Изображение животных на гербах многих российских городов — это не случайность или декоративный элемент, такая геральдика имеет глубокие исторические и символические корни. Первоначально она была связана с представлениями о дикой природе, которая окружала населенные пункты. Люди верили, что образ сильного и храброго зверя, поможет укрепить защиту от внешних врагов.
*Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они НЕ являются научными исследованиями и могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные – просто делимся наблюдениями, возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель – обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.
Вероятно, такие представления идут еще из древних времен, когда животные считались тотемами-защитниками и у каждого рода, семьи или даже человека был свой тотем. Аналогичные представления о животных-тотемах существовали практически во всех культурах мира на всех континентах и тесно связаны с шаманскими практиками. Их суть заключается в том, что каждому животному или птице присущ набор определенных качеств («сил»), способностей и, научившись перевоплощаться в этого зверя, человек получает возможность усиливать эти качества и в себе.
Наиболее полного перевоплощения может достичь только шаман (надевая маски, шкуры, рога, а также подражая походке зверя, имитируя его голос и проч., что как раз и составляет суть многих шаманских танцев), а простые люди получают силу тотемного зверя в меньшей степени благодаря тому, что просто окружают себя соответствующими украшениями (перья, клыки) и/или наносят на себя соответствующие рисунки (боевой окрас и проч.). Очень вероятно, что древнейшие гербы — это перешедшие на боевые знамена изображения тотемных зверей, характерных для данной местности.
Впоследствии, при создании новых гербов уже в новые — в основном екатерининские времена, когда они появлялись и утверждались во множестве по всей России — в них вкладывался уже иной смысл. Так, часто на герб попадало то животное, которое просто в большом количестве встречается в той или иной местности или составляет главное ее богатство — отсюда, например, идут многочисленные уральские и сибирские гербы с соболями и куницами.
Рассмотрим некоторых наиболее часто встречающихся в русской городской геральдике зверей и смыслы, которое они несут, подробнее.
Медведь на гербах
Медведь — один из наиболее распространенных и любимых геральдических символов России, своеобразный неофициальный символ страны, который в представлении многих людей гораздо точнее соответствует национальному характеру, нежели, скажем, орел.
Но почему именно медведь? Объяснений может быть много, и все они, наверное, по-своему верны. Так, наиболее простой ответ заключается в том, что медведь — это в принципе крайне распространенный в России зверь, при этом он же — крупнейший хищник наших широт. Он воплощает в себе силу, мощь, непреклонность, но при этом также мудрость и спокойствие. При этом в народных представлениях медведь очень близок человеку — можно сказать, что он даже не совсем «зверь». Его следы, строение пальцев, мышц, и даже эмоции очень похожи на человеческие. Охотники рассказывают, что на медведя и человека собаки лают одинаково, в отличие от других зверей. Именно поэтому при охоте на медведей существовало множество табу и предписаний.
В народном фольклоре есть немало сказок о «медвежьих детях» — то ли выращенных медведями в лесу, то ли вовсе наполовину людях, наполовину — медведях (например, «Иван медвежье ушко»), что также указывает на максимальную близость — ни одно другое животное наших лесов не может иметь общих с человеком детей даже в сказках.
Неудивительно, что у одного из главных богов славянского пантеона — Велеса, который одновременно является хранителем леса, всех животных, Хозяином (ночи, зимы, всего магического, непроявленного) а также покровителем земледельцев, волхвов, ремесленников и торговцев, главная животная ипостась — это медведь. Возможно, поэтому медведь на Руси считался священным животным, а настоящее его имя табуировано и заменено указанием «мед-ведь» («ведающий где мед»). Кстати, и сам Велес является именно ведающим богом, Мудрецом, в то время как его главный антагонист — Перун-громовержец, это побеждающий бог-Воин.
