Люблю рассматривать детали надгробных сооружений, даже если памятник представляет собой только лишь простенький кованный крест с небольшими, но сделанными с душой самобытными декоративными элементами. Прогуливаясь между руинированных усыпальниц всегда любопытно прочесть клейма на кирпичах и выгравированные мелким шрифтом фамилии мастеров, изготовивших когда-то давно каменный вековой монумент. Иногда среди сочной сныти, растущей над провалом в склеп, можно увидеть обломки плитки, которой в прошлых столетиях украшали внутреннее убранство семейных усыпальниц. На старых кладбищенских участках, хоть и фамилии усопших давным-давно стерты с плит, по сохранившимся архитектурным деталям все-таки еще можно познавать историю города, даже если это цветной обломок плитки, покрытый слоем земли.
Метлахская плитка начала свою историю еще с середины XIX века. Фабрика Villeroy&Boch в немецком городе Метлах первая запустила производство плитки, представляющей собой мелкоформатные изделия из керамики, разных форм и цветовых решений. В качестве сырья брали тугоплавкую глину, на сформированные элементы наносили цветную глазурь, после чего изделие подвергали обжигу в специальных печах при температуре 1200 градусов Цельсия. Преимущество метлахской плитки заключалось в морозостойкости, высокой плотности, кислоустойчивости и устойчивости к стиранию, что было актуально для доходных домов, дворцов, вокзалов, театров и храмов. Известно, что метлахской плиткой оформили каюты и приемные залы на «Титанике».
Цвет рисунка на плитке сохранялся на очень продолжительное время, так как она была прокрашена по всей своей толщине (8 - 9 мм). В связи с популярностью этого облицовочного материала рецептура со временем перекочевала в Италию, Португалию, Францию, а затем и в Россию. Известны адреса магазинов с данной продукцией, находящиеся в то время в Москве и Петербурге.
Исследователи Петербурга обычно обращают внимание на плитку в парадных доходных домов, соборах и других общественных местах. Мне, как некрополисту, хотелось бы сделать акцент на метлахскую плитку, которая использовалась в оформлении семейных усыпальниц на исторических некрополях, так как кладбища являются неотъемлемым элементом архитектуры и истории любого города.
Для более яркого примера я покажу плитки с двух кладбищ, а именно Никольского (при Лавре) и Новодевичьего, так как именно там количество плиток, найденных мной, больше, чем на других кладбищах. Конечно, это далеко не все образцы, на самом деле их гораздо больше. Но создание целого каталога в статье на Дзен, как мне кажется, не совсем актуально. В некоторых случаях с плит еще нужно аккуратно убрать слои земли и пыли, другие же представляют собой совсем небольшие экземпляры, без возможности разглядеть все полотно узоров. В карусели можно будет посмотреть образцы из каталогов.
Метлахская плитка производится до сих пор, но заводов на сегодняшний день всего несколько. В России, например, по ГОСТам и международным стандартам она выпускается на заводе Евро-Керамика.