Говорят, Валерий Ободзинский так и не выучил нотную грамоту, но природа наделила его уникальным голосом, покорившим миллионы сердец. В день рождения прославленного артиста слушаем его песни.
«Восточная»
Покинув оркестр Олега Лундстрёма в конце 60-х, с которым Ободзинский выступал три года, он набирает популярность как самостоятельный артист. На рубеже десятилетий Валерий Владимирович становится народным любимцем, на концертах — всегда аншлаги. Большую роль в успехе играют песни Давида Тухманова, а главным хитом, сделавшим из Ободзинского суперзвезду, становится «Восточная песня».
На одной из телепередач Тухманова спросили, почему композиция называется «Восточная», ведь является в самом лучшем смысле «западной». Давид Фёдорович ответил:
«Там есть восточные интонации. Кстати, это один из редких примеров, когда сначала была написана мелодия, а потом Онегин Гаджикасимов написал на неё стихи. Нужно было как-то назвать песню. И получились стихи хорошие, но такие, из которых нельзя выдернуть ни одного слова и поставить его в титул. Ну, и мне пришла в голову мысль назвать песню “Восточная”. Это было так, полушутливо. Но как-то это название естественным образом вошло в жизнь».
«Эти глаза напротив»
Шлягером, укрепившим народную любовь к Ободзинскому, стала ещё одна песня Тухманова, вышедшая через полтора года после «Восточной». Композицию «Эти глаза напротив» Давид Фёдорович написал вместе с женой — Татьяной Сашко, которая практически безошибочно определяла, будет ли новое сочинение хитом и кто его должен исполнять. Говорят, Ободзинского несколько смущало «молодёжное» звучание нового тухмановского произведения, однако артист всё-таки сделал запись.
«Дождь и я»
Ещё одной знаковой фигурой в карьере Валерия Владимировича стал вышеупомянутый Онегин Гаджикасимов — потомок иранских аристократов, ставший потрясающим русским лириком. Его перу принадлежат стихи, превратившиеся благодаря музыке разных композиторов и голосу Ободзинского в песни: «Песня-чайка» (композитор Владимир Хвойницкий), «Подожди» (Сергей Мелик), «Неотправленное письмо» (Сергей Мелик) и др. Песня «Дождь и я» (Роман Майоров), первым исполнителем которой стал Олег Ухналёв, также попала и в репертуар Ободзинского, с которым со временем и стала ассоциироваться.
«Где же ты?»
На правах главного поющего романтика страны Ободзинский представлял зрителям и слушателям русскоязычные версии зарубежных хитов о любви. Вольным переводом многих композиций занимался всё тот же Гаджикасимов. Так, Валерий Владимирович перепел Демиса Руссоса «Олеандр»/«We Pretend», The Beatles — «Я хочу вам рассказать…»/«Girl», Дана Спетару — «Что-то случилось»/«Ce E Cu Tine» и др. В 1978 году Ободзинский записал «Где же ты?» — адаптацию шлягера Джо Дассена «L'Été indie», который, в свою очередь, в середине десятилетия родился из песни Тото Кутуньо «Africa».
- Читайте также: Джо Дассен. «Случайный» символ Франции
«Белые крылья»
В том же 1978-м Ободзинский представил размышление об ушедшей любви — «Белые крылья». Благодаря стихам Владимира Харитонова и музыке Владимира Шаинского песня, несмотря на тему, получилась оптимистичной и зажигательной.
«Аравийская песня»
В 1987 году Валерий Ободзинский, ещё совсем недавно имевший феноменальное число поклонников по всему СССР, пропал со сцены. Усталость, стычки с партийными деятелями и другие причины заставили артиста прекратить концертную деятельность. Несколько лет любимец миллионов работал сторожем на галстучной фабрике, пока гражданская жена не уговорила Ободзинского снова запеть. Валерий Васильевич вернулся в музыку с пластинкой песен подзабытого в 1990-е Александра Вертинского — воскресил и свою карьеру, и память о великом артисте. Ободзинского, как оказалось, «ещё томила, ещё пьянила весна», как поётся в философской «Аравийской песне».
Фото: соцсети, кадры из видео