.

Такой тип платформ стал популярным особенно в европейских странах, где активно используется цифровое правительство и активно идет внедрение индивидуальных электронно-цифровых подписей у населения.

Если законодательство позволяет нотариально заверять сделку онлайн, то электронно-цифровая подпись позволяет закрепить документы онлайн.

Одним из интересных кейсов, которые мы реализовывали в этой тематике, является проект Sing Deal Now - веб-платформа для покупки недвижимости онлайн.

главная страница проекта онлайн покупки недвижимости
главная страница проекта онлайн покупки недвижимости

Описание проекта. Проект для эстонского рынка, который мы разрабатывали во время коронавируса и связанных с ним ограничений. Идея очень простая: сервис, который полностью берет на себя оформление сделок по покупке и продаже недвижимости и исключает возможность ошибки. Подготовка всех документов, встреча с нотариусом, подписание договора купли-продажи - все это делается онлайн внутри платформы.

Вся работа завязана на ЭЦП, которая есть у всех резидентов Эстонии и широко применяется для подписания документов и обращений онлайн. Но в сфере недвижимости мы были первыми, кто интегрировал все настолько полно.

Даже сейчас такой функционал выглядит очень круто, а на фоне коронавирусных ограничений у него были все возможности, чтобы взорвать рынок.

Архитектура проекта.

  • Главная страница - для распределение пользователей по платформе.
  • О проекте - для описания проекта.
  • Блог / Страница отдельной статьи - для публикации материалов, которые важны для пользователей и помогают SEO продвижению.
  • Новости / Страница отдельной новости - для публикации актуальных новостей в тематике и помогают SEO продвижению.
  • Личный кабинет пользователя: вход / регистрация / восстановление пароля
  • Личный кабинет пользователя: сообщения
  • Личный кабинет пользователя: мои объекты
  • Личный кабинет пользователя: профиль (создание / редактирование)
  • Личный кабинет пользователя: разместить объект
  • Личный кабинет пользователя: мои сделки
  • Личный кабинет пользователя: страница сделки
  • Личный кабинет пользователя: статистика по сделкам
  • Панель администрирования

По сути платформа берет весь процесс сделки, оцифровывает его и позволяет участникам пройти все предварительные этапы онлайн вне зависимости друг от друга. На финальном этапе нотариус собирает всех участников онлайн, зачитывает документы и отправляет на подпись через ЭЦП каждому участнику сделки документ. Документ подписывается онлайн и сделка считается завершенной.

Если внедрять такой инструмент в юрисдикции, где нотариальное заверение онлайн не возможно, то все равно, весь процесс сбора информации, подготовка условий и документов может осуществляться онлайн и только сам факт подписания будет совершен оффлайн.

Типы пользователей на платформе.

На платформе три типа пользователей:

  • Незарегистрированные пользователи: просмотр платформы.
  • Зарегистрированные пользователи: продавцы - создание объектов недвижимости на продажу
  • Зарегистрированные пользователи: покупатели - участие в сделке по покупке недвижимости
  • Зарегистрированные пользователи: третьи лица, которые участвуют в сделки купли-продажи
  • Зарегистрированные пользователи: нотариус, который присоединяется к сделке и удостоверяет ее онлайн.
  • Администратор: настройки платформы, модерация пользователей

Монетизация.

  • Комиссия со сделки
  • Выделенное размещение
  • Дополнительные услуги платформы

Каким типам компании подходит такое решение, чтобы автоматизировать собственные процессы. Как правило это крупные агентства, которые занимаются непосредственно процессом совершения сделки. У них отработан процесс, который повторяется из раза в раз. Здесь у нас есть основная проблема, ту которую мы оцифровываем и автоматизируем:

  • Человеческий фактор ошибки - устраняем, система не делает ошибки.
  • Человеческий фактор скорости - устраняем, система не может работать медленно от того, что устала или много работы.
  • Человеческий фактор найма сотрудников для обработки большего числа сделок - устраняем, система может обрабатывать любое число сделок.
  • Документооборот - оцифровываем, все данные для документов берутся из системы, документы готовятся автоматически.
  • Процесс - оцифрован и нет фактора ошибки пропуска этапа.
  • Процесс уведомления участников и заинтересованных органов - система не забудут уведомить участников несколько раз и автоматически отправлять отчеты и данные в государственные органы или напомнит о том, что такие данные и сведения необходимо подать.

Такой тип проекта мы создаем на данный момент для американского рынка недвижимости, где суть платформы не в самом онлайн подписании, там необходимо офлайн присутствие, а в самом процессе, который рутинный и должен быть оцифрован и автоматизирован, чтобы новые сотрудники легко могли вести сделку и не совершать ошибки, а весь процесс подготовки может проходить онлайн, удаленно и не зависеть от всех участников.