В более поздние времена — по наблюдениям доктора исторических наук Александр Пыжикова — в народе существовало представление о том, что подлинной святости достиг только тот, «кто вышел из лесу с медведем», то есть смог наладить контакт с Хозяином леса и понять его. Это нашло отражение в биографиях Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Кирилла Белозерского. Также это крайне тесно перекликается с темой скоморохов («с-комом-рох» = «с комом (медведем) ходящий»), которые изначально воспринимались скорее ведающими хранителями знаний и древних традиций, нежели певцами-весельчаками. Читайте подробное исследование про скоморохов и то, кем они были.
Согласитесь — немало причин для того, чтобы на герб того или иного города попал медведь. При этом создатели герба могли и не закладывать в него перечисленные дохристианские смыслы, но они рождаются сами по себе, исходя из нашей древней истории и, скорее всего, именно так воспринимались в народе.
Ярославль
Один из старейших гербов русских городов, который впервые был опубликован еще в Царском Титулярнике 1672 г. — на нем изображён медведь с секирой на плече. Появление этого изображения связано с преданием о Ярославе Мудром, который проезжая по местным непроходимым лесам одолел в борьбе огромного свирепого медведя. Причем, согласно сохранившимся историческим документам, на месте Ярославля когда-то располагалось поселение Медвежий Угол с важным древним святилищем (очевидно — бога Велеса, с которым связан медведь). Таким образом, победу Ярослава над медведем можно трактовать как символическую победу христианства над дохристианскими культами.
«И это было селище, называемое Медвежий угол, а населяли его люди поганой веры — язычники, злые ужасно. И очень страшное место это, потому что те люди живут вольно и много ограблений и кровопролитий над христианами творят»
(«Сказание о построении града Ярославля»)
Но почему же на гербе мы видим НЕ секиру или побежденного медведя, а мощного медведя, который сам несет секиру и который, будучи согласно преданию персонажем как бы враждебным — в итоге то и стал символом как города, так и области?
Одно из объяснений гласит, что фактически, новый город стал настоящей крепостью христианства, а медведь с оружием на плече является символом уважения к прежнему языческому культу.
Пермь
Также как и герб Ярославля — является одним из древнейших на Руси в входил в Царский Титулярник 1672 г., где изображен в виде медведя на спине у которого Евангелие с крестом. Считается, что это изображение также символизирует историческую преемственность и взаимоуважение разных мировоззрений — от древнего язычества до христианства.
Так, коми — коренной народ пермского региона издревле почитал медведя как сильное животное и поклонялся ему как представителю высшей силы. То, что этот тотемический зверь на изображении несёт на спине Евангелие, как бы подтверждает то, что обе эти религиозные культуры давно и тесно переплетены.
«Использование старого герба символизирует преемственность поколений, уважение к историческому прошлому города. Пермяки издавна утверждали культ медведя. Это ярко выражено в древнем искусстве городов Прикамья»
(Меликаева В. И. и Сержана В. В. «Каталог современных гербов городов, поселков и сел СССР»)
Интересно, что на Пермском гербе медведь по какой-то причине поменял свое направление — так, на изначальной версии в Царском Титулярнике он смотрит на восток, а на современном — на запад. Такое же отзеркаливание произошло и с огромным количеством других древних городов. Может быть, речь идет о своеобразном «развороте на Запад» в петровско-екатерининские времена, ведь в геральдике нет ничего случайного?
Другой интересный момент — согласно официальной истории Пермь именно как город был основан лишь в 1780 г. при Екатерине. Откуда же ему взяться в Царском Титулярнике 1672 г.? Согласно официальной версии, там речь идет НЕ о городе, а о регионе, но согласитесь, что если есть регион — обширный, важный и имеющий даже собственный герб, то очевидно в нем должны существовать и города — как минимум для торговли, решения каких-то административных вопросов и проч. Так, может быть, и город Пермь гораздо старше, чем принято считать? Старые карты до 1780 г. однозначно говорят о том, что все именно так и есть — ведь еще начиная с 1528 г. Пермь Великая обозначена на ВСЕХ картах тех мест, именно с пометкой города. Возникает вопрос — по какой причине более чем 200 лет ее истории оказались стерты и почему город с таким названием как минимум трижды переезжал по разным местам?
