Найти в Дзене

История человечества как основа «Плоского мира» Терри Пратчетта

Терри Пратчетт или сэр Теренс Дэвид Джон Пратчетт (28 апреля 1948 года – 12 марта 2015 года) – английский писатель, творчество которого часто характеризуют как сатирическое фэнтези, в том числе со слов самого сэра Пратчетта, как «противоядие плохому фэнтези», пародиями на излюбленные штампы данного жанра конца 70-80-х гг. XX в. И, действительно, в романах Пратчетта, особенно первых, множество отсылок именно к героическому фэнтези со стремлением персонажей к невероятным приключениям (хотя позже появились отсылки и к разного рода иной литературе, как английской, так и зарубежной, в том числе и российской, затрагивался и сам процесс чтения). При этом стоит напомнить, что «Плоский мир» (цикл, который теперь включает 41 роман, 5 рассказов, 4 карты и атласа, 10 справочников и одну поваренную книгу) изначально был создан также как зеркало действительности, отражение обыденных насущных общественных проблем, что сравнивалось и самим Пратчеттом с журналистикой, учитывающей проблемы современности

Терри Пратчетт или сэр Теренс Дэвид Джон Пратчетт (28 апреля 1948 года – 12 марта 2015 года) – английский писатель, творчество которого часто характеризуют как сатирическое фэнтези, в том числе со слов самого сэра Пратчетта, как «противоядие плохому фэнтези», пародиями на излюбленные штампы данного жанра конца 70-80-х гг. XX в. И, действительно, в романах Пратчетта, особенно первых, множество отсылок именно к героическому фэнтези со стремлением персонажей к невероятным приключениям (хотя позже появились отсылки и к разного рода иной литературе, как английской, так и зарубежной, в том числе и российской, затрагивался и сам процесс чтения).

Т. Пратчетт на обложках его книг
Т. Пратчетт на обложках его книг

При этом стоит напомнить, что «Плоский мир» (цикл, который теперь включает 41 роман, 5 рассказов, 4 карты и атласа, 10 справочников и одну поваренную книгу) изначально был создан также как зеркало действительности, отражение обыденных насущных общественных проблем, что сравнивалось и самим Пратчеттом с журналистикой, учитывающей проблемы современности.

Вместе с тем в романах Пратчетта можно увидеть и отражение всей истории человечества, на фоне, а частично и в русле которой развиваются события в мире Пратчетта.

Во-первых, сам Плоский мир с одной стороны как отражение представлений людей о мире в древности (например, о том, что Земля в виде полусферы лежит на спинах трёх слонов, а те стоят на огромной черепахе и т. п.), с другой стороны, если рассматривать с точки зрения процессов развития – как напоминание о происходящей глобализации (к примеру, американский журналист и писатель Т. Фридман, изучавший вопросы глобализации, назвал своё произведение «Плоский мир», имея ввиду под этим термином тесное сотрудничество между жителями разных стран, взаимовлияние процессов и т. п.).

Изображения Пола Кидби (на обложке к книге Т. Пратчетта «Пятый элефант», обложке настольной игры по мотивам произведений Пратчетта)
Изображения Пола Кидби (на обложке к книге Т. Пратчетта «Пятый элефант», обложке настольной игры по мотивам произведений Пратчетта)

Во-вторых, сами персонажи Плоского мира Т. Пратчетта каждый раз заставляют нас вспоминать известных исторических личностей и их идеи, либо заблуждения.

Чего стоит только такой замечательный персонаж, как Хэвлок Витинари – гениальный манипулятор, просчитывающий все ходы на сотню шагов вперед, закончивший когда-то школу наемных убийц, отличающийся невероятными умениями выжидать и добиваться совершенства в любом деле, за которое бы он не взялся; чуждый волнительных эмоций (разве что кроссворд никак не поддается), по-настоящему «всевидящее око» и полновластный правитель Анк-Морпорка. Стабильность (какой бы она ни была) – вот что олицетворяет для народа и считает своей главной заслугой, сам патриций: «Они думают, что хотят хорошего правительства и справедливости для всех, но, Ваймс, чего на самом деле они жаждут в глубине своих душ? Только того, что всё будет идти нормально и завтра ничего не изменится» (Т. Пратчетт «Ноги из глины»).

