Всем известны три героя былинного русского эпоса. Это Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Илья Муромец- крестьянский сын из Мурома, Алеша Попович – сын попа, из Ростова Великого, а вот Добрыня Никитич вроде как сын купца из Рязани. Но матушка его растила в Москве и даже район известен на Горке на Вшивоей.
Эпические былины складывались в 11 -16 веках. Но при этом былины впитывали современные события опираясь на более древний слой сказаний. Поэтому так сложно понять о каком месте идет речь. То, что Добрыня очень древний мифологический герой говорит его борьба со Змеем.
Три богатыря Древней Киевской Руси олицетворяли идею о единстве всех русских земель: западных, южных и восточных. Три богатыря из Залесской Руси служат киевскому князю.
О двух богатырях мы знаем, откуда они, кто по социальному происхождению, а вот о третьем лишь упоминание в некоторых былинах, что он сын богатого гостя из Рязани, который имел свой двор в Москве.
Если копнуть глубже, то многие исследователи считали, что Добрыня был дядя князя Владимира, ближайший советник и воевода.
Дядя князя Владимира никак по своему социальному положению не мог быть ровней крестьянскому сыну Илье Муромцу, а ведь в былинах Добрыня был у него в подчинении.
В 19 веке возник особый интерес к былинам, их стали изучать и в школах.
Из всех богатырей Добрыня самый неопределенный образ богатыря. Мы знаем, что он сражался со Змеем Тугариным, наверное, сначала просто со Змеем, то есть миф очень древний.
И говорится, что он родился, когда Рязань городом еще не была, а только селом. Рязань – это земля вятичей.
То есть Добрыня тоже из Залесской Руси и отношения к дяде Владимира не имеет.
Хотя почти во всех былинах он сражается со Змеем Горынычем на Киевской земле.
И только в одном сказании матушка предостерегает Добрыню от сражения со Змеем не ездить к Оке-реке. Но Добрыня конечно ее не послушал. Таким образом из киевской земли Добрыню в былине переносят на землю вятичей.
Былина «Добрыня и Маринка» была записана в 1863 году у 90 летнего сказителя в Олонецкой губернии. В этой былине действие так же происходит в Киеве.
В былине Маринка – молодая красивая горожанка, живущая в богатом тереме, но о ней ходит дурная слава, что у нее полюбовник младой Тугарин Змиевич.
К тому же Маринка еще и колдунья, молодых людей, сватающихся к ней, оборачивает в гнедых туров. Здесь заложен, как считают многие исследователи, тоже очень древний миф о злой богине Маре.
В былине забыл Добрыня наставления матушки и заехал на улочки Маринкины и стал к ней свататься.
Натянул тугой лук и пустил каленую стрелу в Маринкино окно. Про сватовство путем стрельбы из лука мы читаем и в сказках, например, о царевне лягушке. Это был древний обычай племен меря, дославянского населения бассейна Оки.
В это время у Маринки гостил мил друг Тугарин Змиевич и стрела Добрыни поразила его насмерть. По другой версии Тугарин сбегает. Добрыня посылает к Маринке своего слугу, но Маринка не отдает стрелу, «кто стрелочку стрелил, пускай сам сюда придет».
И превращает колдовством Добрыню в оленя. «И спустила Добрынюшку оленем рыскучим в чисто поле».
Матушка Добрыни честна вдова Офимья Александровна ищет докторов в Москве, но не находит, поэтому едет в Киев и находит «бабушку задворенку».
Бабушка ей и говорит, а возьми-ка ты меня в каменну Москву и принеси-ка каленную стрелу. Получив лук Добрыни, бабушка выстрелила стрелу и сделала Добрыню добрым молодцем, а Маринку превратила в собаку. В этой былине получается лук Добрыни находится в Москве, а должен ведь быть в Киеве.
Вот и получается, что события происходили в древности на земле вятичей, а в былине их перенесли в Киев.
Перенос действия в Киев был обычным для русских былин.