Найти в Дзене

И вновь о Высоцком...

Оглавление

Хранители памяти

На протяжении вот уже более 10 лет мы занимаемся сохранением памяти о выдающихся деятелях культуры, искусства и спорта, нашедших свое последнее пристанище на Ваганьковском кладбище. В памятные даты совершаются заупокойные богослужения, предварительно родным и коллегам усопших рассылаются приглашения на панихиды.

Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980) – не исключение: каждый год традиционно в день его рождения 25 января и в день смерти 25 июля в храме служат панихиду, а у могилы – литию.

Хочется предварить биографию этого удивительного человека тремя цитатами: актера, поэта и священника.

«В моем детстве у всех в доме были его пластинки, и не знать и не любить Высоцкого было как-то странно. Владимир Семенович был артистом, и он сам не просто пел, а проживал песни. Так же и его стихи нельзя просто декламировать – это монологи самого автора, предельно исповедальные, порой на разрыв», – актер Сергей Витальевич Безруков.

«Принято относится к поэтам-песенникам с некоторым предубеждением. И до Высоцкого моё отношение к бардам было примерно таким. Но начав слушать Высоцкого я понял, что мы имеем дело именно с поэтом. Более того, меня в некотором роде даже не устраивает, что это сопровождается гитарой. Потому что сам по себе текст совершенно замечательный. Это гораздо лучше, чем Кирсанов, Маяковский, я уж не говорю о более молодых людях, вроде Евтушенко и Вознесенского. Он пользовался совершенно замечательными составными рифмами. Потеря Высоцкого – это потеря для языка, совершенно ничем невосполнимая», – поэт Иосиф Александрович Бродский.

«Владимир Высоцкий – это большой поэт. Это явление. Он прошел через жизнь многих из нас, а нас миллионы. И каждый запомнил его так или иначе, не остался равнодушным. Почему? Потому что мы, все так греховны, что уцепились за его творчество и черпаем в нём ложное утешение? Нет, конечно. Он был живой человек. Он был призван Богом говорить людям правду и раскрывать истинную цель творчества – прославлять Творца и направлять человека ко спасению. В лучших своих произведениях он это пытается сделать. А вы сделайте скидку на то, что он работал в условиях богоборческой системы, когда не было никаких духовных ориентиров. И, слава Богу, что он сам мало-помалу дошел до естественных истин добра. Это важно», – протоиерей Михаил Ходанов.

Протоиерея Михаила Ходанова мы приглашали для совершения заупокойных богослужений у могилы Высоцкого неслучайно. Из известных нам ценителей творчества Владимира Семеновича отец Михаил даже в самой короткой беседе способен наиболее глубоко и вдумчиво раскрыть грани его таланта, его трудный поиск Бога.

25 января 2020 г. панихиду совершил игумен Петр (Еремеев) | Фото А. Свалов
25 января 2020 г. панихиду совершил игумен Петр (Еремеев) | Фото А. Свалов

Перейдем же к биографии.

Детство

Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье Нины Максимовны и Семена Владимировича Высоцких. Отец был военным связистом, а мать, получив диплом столичного института иностранных языков, трудилась переводчиком немецкого.

Высоцкому полгода. 1938 г.
Высоцкому полгода. 1938 г.

Дед поэта по материнской линии Максим Иванович Серегин был уроженцем села Огарево Тульской губернии. Бабушка Владимира Семеновича – Евдокия Андреевна Серегина (урожденная Синотова) – прибыла в Москву из деревни Утицы, находившейся близ станции Бородино Московской области. Дед Высоцкого по отцовской линии Вольф Шлиомович появился на свет в городе Брест-Литовске. В 1915 году он женился на Доре (Деборе) Евсеевне Бронштейн.

Раннее детство будущего поэта прошло в коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице (сейчас это район станции метро «Сухаревская»).

Во дворе дома №126 на 1-й Мещанской в Москве, 1940 г.
Во дворе дома №126 на 1-й Мещанской в Москве, 1940 г.
 Нина Максимовна Высоцкая с сыном Володей, 1940 г.
Нина Максимовна Высоцкая с сыном Володей, 1940 г.

