Эта статья – ответ на вопросы некоторых подписчиков нашего Проекта. В двух словах, они сводятся к тому насколько можно доверять записям в метрических книгах.
Сейчас, когда многие архивы стали доступны и метрические и исповедные книги появились в свободном доступе, какие-то даже бесплатно (как в Московском госархиве), какие-то платно, но они есть и их очень много и можно смотреть, копировать, заказывать. Казалось бы - ищи и радуйся. Ведь церковная метрическая запись, по определению, полный аналог нынешней записи ЗАГСа. Неоспоримая истина в последней инстанции! Увы, практика показала, что это не всегда так. Также, как и записи в исповедных книгах! И там и там – погрешностей более чем достаточно. Причем, это касается как указания возраста по персоналиям, так и написания имен, фамилий и званий.
Меня самого, в начале архивных поисков, это удивило. Работа с метриками выявила множество несовпадений. Проиллюстрирую несколькими простыми примерами:
- у дочери С.А. Князева, Анны Сергеевны, был супруг – Константин Осипович, майор, в середине 19 века бывший городничим г. Козлова (ныне – г. Мичуринск Тамбовской обл.). Фамилия его была ШпАйнарский! Но как ее только не писали: и ШпАйнарский, и ШпОйнарский, и даже – Спойнарский! По этому поводу у меня даже была дискуссия с моей тульской наставницей Татьяной Амонуллоевой. Она считала правильным написание через «О». Разрешился вопрос, когда было обнаружено указание фамилии Константина Осиповича в официальных списках Общего штата чиновников Российской Империи за 1850 и 1855 годы. В них записано однозначно – «ШпАйнарский». Следовательно так было записано и в «Послужном списке», так к нему обращались в прошениях, так он должен был подписывать и служебные документы. Лично для меня – вопрос решен;
- аналогичная ситуация была с фамилией жены адмирала Михаила Валериановича Князева, Софьи Андреевны БартАшевич. Эту фамилию исследователи упорно писали как БартОшевич. При это даже приводились ссылки на семейный могильный крест во Франции на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Дескать, там фамилия так написана, уж они-то знают как надо было правильно писать. А, оказалось – нет! Список офицеров флота РИ четко указывает фамилии отца Софьи Андреевны и ее дяди как «БартАшевичи». Следовательно, другие написания делались «на слух», без документальной проверки. И это вопрос закрыт;
- в обнаруженной метрической записи о смерти жены бывшего Полтавского губернатора Тайного советника Владимира Валериановича Князева, Александры Адальбертовны Князевой (в девичестве - Орда), умершей в апреле 1917 года в Москве, указано, что она скончалась в возрасте 62 полных лет. Не имея метрической записи о ее рождении, год рождения Александра Адальбертовны был определен как 1854-55-й. Ну, на 10 лет моложе мужа, ну и что, явление самое обычное для того времени. Но, при детальном изучении, выясняется, что ее отец, Адальберт Аполлинариевич Орда, скончался в 1850 году! Кроме того, была обнаружена запись в «Списке воспитанниц Императорского Воспитательного Общества благородных девиц (Смольного института)», изданном в 1915 году, о том, что А.А. Орда закончила его в 1864 году! Сами понимаете, в 10 лет это не возможно физически, так как воспитанницы выпускались из Смольного в возрасте 18 лет. За два года до этого Смольный окончила сестра Александры – Стефанида Адальбертовна, 1854 г.р. Дальнейшие поиски на Гени.ком. подтвердили, что годом рождения Александры Адальбертовны был 1846-й. То есть, на момент смерти ей было не 62 года, как записано в метрической книге, а 71! 9 лет разницы – это серьезное расхождение. Вот Вам и метрика!
Что же следует из этих примеров, составляющих только малую часть найденных расхождений? И почему такое могло произойти?
Начну с причин. Многое мне объяснили мои наставники в деле генеалогического поиска: И. Маркова, Т. Амонуллоева, И. Амелютин, П. Трефилов, М. Сомов и другие.
Во-первых, в то время, единственным подтверждающим документом для любого человека являлась «Выпись из метрической книги». Этот документ подтверждал все основные данные: дату и место рождения и крещения, сословие и данные родителей. Но нужен он был лишь при изначальном поступлении на учебу или на военную службу для заведения соответствующих формуляров. В дальнейшем – выпись использовалась крайне редко. В основном - "при брачных обысках", производимых перед заключением брака священниками, для установления личностей вступающих в брак, но и там ошибок и небрежностей было не мало. А метрические записи о смертях вообще делались «со слов» самого человека или его родственников. Какой возраст назовут – тот и будет записан в метрическую книгу! Отсюда, расхождения в возрасте при записях о браке и смерти;
Во-вторых, метрические записи делались, как правило, не сразу начисто в метрическую книгу, а записывались дьячками на черновиках, и впоследствии переносились набело в книгу. При этом, практически никогда, сам фигурант записи не проверял запись в книге и видел ее, в лучшем случае, при получении «Выписи», куда уже дословно переносилось то, что записано в метрической книге. При этом, дьячки очень часто записывали наскоро и так как услышали или поняли, что им диктуют. Отсюда, многочисленные расхождения в написании данных по Ф.И.О., что, кстати, как доказывают некоторые примеры, в ряде случаев приводило к разбирательствам на уровне высших органов Духовной консистории;
- В-третьих, наконец, в ряде случаев, в основном при браках, имели место: откровенный подлог, сокрытие важных сведений о персоне (близкое родство, бывшие браки, наличие детей и т.п.) и, просто, подкуп. Иногда, это даже приводило к расторжению браков.
Еще больше расхождений в определении возраста в Исповедных ведомостях. Прихожанам, приписанным к конкретной церкви, возраст автоматически прибавляли каждый год на +1, переписывая из прошлогодней ведомости, а как его указали в первичной записи один Бог ведает. А у прихожан-гостей, возраст просто писали со слов, и не факт, что он был назван или услышан правильно!
Теперь о том, какие лично я сделал выводы из всего описанного.
- Достоверно определенной дата рождения может считаться только при наличии метрической записи о рождении. Исключения - просто единичны;
- Метрическая запись о смерти безоговорочно подтверждает только дату и причину смерти. Указанный в метрической записи возраст умершего стопроцентно можно считать правильным если известна точная дата или, хотя бы, год рождения;
- В записях о браках, если в метрических книгах указан возраст жениха и невесты (что тоже не всегда делалось), данные о Ф.И.О., дате и месте – неоспоримы, а возраст, если есть сомнения, необходимо проверять отдельно;
- Возраст, указанный в исповедных ведомостях, почти всегда нужно сравнивать с имеющимися данными о годе рождения конкретной персоны.
Надеюсь, я смог ответить на присланные мне вопросы. Любые замечания и дополнения и уточнения принимаются с благодарностью!