Найти тему

Кладбищенская плитка. Облицовка петербуржских усыпальниц метлахской керамикой. Пол на «Титанике».

Люблю рассматривать детали надгробных сооружений, даже если памятник представляет собой только лишь простенький кованный крест с небольшими, но сделанными с душой самобытными декоративными элементами. Прогуливаясь между руинированных усыпальниц всегда любопытно прочесть клейма на кирпичах и выгравированные мелким шрифтом фамилии мастеров, изготовивших когда-то давно каменный вековой монумент. Иногда среди сочной сныти, растущей над провалом в склеп, можно увидеть обломки плитки, которой в прошлых столетиях украшали внутреннее убранство семейных усыпальниц. На старых кладбищенских участках, хоть и фамилии усопших давным-давно стерты с плит, по сохранившимся архитектурным деталям все-таки еще можно познавать историю города, даже если это цветной обломок плитки, покрытый слоем земли.

Заброшенная, руинированная усыпальница. Никольское кладбище.
Заброшенная, руинированная усыпальница. Никольское кладбище.

Метлахская плитка начала свою историю еще с середины XIX века. Фабрика Villeroy&Boch в немецком городе Метлах первая запустила производство плитки, представляющей собой мелкоформатные изделия из керамики, разных форм и цветовых решений. В качестве сырья брали тугоплавкую глину, на сформированные элементы наносили цветную глазурь, после чего изделие подвергали обжигу в специальных печах при температуре 1200 градусов Цельсия. Преимущество метлахской плитки заключалось в морозостойкости, высокой плотности, кислоустойчивости и устойчивости к стиранию, что было актуально для доходных домов, дворцов, вокзалов, театров и храмов. Известно, что метлахской плиткой оформили каюты и приемные залы на «Титанике».

Интерьеры Титаника. Фото: Global Look Press/Science Museum
Интерьеры Титаника. Фото: Global Look Press/Science Museum

Цвет рисунка на плитке сохранялся на очень продолжительное время, так как она была прокрашена по всей своей толщине (8 - 9 мм). В связи с популярностью этого облицовочного материала рецептура со временем перекочевала в Италию, Португалию, Францию, а затем и в Россию. Известны адреса магазинов с данной продукцией, находящиеся в то время в Москве и Петербурге.

Исследователи Петербурга обычно обращают внимание на плитку в парадных доходных домов, соборах и других общественных местах. Мне, как некрополисту, хотелось бы сделать акцент на метлахскую плитку, которая использовалась в оформлении семейных усыпальниц на исторических некрополях, так как кладбища являются неотъемлемым элементом архитектуры и истории любого города.

Для более яркого примера я покажу плитки с двух кладбищ, а именно Никольского (при Лавре) и Новодевичьего, так как именно там количество плиток, найденных мной, больше, чем на других кладбищах. Конечно, это далеко не все образцы, на самом деле их гораздо больше. Но создание целого каталога в статье на Дзен, как мне кажется, не совсем актуально. В некоторых случаях с плит еще нужно аккуратно убрать слои земли и пыли, другие же представляют собой совсем небольшие экземпляры, без возможности разглядеть все полотно узоров. В карусели можно будет посмотреть образцы из каталогов.

Метлахская плитка производится до сих пор, но заводов на сегодняшний день всего несколько. В России, например, по ГОСТам и международным стандартам она выпускается на заводе Евро-Керамика.