Когда грянула Великая Отечественная война, отец был призван на военную службу, а Владимир с матерью отправились в эвакуацию в деревню Воронцовка Оренбургской области. Летом 1943-го года они вернулись в Москву.

Родители маленького Володи уже тогда знали, что их брак фактически распался, и домой глава семейства возвращаться не будет. К тому времени Семен Владимирович уже жил с другой женщиной – Евгенией Степановной Лихалатовой, с которой познакомился в период службы в Главном управлении связи Красной армии. После развода родителей Владимир остался жить с матерью.

С матерью Ниной Максимовной
С матерью Ниной Максимовной

Ближе к концу 1946-го года Владимир перебрался жить в семью своего отца, которого вскоре после этого отправили служить в восточную Германию. Вместе с ним поехали супруга и маленький сын. Владимир Высоцкий всегда с особой теплотой и трепетом отзывался о мачехе Евгении Степановне, и эти отношения сохранились между ними на всю жизнь. Кроме того, она сыграла немаловажную роль в становлении его как творческой личности: поощряла занятия музыкой и поддержала, когда тот изъявил желание стать артистом.

С отцом и мачехой
С отцом и мачехой

В конце лета 1949 года Семен Владимирович получил новые назначения – вначале в Северо-Кавказский военный округ, затем в Киевский. В конце сентября Евгения Степановна с пасынком переехала в Москву и поселилась в коммунальной квартире на Большом Каретном.

6 октября 1949 года Владимир Высоцкий стал учиться в пятом «Е» классе 186-й мужской средней школы Коминтерновского района, находившейся рядом с домом.

В пионерлагере, 1950 г.
В пионерлагере, 1950 г.

Еще в школьные годы он увлекся литературой и написал свои первые стихотворения. А на семнадцатый день рождения родная мама подарила ему первую гитару.

16-летний Владимир Высоцкий, 1954 г.
16-летний Владимир Высоцкий, 1954 г.
-13

Студенчество

В 1955 году, закончив школу, Высоцкий поступил на механический факультет в Московский инженерно-строительный институт, но спустя полгода бросил учебу.

Летом 1956 года он поступил в школу-студию МХАТ. Вначале учился на курсе у режиссера Бориса Вершилова, а после его смерти – у Александра Комиссарова и Павла Массальского. За время студенчества сыграл в спектаклях: «Гостиница Астория», «Ведьма», «Иванов», «Свадьба» и других. В 1960 году завершил обучение, сыграв в дипломном спектакле «На дне», поставленном по одноименной пьесе Максима Горького.

Вручение диплома педагогом В. Л. Ершовым, июнь 1960 г.
Вручение диплома педагогом В. Л. Ершовым, июнь 1960 г.

Театр

Получив диплом, Владимир Высоцкий был приглашен в труппу Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, где проработал два года. Кратковременно играл в Московском Театре миниатюр и пробовал устроиться в «Современник».

В 1964 году он был принят в труппу Театра на Таганке, где проработал более пятнадцати лет, до самой своей смерти. Именно в этом театре он блистательно сыграл свои лучшие роли и предстал перед зрителем в разных амплуа. Среди театральных работ, в которых был задействован Владимир Высоцкий, значатся: «Послушайте!», «В поисках жанра», «Пристегните ремни», «Преступление и наказание», «Вишневый сад», «Пугачев». Одной из наиболее ярких ролей, сыгранных Владимиром Семеновичем, стала роль Гамлета в одноименной пьесе Уильяма Шекспира. В 1977 году французскими критиками спектакль «Гамлет» был назван лучшей иностранной постановкой.

Впервые песни Высоцкого прозвучали на сцене Театра на Таганке. В 1963 году режиссер Петр Фоменко поставил спектакль «Микрорайон», в котором артист Алексей Эйбоженко исполнил две песни Высоцкого – «Тот, кто раньше с нею был» и «Я в деле, и со мною нож…».

В 1968 году драматург Александр Штейн предложил Владимиру Семеновичу подготовить песни для его пьесы «Последний парад» (изначально имевшей название «Поживем дальше, увидим больше»), запланированной для постановки в Театре сатиры. Владимир Семенович сочинил для пьесы новые и предложил ранее написанные произведения: «Корабли постоят – и ложатся на курс…», «Моя цыганская», «Москва – Одесса», «Утренняя гимнастика», «Песня Сенежина» и другие.

