Мне показалось интересным сделать обзор некоторых кинолент про Великую Отечественную войну, уделив внимание тому, как там показывают события, которые были либо выдуманы, либо существенно искажены, додуманы и пр. То есть про мифы и легенды, которым киношники дали вторую жизнь.
Начать хочу с киноэпопеи Юрия Озерова «Битва за Москву». Начать именно с этого «шедевра» решил потому, что фильм просто пересыщен мифами, по сути, там трудно найти то, что, пусть со всеми оговорками на право художника видеть по-своему, хоть как-то соответствовало настоящей истории войны.
Чтобы не браться за непосильную задачу, я буду рассматривать лишь вторую половину киноэпопеи, в которой речь идёт уже непосредственно про битву за Москву, точнее её оборонительную составляющую.
Начинается всё с боёв за Мценск, но показано там так примитивно, что задерживаться не хочется.
А далее у нас речь идёт про весьма известный миф. Согласно которому, после того, как Рихард Зорге передал сообщение о том, что Япония не вступит в войну, лично Сталин принял судьбоносное решение. О том, чтобы перебросить с Дальнего Востока под Москву 26 кадровых дивизий. И эти дивизии, то ли остановили немцев, то ли сыграли решающую роль в наступлении — тут каждый исходил из собственной фантазии.
На самом деле же из кадровых дальневосточных дивизий под Москву перебросили пять (остальные отправлены на северо-запад) и этот процесс был никак не связан с сообщениями Зорге. Хотя бы потому, что начался раньше, чем в самой Японии приняли решение, о котором Зорге сообщил в Москву.
Далее у нас начинается история про подольских курсантов. Которые представлены в роли мальчишек, плохо одетых и кое-как вооружённых, в одиночку остановивших немецкое наступление на Ильинском участке. В конце 1-й серии 2-го фильма киноэпопеи подольские курсанты попадают в окружение, и все погибают.
Подольские курсанты действительно сыграли важную роль в боях на Малоярославецком участке Можайского УРа. Сводный полк Подольского пехотного и сводный дивизион Подольского артиллерийского училищ были отлично вооружены, курсанты были в основном уже зрелые молодые люди, большинство после службы в армии и даже с боевым опытом. Кроме них на этом участке было много других войск, даже не очень подробный перечень которых занимает более, чем полстраницы. Основной удар немцев пришёлся не на Ильинский участок, но курсанты использовались в разных местах, как наиболее боеспособная часть. В окружение наши войска попали, включая курсантов, но прорвались. Курсанты, как и все прочие, понесли очень большие потери, выбыло до четверти личного состава (более точных данных нет), все уцелевшие вернулись в училище продолжать учёбу.
Далее у нас начинается история про битву на Бородинском поле. Там мы сначала видим полк Вермахта из французских добровольцев, которых отправляют наступать именно на Бородинском поле. А далее нам показывают, как бойцы 32-й стрелковой дивизии несколько дней держат оборону прямо среди памятников на Бородинском поле, отбивая атаки множества немецких танков.
Тут надо сказать, что размеры поля, где проходила Бородинская битва, по меркам Второй Мировой войны было слишком малы для показанных событий. Кроме того, в 1941 году само это место не представляло такого же интереса по своему положению, как в 1812 году. Потому на самом поле располагалась одна рота и противотанковая батарея, основные события происходили южнее.
Боевые действия на самом Бородинском поле происходили. Но уже в тот момент, когда наши отступали, а немцы их преследовали. Один из полков 32-й дивизии под ударом немцев беспорядочно отступил и был рассеян. Тем самым немцы прорвались к Можайску и легко его взяли, а наши войска оказались в полуокружении, из которого, правда, потом вышли.
Далее мы сталкиваемся с одним из распространённых мифов Великой Отечественной войны — про немецкие парашютные десанты. Хотя ни одного десанта немецкого не было, с ними героически боролись, уничтожали, несли потери и получали награды.
