На Первом канале начался показ сериала "Большой дом"(2023). Проект режиссера Егора Кончаловского стартовал на видеосервисах "Кинопоиск" и "Окко" в сентябре прошлого года, но тогда у меня не было возможности его посмотреть, хотя шпионские ретро-детективы, как было объявлено в описании, я люблю. Зато теперь, когда сериал вышел на Первом, решила просмотр не откладывать.
Далее будет рассказ о первых впечатлениях после двух серий и вопрос к тем, кто сериал уже видел: стоит ли продолжать?
Подготовка к сериалу заняла больше десяти лет
Продюсер проекта Павел Зубенко утверждает, что вынашивал идею создания сериала десять лет:
В 2012 году я познакомился с историческими фактами о банде «Зиг-заг» — коллаборационистах, которые в блокаду пытались подорвать продуктовую стабильность в Ленинграде. Они подделывали продуктовые карточки. К этому мы добавили еще дела, с которыми нам удалось познакомиться. Восемь серий нашего фильма — это фактически четыре остросюжетных детектива, которые объединены одной сквозной сюжетной линией.
"Четыре остросюжетных детектива" в одном сериале - звучит красиво. Но на деле из действительно интересного исторического материала получилось унылое, затянутое нечто, к чему никак не применимы слова "остросюжетный" и "детектив".
Не-остросюжетный не-детектив
Действие развивается очень медленно. Пожалуй, это самое подходящее определение для "Большого дома": медленное в нем все. Казалось бы, в сериале два временных пласта: в центре сюжета события 1942 и 1965 года. Обычно умелый монтаж и переключение зрительского внимания с одних событий на другие придают фильмам динамику, но этот проект не спасают даже переходы из прошлого в будущее.
Артисты говорят с большими паузами, двигаются в сценах не быстро, а то и вовсе подолгу сидят на одном месте и разговаривают... с большими паузами. Особенно это относится к тем, кто играет сотрудников НКВД (1942) и КГБ (1965), а ведь они, наоборот, должны быть в кадре быстрыми, ловкими, решительными - больше дела, меньше слов, так сказать. А герои, если не сидят в своих кабинетах за монументальными дубовыми столами с зеленым сукном, то едут в шикарных легковых автомобилях - и снова сидя. Или вообще спят там же, в автомобилях. И где же здесь будет динамика?
Если честно, то после тягомотного просмотра первой серии, где львиная доля ушла еще и на рекламу, второй эпизод я посмотрела в записи, чтобы была возможность поставить более быстрый режим. Сначала включила 1,25, но и эта скорость оказалась слишком медленной, поэтому досматривала уже на 1,5.
Атмосфера советского кино в сериале "Большой дом"
Возможно, создатели сериала пытались воспроизвести атмосферу советских фильмов, но вот какое дело: медленный - не значит советский! Могу назвать навскидку два многосерийных фильма с сюжетами, которые пересекаются с идеей "Большого дома": это "Место встречи изменить нельзя"(1979) и "Противостояние" (1985). Где там хоть что-то, к чему можно применить определение "медленное кино"?
Что и говорить, даже на кадрах архивной хроники, которую показывают в сериале, люди и то двигаются поживее.
Вернемся к словам продюсера, утверждающего, что он вынашивал идею сериала десять лет. Не хочется никого обижать, но за десять лет можно было бы подготовиться к съемкам и получше. Как минимум, отшлифовать историю так, чтобы ее "остросюжетность" не вызывала вопросов. А то на две серии нашлась всего пара интересных моментов.
Тайны и загадки сериала "Большой дом"
Продюсеру вторит режиссер Егор Кончаловский:
«Большой дом» — политический и исторический детектив, а это требует появления в сюжете загадок, тайн. ...Нужно тщательно продумать каждую сцену, не ошибиться с костюмами и локациями, чтобы зритель поверил в происходящее на экране.
И действительно, загадка, как на стенах больницы, в которой лежит главная свидетельница, висят пейзажи с изображением церкви. Серьезно, в 1965-ом?
Или сцена допроса вражеского шпиона в кабинете подполковника КГБ: во-первых, это уже седьмой Строганов. Почему? Ведь свидетельница указала на конкретное место работы подозреваемого. И что же - в кинотеатре работают семь киномехаников с фамилией Строганов? Поразительное место!
Или имеется в виду, что это седьмой Строганов за 23 года, в течение которых идут поиски диверсанта? Тоже неувязка: тогда Строгановых, наоборот, слишком мало.
Во-вторых, агент Граф, который наследил в Ленинграде в сороковых, вернулся туда же с важным заданием под той же фамилией? Это точно важное задание, и речь не идет о том, чтобы показательно провалить шпионскую миссию? Такая вот "Миссия невыполнима" наоборот...
В-третьих, многоопытный подполковник КГБ выдает подозреваемому имя свидетельницы и то, что она лежит с больным сердцем в больнице. Для полной картины осталось только ключи от квартиры подарить. Спрашивается, кто у кого был на допросе?
Сбежавший из-под надзора двух спящих (!) сотрудников КГБ и одного новичка шпион спокойно звонит в справочную и узнает адрес той самой больницы. К важной свидетельнице не приставлена никакая охрана, и только по чистой случайности Графу не удается с ней поквитаться.
И таких ляпов в двух сериях полно. Может быть дальше будет лучше?
Подскажите, пожалуйста, в комментариях, кто уже посмотрел - раскрутится еще сериал или так и будет плестись всю дорогу: медленно и без особого интереса?