Итого данный тип проекта подходит организациям, которые хотят полностью оцифровать свой процесс совершения сделки купли/продажи аренды недвижимости.

Интересный кейс, который мы могли бы реализовать, это оцифровка аренды помещений, где необходимо выставлять счета ежемесячно огромному числу арендатором, проводить это по бухгалтерии и контролировать задолженности. Такой проект будет экономить тысячи человеко-часов в компании.

Также к такой системе интересно реализовать связку с оффлайн-доступом к помещению. Например, когда новый арендатор подписал договор и провел оплату, он автоматически получает доступ к помещению, также как и доступ к помещению автоматически блокируется, если произошла задержка с оплатой.

Третий тип проектов, наверное самый простой, но мы все равно хотели бы о нем поговорить. Корпоративные ресурсы.

главная страница корпоративного сайта
главная страница корпоративного сайта

Второй по частоте запрос к нашей команде. Кому необходим корпоративный ресурс:

  • Застройщикам.
  • Агентствам.
  • Компаниям-подрядчикам из сферы недвижимости (архитекторы, дизайнеры и так далее).

Как правило задача таких сайтов - рассказать о компании, вызвать доверие и презентовать сами объекты. Именно по этому многим компаниям мы сразу рекомендуем создавать корпоративные сайты вместе с каталогами недвижимости.

К пример, возьмем застройщика. Ему необходим не просто сайт, на котором он расскажет о себе. Ему необходим список проектов, которые он реализовал. А еще лучше, если этот список проектов будет актуальным и сразу даст возможность ознакомиться с объектом, оставить на него заявку и больше никуда не уходить с корпоративного сайта. Каждый раз, когда застройщик приступает к новому проекту, он размещает информацию на корпоративном сайте, затем на сторонних площадках. Создается дублирование и необходимость контроля на нескольких ресурсах. Создания корпоративного сайта со своим каталогом - это продвижение своих объектов одновременно с продвижением своего корпоративного сайта, так как каталог создает SEO трафик и весь рекламный трафик, который вы отправляли бы на сторонние ресурсы, будет приходить сразу к вам на корпоративный ресурс. Также у вас отпадает необходимость создавать каждый раз новые сайты под каждый проект, а трафик от других проектов также можно перенаправить на новый проект, что со старта даст ему огромный буст в продажи.

Также история с агентствами. Когда у агентства на собственном корпоративном сайте представлен еще и каталог - то агентство будет расти вместе со своим каталогом недвижимости, который будет постоянно приносить SEO трафик, который с объекта можно перенаправлять на промо-страницу агентства.

О третьем типе корпоративных сайтов лучше всего расскажет один из наших кейсов - Vero.agency. Корпоративный сайт архитектурного агентства.

Описание проекта. Корпоративный сайт для компании, которая занимается созданием индивидуальных решений в области архитектурных изображений, интерактивных инструментов, коммерческих онлайн-приложений и брендинга недвижимости. На сайте пользователи могут познакомиться с работами агентства, узнать ответы на интересующие вопросы.

Архитектура проекта классическая для корпоративного сайта.

  • Главная страница
  • Страница Портфолио
  • Страница отдельного портфолио
  • Страница Услуги
  • Страница отдельной услуги
  • Страница О нас
  • Страница Блога и отдельной статьи
  • Страница Карьера и вакансий
  • Страница Контакты

Но сам дизайн - выделяется из всех возможных конкурентов. Данный проект ярко показывает, как за счет эффектного дизайна и креативного подхода можно выделиться и стать одним из лучших подрядчиков по созданию архитектурных проектов.

Каким типам компании подходит такое решение, чтобы автоматизировать собственные процессы.

  • Застройщикам - рассказать не только о компании, но и создать дополнительные инструменты автоматизации своего процесса.
  • Агентствам - рассказать не только об агентстве, но и создать дополнительные инструменты автоматизации своего процесса.
  • Компаниям-подрядчикам из сферы недвижимости - выделиться на фоне конкурентов.

Четвертый тип проектов. Создание экосистем в районах и поселках.

Наверное один из сложнейших типов проектов. Она относится к микрорайонам и большим современным поселкам.

Лучше всего о нем рассказать в виде процесса. Представьте застройщика, который начал проект большого района, в котором будут объекты жилой и коммерческой недвижимости, объекты инфраструктуры и так далее. Для этого застройщик создает корпоративный сайт, который рассказывает о проекте. Далее он добавляет каталог недвижимости, который выставляет на продажу. Все, кто купил объект недвижимости, получают доступ к управлению своим объектом.