Норильск
На гербе города изображён, стоящий на задних лапах, белый медведь. Это и не удивительно, ведь Норильск по праву считается северной столицей России. Гордый мишка поднимает над головой ключ с буквой «Н» (Норильск) в основании и тремя кольцами на конце. Эти кольца символизируют: кобальт, никель и медь — основу природных ресурсов региона.
Так как герб относительно молодой (официально утверждён в 1972 году), то геральдическое изображение не несёт какого-то исторического наследия. Однако его яркий запоминающийся дизайн и вполне понятная символика надолго врезается в память гостям города.
Новгород
А вот еще один из старейших гербов России — герб Великого Новгорода. Очень любопытно, что по факту он представляет собой отзеркаленный и удвоенный герб Ярославля — то есть если там один медведь с секирой на плече, то в Новгороде — два точно таких же медведя с секирами, смотрящих друг на друга, только к ним еще добавляется царский трон увенчанный подсвечником с тремя горящими свечами. В ногах у медведей — две рыбы.
Интересно, что прообраз этого герба взят с печати наместника Великого Новгорода. Но в оригинальной печати было не два медведя, а медведь и рысь (или какая-то другая кошка). Так что давайте теперь как раз и перейдем к этом животному тотему и рассмотрим, что он обозначает в геральдике.
Другие гербы российских городов с медведем
Рысь, лев и барс на гербах
Из всех перечисленных больше всего хотелось бы остановиться на рыси — дело в том, что на изначальных изображениях старых гербов часто вовсе непонятно о какой хищной кошке идет речь, а в описаниях используется формулировка «лютый зверь». Впоследствии, при перерисовке гербов многие из них стали львами и барсами (как, например, барс на гербе Пскова), при том что этих животных вовсе не водится в наших краях, а «лютый зверь» — как показывает практика — может со временем превратиться по сути в любую крупную кошку.
Но из всех перечисленных только рысь — распространенный повсеместно и наиболее традиционный хищник семейства кошачьих для российских широт. Более того, «рысь» — это одно из немногих названий животный, которые относят по происхождению к исконно-славянским. Считается, что оно происходит от прилагательного rysъ («рыжий») и дано этому зверю из-за его характерного окраса. Кстати, вполне возможно само слово «рысь» не фигурировало в описаниях гербов по причине того, что имя этого зверя священно и табуировано — точно также как «настоящее» имя медведя («бер»? или «берн»?). Именно поэтому использовалась иносказательная формула «лютый зверь».
Согласно некоторым теориям слова Русь и Рысь — вовсе взаимозаменяемы и родственны, то есть, возможно, название нашей страны в древности трактовалось как «земля рысичей», а рысь являлась главным тотемным животным страны. Так, есть некоторые свидетельства, что русские князья очень любили использовать образ рыси в своих гербах. В этом контексте иной смысл приобретает и символика красного княжеского плаща — возможно, это некая отсылка к образу рыси — ведь другого «красно-рыжего» животного в наших лесах просто нет.
Существуют и летописные свидетельства о целом культе рыси у славян. Так, некоторые летописи XII–XIII прямо указывают на то, что славяне поклонялись рыси, выделяя именно ее из перечня всех других животных:
«…кои (=язычники) рыси и прочему зверям да древесам жряху и за богов их чтяше».
Также существует теория, согласно которой многочисленные характерной формы русские обереги-коньки, коих в великом множестве находят археологи, это на самом деле вовсе не «кони», а «рыси» — обратите внимание не отверстия, которые легко принять за пятна на шкуре.
Если же углубиться в мифологию и образы древних богов, то оказывается, что рысь тесно связана как с главной женской богиней Макошью (женская храбрость, самоотверженность при защите семьи и проч. понятия), так и с главным богом-воином Перуном и его супругой Додолой. Кстати, в скандинавских странах — рысь также является спутницей богини Фрейи, которая покровительствует любви, войне, плодородию и деторождению одновременно. Именно рыси запряжены в ее небесную повозку. Читать подробнее про образ рыси в русской культуре.
