Найти тему

О КРТ без прикрас и предубеждений… КРТ по Осману или как это делалось в Париже.

Эпиграф:

«Скажут – вот оно - новое,

а было это в веках, что прошли до нас»

Здравствуйте, дорогие читатели, а особо, подписчики! Вот и Новый 2024 г. наступил. Пора вернуться к нашей основной теме снова.

Последние несколько лет, после принятия в декабре 2020 г. изменений к Градостроительному Кодексу РФ, открывших дорогу к КРТизации всей страны (ФЗ от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ), тема комплексного развития территорий (КРТ) не сходит со страниц СМИ, ленты Интернета, множества сайтов и чатов в Телеграмме, ВКонтакте и т.д. Ей посвящаются конференции, круглы столы, обсуждения на всех уровнях публичной власти.

При этом создается впечатление, что проблема эта не только актуальна, но и абсолютно нова для теории и практики градостроительной деятельности. Но профессионал отличается от дилетанта тем, в частности, что знает не только современное состояние, но и историю вопроса, что позволяет ему не наступать в очередной раз на одни и те же «грабли». В связи с этим не удержусь от того, чтобы упомянуть о статье, написанной автором этих строк в далеком уже 2022 г., названной «Комплексное развитие территорий как фактор экономического развития города» и опубликованной в ж. «Вестник Санкт-Петербургского университета»,

Сама же проблематика крупномасштабного преобразования застроенных городских территорий в нашей стране начинает разрабатываться и находить свое практическое воплощение еще в советский период, а примеры таких преобразований можно найти в истории и намного раньше.

Некоторым из этих примеров будут посвящены несколько следующих публикаций в нашем канале. Сегодня – первая из них.

63 километра новых улиц, 20 тысяч снесенных и 40 тысяч построенных зданий, 2 тыс. га парков, 380 километров канализации, 600 километров сетей водоснабжения – все это - параметры крупнейших в XIX веке городских преобразований, проведенных в Париже в 1853-1870-х гг.

В середине XIX в Париже проживало уже более 1 млн. человек, но он оставался средневековым городом с лабиринтом запутанных узеньких улиц и переулков, домами, лишенными элементарных удобств, грязью и нечистотами. Все это представляло огромную питательную среду для распространения антисанитарии и болезней, воров и прочих асоциальных личностей, да и мешало поиску бунтовщиков и революционеров. Словом, по мнению Наполеона III, от этого наследства необходимо было избавиться чем быстрее, тем лучше. Тем более, что совсем скоро Париж должен был принимать Всемирную выставку и хотелось показать его во всей красе. Эта задача и была поставлена перед префектом Парижа бароном Османом, с которой он справился блестяще, хотя и немалой ценой – и финансовой (общие затраты превысили 200 млн. франков) и социальной (немало рабочих пострадало во время сноса и строительства зданий и сооружений, а рабочее население было вытеснено на периферию города).

В результате преобразования средневековые трущобы и множество узеньких улиц и переулков превратились в сеть широких, прямых и светлых проспектов и широких бульваров ( до 30 метров ширины), вдоль которых были построены высокие и красивые дома. В процессе «османизации» (так окрестили современники проведенную перестройку города) было обновлено около 60% недвижимости Парижа. Описывать весь ход преобразований здесь не место, а желающих узнать об этом отсылаю к документальному фильму, посвященному «КРТ по Осману» (https://vk.com/video-190488226_456239152)

Здесь же сформулируем несколько полезных из этого опыта выводов. Во-первых, это было, действительно, комплексное преобразование преобразование территории – не просто замена одних зданий новыми, но изменение планировки города, расширение улиц вдвое (с 12 до 24 м.), углубление и расширение каналов, создание новой коммунальной инфраструктуры, мостов, виадуков, парков, церквей. Во-вторых, несмотря на огромные суммы, которые выделялись государством для их финансирования (при этом использовались и кредитные средства, по которым расплатиться сумели лишь к 1909 г.), к проекту были привлечены и частные застройщики. Но при этом они привлекались к реализации преобразований, когда основные планировочные решения (направления улиц, их продолжительность и ширина, высотность зданий) были определены, а базовые коммуникации ( водопровод, канализация) проложены. Так частные застройщики были поставлены в условия, когда они были вынуждены следовать запланированным параметрам застройки. Говоря современным языком, город выступил в качестве лэнд-девелопера, а на долю частных застройщиков оставалась функция девелопмента зданий.

Во-третьих комплексность подхода состояла и в том, что прокладка коммуникаций, инженерных сетей производилась не для каждого дома , а для целых улиц, что позволяло обеспечить единство технологий и комплексное решение проблем инфраструктуры.

Словом, опыт «османизации» Парижа - это не только взгляд в прошлое КРТ, но и весьма полезный урок для настоящего.

Спасибо за внимание, дорогой читатель, не забывайте ставить лайки/дизлайки, подписываться на наш канал, комментировать, задавать вопросы.

До новой встречи. С наилучшими пожеланиями. С.Максимов