Если пользователь купил жилую недвижимость, он получает доступ в закрытую экосистему для владельцев недвижимости в которой может получать счеты, вызывать службы, которые обслуживают дом и решать организационные вопросы дома, двора и района.

Если пользователь решил сдавать свой объект жилой недвижимости, он может выставить ее в каталог аренды недвижимости: долгосрочной или краткосрочной. Платформа также будет обеспечивать весь процесс аренды, от размещения объявления в каталоге, до контроля оплат, заселения и выселения. То есть такой процесс позволит застройщику не только создать сам район, но он помогает будущим владельцам с заработком на своей же недвижимости, тем самым становится привлекательнее для инвестирования с эти объекты недвижимости.

А если пользователь решил продать свой объект недвижимости, то платформа также помогает ему в этом, выставляя объект на продажу.

Удобство и автоматизация данного процесса состоит в том, что при первичном размещении объекта от застройщика, все данные по нему уже заполнены и при перемещении в разных статусах и каталогах, данные остаются прежними. Единственное, что меняется- это фотографии и описание.

Тот же путь проходят объекты коммерческой недвижимости. Объект можно купить и использовать для себя, получив доступ к сервисам компании-застройщика, счетам за обслуживание и так далее. Объект можно сдавать и застройщик разместит ваш объект в каталоге аренды недвижимости и поможет организовать инфраструктуру с выставлением счетов и обеспечения доступа к помещению или блокировки доступов за неуплату. Объект можно выставить на продажу, с чем также поможет застройщик района или поселка.

Также на территории будут находиться объекты инфраструктуры, заведения и развлечения. Кафе, салоны, магазины, все они попадают в экосистему платформы. Салоны получают возможность онлайн записи, кафе получают возможность онлайн заказов и бронирования столиков, а магазины получают возможность доставки в рамках района для жильцов и посетителей.

Создание такой идеальной инфраструктуры позволит оцифровать все процессы, создать дополнительную ценность для пользователей и инвестиционную привлекательность всех объектов недвижимости в данном районе.

Такой тип проекта могут позволить себе только крупные игроки рынка, так как такое решение будут стоить больше 500 000$ в разработке. Но его можно использовать в дальнейшем для всех своих будущих проектов и продавать своим конкурентам и быть не только застройщиком, но и производителем IT продукта.

Еще одно из интересных применений для таких экосистем - это базы отдыха, спортивные базы и курорты. Для них будут применимы все принципы жилого района или поселка. Оцифровка услуг, бронирование номеров и мероприятий. Все это можно оцифровать и сделать свой объект удобнее и привлекательнее для гостей.

Пятый тип проектов. Другие решения в сфере недвижимости.

В последнем разделе я бы хотел поделиться интересными проектами, которые мы делали для сферы недвижимости или около этой тематики.

В каждом их этих проектов, мы решали специфические задачи, которые были присущи индустрии.

Название проекта под NDA. Платформа отображения цепи энергосети.

Описание проекта. Веб-система, предназначенная для фиксации всех элементов электросетей крупных городов NDA. Платформа взаимодействует с различными типами объектов электросети, их функциями и взаимосвязями между собой.

Каким типам компании подходит такое решение. Подходит застройщику или подрядчику, которому необходимо иметь детализированную карту объектов или системы, узлы и мелкие детали. характеристики и свойства большого массива данных.

Название проекта под NDA. Приложение для контроля строительных инструментов.

Описание проекта. Все строительные инструменты компании оцифрованы и имеют нанесенный QR. Все сотрудники компании переданы в базу данных приложения. Ответственный за выдачу инструмента на объекте, при выдачи инструмента сотруднику, сканирует QR и закрепляет за сотрудником. При возврате инструмента, QR сканируется и снимается с сотрудника, переходя на учет склада.

Каким типам компании подходит такое решение. Подходит строительных организациям с большим штатом сотрудников, которым потери инструмента обходятся больше чем в 10 000$ в год, так как примерная стоимость реализации такого проекта 10 000$.

Также мы делали интересные платформы, приложения и системы по размещению наружной рекламы в городах, создание онлайн-платформы для найма, обучения и переобучения сотрудников и многие другие решения, которые легко адаптируются под необходимости и нужны индустрий недвижимости.

Но статья выходят и так очень емкой и я готов рассказать о других интересных решениях лично всем, кому это будет интересно.

В конце хотелось бы поговорить о том, что как понять, надо ли автоматизировать и оцифровывать свои процессы? Как можно заранее прогнозировать возврат инвестиций в разработку и оцифровку? Есть ли какие-то способы более-менее точно сориентироваться, что какое-то решение будет выгодным, а какое-то нет? Может быть, какая-то модель или табличка, с которой можно поиграться?