Хотя это не означает, что он не становится периодически жертвой заговоров в попытках посадить в Продолговатый кабинет более удобного и податливого властителя, однако зачастую возникает вопрос: а не разыграно ли это всё самим патрицием к собственной выгоде, ведь даже самые влиятельным лицам в итоге ничего не остается, как признать, что лорд Витинари – наилучший правитель.

Хэвлок Витинари в изображении Пола Кидби, а также британский актёр Чарльз Дэнс в образе Витинари (из фильма «Опочтарение» 2010 г.)
Хэвлок Витинари в изображении Пола Кидби, а также британский актёр Чарльз Дэнс в образе Витинари (из фильма «Опочтарение» 2010 г.)

В образе патриция у Пратчетта, прежде всего, по его собственным признаниям, выступает Никколо Макиавелли, но как источник некоторых (отнюдь не всех) идей для системы управления (получивших развитие в жизни в особенности при Медичи). В тоже время, порой, при чтении, Витинари напоминает и Ришелье.

Можно заметить и обращение Пратчетта к легендам. К примеру, создание големов («Ноги из глины» и др.) – здесь и представление средневековых алхимиков о возможности искусственным способом получить живые творения, подобные человеку, и слухи, рождающиеся вокруг теологов, мистиков, каббалистов нового времени, которые якобы могли создавать существ из глины.

В-третьих, события, в которых отразилась практически вся история человечества. Процесс развития науки и техники, если можно так выразиться, при Витинари идёт семимильными шагами. К примеру, мы можем увидеть развитие телеграфа (оптический телеграф – прообраз сообщений с помощью клик-башен), появление марок («Держи марку!»), развитие банковской системы («Делай деньги»), изобретение паровоза («Поддай пару!»), появление и развитие печатных периодических изданий, да и в целом журналистики («Правда»), мифологии и изменение религиозных представлений («Мелкие боги»), проследить эволюцию правоохранительных органов (превосходный цикл книг о Городской страже Анк-Морпорка) и т. д.

Обложки разных изданий книг Т. Пратчетта
Обложки разных изданий книг Т. Пратчетта

Есть и много других событий, которые то и дело даже непроизвольно напоминают нам те или иные исторические реалии. К примеру, ситуация с появлением из вод острова («Патриот»), что влечет за собой конфликт между Анк-Морпорком и Клатчем, претендующими на данную территорию. Порой ситуация начинает напоминать различные военные противостояния между странами, к примеру, между Китаем и Советским Союзом в отношении острова Даманский, в итоге полузатонувшего и отданного Китаю.

Есть в «Плоском мире» и отражение целых эпох, цивилизаций. К примеру, Древний Египет («Пирамиды»).

Нередко Пратчетт обращается к легендам туманного Альбиона. К примеру, легенде о Камне Судьбы – национальном символе шотландцев, который используется в церемонии коронации британского монарха (цикл о Городской страже), которая заиграет необычными красками.

Таким образом, с иронией, в своем привычном стиле, автор обыгрывает государственное управление, механизмы власти, все сферы жизни общества, в числе которых и литература, кино, музыка, живопись, социальные нормы и стереотипы – ничто в этом и даже ином (цикл о Смерти) мире не остаётся без внимания Пратчетта. В том числе и сама история в руках её политических толкователей (отрывок ниже из книги «Патриот»):

– Думается мне, сейчас самое время пересмотреть… некоторые взгляды на историю, – сказал Витинари.
Когда до Ваймса дошёл смысл этих слов, его словно бы накрыло леденящим покровом.
– Вы предлагаете изменить историю? – спросил он. – Так, что ли? Переписать и…
– О, мой дорогой Ваймс, история переписывается постоянно. Ее без конца переписывают и переценивают, ведь надо же историкам чем-то заниматься. Но мы не должны отдавать историю полностью им на откуп. Председатель Гильдии Историков абсолютно согласен со мной: вопрос о крайне важной роли твоего предка в истории города созрел для… переосмысления…

...

Статья о мультфильме, снятом по мотивам книги Т. Пратчетта:

«Изумительный Морис» – очередная деформация смысла