Нам показывают, как парашютный десант высажен прямо у штаба Западного фронта, что ни на секунду не может отвлечь Жукова от размышлений над картой.
При этом десант легко уничтожается, видимо, штабным персоналом. Разумеется, немецкое командование посылает в десант самых неумелых и бестолковых бойцов, которых любой советский писарь победит.
Далее нам показывают знаменитый парад 7 ноября 1941 года. Про этот парад практически все норовят упомянуть, что войска прямо с Красной площади шли на фронт. Люди с особо богатой фантазией вместо знаний, при этом добавляют, что во время парада немцы уже стояли у самой Москвы и даже видели Кремль в бинокли. На экране мы видим, что в параде участвуют бойцы 316-й стрелковой дивизии генерала Панфилова, включая знаменитого политрука Клочкова.
Хотя, просматривая списки участников парада, легко убедиться, что на Красной площади были лишь войска Московского гарнизона и части войск обороны Москвы. Благо их там было изрядно и без проблем можно было укомплектовать парадные расчёты. Даже моряки нашлись из батальона охраны главного морского штаба. Некоторые из этих частей действительно попали на фронт уже в декабре, но…
Говорить же о том, что во время парада немцы рвались к Москве и были на подступах к городу совсем нелепо. В тот период Вермахт находился далеко, а наступали больше наши войска. В частности, 16-я армия Рокоссовского проводила успешную Скирмановскую наступательную операцию и готовилась освобождать Волоколамск. Так что, парад был скорее предназначен вдохновить наши войска для решающего наступления.
Вообще надо отдельно отметить, что про панфиловскую дивизию сценаристы зачем-то много лишнего насочиняли. И то, что прибыла она прямиком из Средней Азии, и то, что укомплектована ещё по старым штатам и в ней 15 тысяч человек. Хотя под Москву дивизия прибыла из-под Старой Руссы, где готовилась к наступлению, сформирована была по сокращённым штатам и имела весьма специфическое вооружение, включая французские пушки.
Ну и разумеется, бой у Дубосекова пропустить в таком фильме не могли. Надо сказать, что задача сложная, надо было показать столь знаковое событие убедительно, чтобы поверили, что именно так оно и было.
И надо признать, что получилось довольно халтурно. Посредине огромного поля траншеи взвода Клочкова. К этому участку со всех сторон съезжаются немецкие танки зачем-то и их, разумеется, подбивают. Ну то есть на уровне фильма про Мальчиша-Кибальчиша, разве что только немцы без знамён и торжественного марша наступают. Замечу, что в этой киноэпопее есть эпизод, где немецкие танки наступают под звуки патефонной пластинки, так что, вполне бы могли и тут повторить.
Далее стоит остановиться на знаменитом звонке Сталина Жукову, в котором Иосиф Виссарионович просит ответить того, как коммуниста, удержим ли мы Москву.
Такой разговор (не сам звонок, а содержание) не мог состояться не только потому, что едва ли столь серьёзные люди стали тратить время на глупости вроде митинговых лозунгов. В том, о чём говорят и договариваются, упоминаются номера армий, и в этом сплошные нестыковки. Особенно смешно про «хотя бы двести танков», учитывая, сколько их у Жукова было. Впрочем, в фильме многих подробностей нет, текст сильно урезан в сравнении с «первоисточником», коим является книга «Воспоминания и размышления».
Собственно, на этом мы заканчиваем, поскольку заканчивается в целом и фильм. Очень кратко там показывается начало советского наступления в декабре, но это и понятно. У советского руководства было немало причин не вдаваться в подробности наступления под Москвой. И роль в нём генерала Власова лишь одна и не главная. Но это уже совсем другая история.
Я же в завершении, предлагаю перейти от вымысла к реалиям и предлагаю вам свои статьи:
Почему же наши войска оставили Можайск
Загадки битвы за Москву: кто же защищал Ильинский рубеж?
«Кремлёвские курсанты» под Москвой: почему их не любили вспоминать?