К сожалению нет. Волшебной таблетки нет. Любое IT решение, разработка собственного или внедрение готового продукта по подписке или лицензии - это всегда инвестиции в бизнес. Когда мы создаем любое решения, мы конечно же смотрим на то, какие проблемы и задачи мы должны решить.

Если это каталог своей недвижимости, то мы смотрим на затраты на разработку и поддержку, примерно рассчитывает юнит экономику по будущей платформе и может дать прогноз на окупаемость. Но это все очень примерные цифры, которые должны подтверждаться и корректироваться маркетингом и продажами на готовом продукте.

Если наша задача - создание автоматизированного процесса и оцифровать действия сотрудников, то мы можем оценить выгоду к человеко-часах, которые мы экономим и сколько это принесет денег бизнесу с точки зрения повышения эффективности работника или экономии на найме сотрудника и выплаты ему заработной платы и налоговых сборов.

Как потенциальный клиент может найти узкие места, где нужно оцифровать процессы и это будет выгодно? Что тут мы можем рассказать, кроме очевидного (процессы с кучей ошибок, рутинные процессы, которые занимают очень много времени, потери продукции/товаров/оборудования)?

Здесь только очевидные правила:

  • Ищем рутинный повторяющийся процесс, который тратит человека-часы
  • Ищем процесс с высокой вероятностью ошибок из-за человеческого фактора
  • Любой процесс подготовки документов
  • Любой процесс и цепочки уведомлений и отправки сообщений

Все это легко автоматизируется и оцифровывается.

Самое сложное в этом и неочевидное - это создание цифровой копии процесс и поиска узкого горлышка, которое можно устранить. Для этого можно использовать методологии ТРИЗ, теорию узкого горлышка, бритвы Оккама и так далее.

Что делать, если мы сделали какое-то решение, а оно работает как надо, но по сути не особо окупается или окупается очень медленно? Есть ли какое-то красивое обоснование того, что это все равно нужно было сделать?

Мы отвечаем за разработку продукта, а не за окупаемость данного решения. Но как компаниям, конечно же мы несем репутационные риски и хотим, чтобы наши решения работали и приносили пользу нашим клиентам. Именно поэтому в наших процессах есть этап исследования, за который часто клиенты не хотят платить, ведь они считают, что это не относится к программированию. так зачем тратить на это деньги. Но именно исследование позволяет нам с высокой вероятностью оценить пользу создаваемого продукта. О исследовании вы рассказывали в своем кейсе о мобильной разработке и можем поделиться презентацией: https://www.figma.com/file/bP2F2zkBtrBalBvQ7j5C0k/UX-RESEARCH-(Copy)?type=design&node-id=104-15&mode=design&t=kKh0MBNoFSKRByHL-0

Ну и как же без истории факапов. Во-первых мы много написали о них в наших двух крутейших материалах:

https://vc.ru/life/854052-ispoved-o-produktovyh-provalah-6-proektov-kotorye-ne-stoilo-zapuskat-no-my-vse-ravno-poprobovali

https://vc.ru/life/837376-sdelali-30-startapov-i-pohoronili-5-iz-nih-chestno-rasskazyvaem-pro-proekty-kotorye-ne-vzleteli

Во-вторых, один из сильнейших факапов, который у нас был в тематике, это проект: каталог недвижимости для краткосрочной аренды в маленьком региональном городе. Не проведя исследование, клиент захотел сделать своего конкурента гигантам Airbnb и Booking. Он предварительно опросил некоторых арендодателей и те согласились, что такой ресурс нужен. Но, когда проект был запущен, никто не захотел переносить объекты и платить чуть меньше, но тратить время на перенос и ожидание того, пока платформа наберет трафик.

После этого кейсы мы настаиваем на проведении исследования, также консультируем клиента по методологиям монетизации и расчета юнит экономики, чтобы был плат и понимание не только на разработку но и на дальнейший путь проекта. Можно создать проект, даже есть гигантский конкурент. Иначе на рынке была бы одна социальная сеть, одна CRM система или конструктор сайта.

Суть в том, что бы понимать, зачем мы это делаем, для кого, чем отличается и какие задачи мы решаем лучше других.

Именно эти факторы влияют на успех проекта. А сфера недвижимости это то, что будет существовать столько, сколько существует человечество, а значит оцифровка, автоматизация, создание экосистем и платформ - это то, что будет востребовано в будущем и позволит экономить ресурсы, быть эффективнее и лучше своих конкурентов.

А за созданием и разработкой крутых решений всегда можно обращаться к нашей команде.