В геральдике рысь, лев и барс традиционно считаются символами мужества, силы и величия:
- Рысь, известная своей быстротой и грациозностью, часто представлена в положении бега. На гербе она воспринимается как символ быстроты мысли и действий, а также символизирует осторожность и деликатность при принятии решений. Нередко с геральдическими рысями связаны такие ассоциации как зоркость, внимательность, прозорливость.
- Лев — могучий царь зверей. Величественный хищник часто изображается в положении стоя или сидя, символизируя силу, мощь и власть. Лев также привносит атрибуты героизма и мужества. Этот символ отражает смелость, решимость и защиту.
- Барс — сила и мощь. Он считается одним из самых сильных и грозных животных. Его присутствие на гербе демонстрирует бесстрашие, могущество, решительность и стойкость.
Реж
Город расположен почти в центре Урала (Свердловская область), а рысь на гербе является символом внимательности местных жителей, которые открыли в регионе месторождения никеля, меди и железа. Так же на это указывают и три разноцветных камня, на которых стоит дикая кошка.
«В лазоревом поле под вершиной опрокинуто-беличьего меха — золотисто — горностаевая стоящая рысь настороже с червлеными глазами и пастью, черными когтями и кисточками на ушах, сопровождаемая в оконечности тремя окаймленными серебром камнями в пояс: зеленым, черным и лазоревым» (Текст решения о гербе)
Бородино
Современный герб города Красноярского края Бородино построен на образе льва и угля. Город славен своими месторождениями, а как бы охраняющий их лев является символом богатства и процветания региона.
Псков
На современном гербе города изображён барс, однако, это именно тот случай, когда старый герб, включенный еще в Царский Титулярник 1672 г. и даже еще ранее в Большую печать Ивана Грозного изображал просто некую неустановленную хищную кошку — вполне возможно, именно рысь, о которой писалось выше.
Первое документальное упоминание об этом гербе датировано 1626 годом в «Росписи всем Государевым печатям», где было сказано: «Печать Псковская: барс, под барсом земля». Однако, уже в указе царя Алексея Михайловича, от 1666 года, написано: «Печать псковская, на ней рысь бежащая».
Другой важной деталью псковского герба является длань выходящая из облака. И с ней — как и с кошкой — происходили множественные метаморфозы. Так ранние версии гербов изображают раскрытую ладонь со слегка разведенными пальцами, но с 1856 года и на протяжении 50 лет существовал герб с явным двоеперстием (!), которое, как известно, являлось одним из символов и причин церковного раскола 1650-х гг. Как же оно могло появится на гербе в 1856 году с учетом того, что этому даже не было никаких исторических предпосылок? Эту загадку еще предстоит решить.
Владимир
Один из самых известных (и старых) русских гербов со львом — это герб Владимирской земли — это коронованный лев на задних лапах с крестом. Именно в таком виде он присутствует в Царском титулярнике. Интересно, что название города на данном гербе изначально пишется через букву Е — ВладимЕрский.
Считается, что лев как геральдический символ появился во Владимире еще во времена Андрея Боголюбского, который избрал его своей родовой эмблемой — то есть эмблемой Владимиро-Суздальских князей. И действительно, даже на барельефах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 1230—1234 гг. мы можем увидеть княжеских дружинников со львами на щитах. На стенах Дмитриевского собора львы также (хоть и в несколько ином сюжетном исполнении) встречаются в изобилии.
Вполне возможно, что в данном случае у этой эмблемы сугубо религиозный смысл, так как Андрей Боголюбский являлся ревностным христианином, способствовавшим строительству многочисленных церквей, а в христианской традиции лев нередко ассоциируются с Иисусом Христом.
Гербы других российских городов с рысью
Гербы других российских городов со львами, тиграми и барсами
Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":
Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями
О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать?
Самые древние гербы русских городов - почему они именно такие и что они означают?
На гербе какого русского города славянский бог Велес?
***************************
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень помогает его развитию!