В начале 1970-х годов Высоцкий передал Галине Волчек, ставившей в театре «Современник» спектакль «Свой остров» по пьесе эстонского драматурга Раймонда Каугвера, несколько собственных песен. Среди них – «Свой остров» («Покидаем теплый край навсегда…»), «Лирическая» («Здесь лапы у елей дрожат на весу…»), «Я не люблю», «Человек за бортом».

27 марта 1975 года в ленинградском Малом драматическом театре состоялась премьера спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. В спектакле звучали песни Высоцкого «Он не вернулся из боя», «Мы вращаем Землю», «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой».

Популярными стали и другие произведения Владимира Семеновича, написанные в разные годы для театра и кино: «Песня о погибшем летчике», «Кони привередливые» (для фильма «Земля Санникова»), «Цыганочка», «Здесь лапы у елей дрожат на весу…», «Я несла свою беду…», «В желтой жаркой Африке» (для фильма «Мой папа – капитан»).

Кино

Кинокарьера Владимира Семеновича Высоцкого сложилась удачно: многие его роли были высоко оценены публикой (хотя критикой – не всегда), фильмы с его участием не раз входили в топы лидеров проката. Песни Высоцкого, исполненные им в кино, выходили отдельными пластинками. Среди самых известных кинокартин, в которых он играл: «Вертикаль» (1966), «Короткие встречи» (1967), «Служили два товарища» (1968), «Интервенция» (1968), «Хозяин тайги» (1969), «Четвёртый» (1973), «Плохой хороший человек» (1973), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Маленькие трагедии» (1979).

В 1979 году на Центральном телевидении состоялся премьерный показ пятисерийного телевизионного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Действие картины происходило в послевоенной Москве, где орудует банда «Черная кошка». Ее поимкой занимались сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом МУРа, возглавляемого капитаном Глебом Жегловым, которого сыграл Высоцкий. Он также выступил режиссером нескольких сцен и эпизодов.

«Место встречи изменить нельзя», 1979 г.
«Место встречи изменить нельзя», 1979 г.

Фильм «Место встречи…» по масштабам популярности сопоставляется киноведами с многосерийной кинолентой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Первые зрительские отклики начали поступать сразу после премьеры.

Так, в редакцию газеты «Советская культура» пришло обстоятельное письмо от А. П. Сушко из Ворошиловградской области. Автор письма сообщал, что с каждой новой серией популярность ленты «неописуемо возрастала»: «Последнюю серию у нас на шахте в общей нарядной смотрела почти вся смена по окончании рабочего времени. Отложив в сторону все свои дела, в том числе и личные, не считаясь с усталостью, люди с нетерпением ждали финальной части».

По свидетельству Станислава Говорухина, находившегося в тот момент в Севастополе, выход очередной серии «Места встречи…» стал фактически причиной срыва массового праздника: «Народ проигнорировал городское мероприятие и сидел у телевизоров». Персонажи картины стали фактически представителями фольклора, героями песен и анекдотов; их реплики пополнили словари крылатых выражений.

В 1987 году Владимир Высоцкий за исполнение роли капитана Жеглова был посмертно удостоен Государственной премии СССР.

Режиссер Станислав Говорухин рассказывал:

«Работать с Высоцким было непросто, он чрезвычайно неудобный актер для режиссера. Никогда не приходил в кадр просто так, не умел выполнять формальные задачи. Всегда привносил свое... Так Высоцкий играл и снимал „Место встречи“, когда я ему доверил работать вместо себя, на время командировки. Столько всего придумал он вне сценария! И снял с первого дубля. По жизни Володя оказал на меня большое влияние, научил быть сильным. Он из небольшой когорты тех, кого я могу назвать своими духовными учителями».

Личная жизнь

Личная жизнь Владимира Высоцкого была насыщенной. Еще учась на третьем курсе школы-студии МХАТ, он познакомился со студенткой Изольдой Жуковой. Они вместе играли в студенческих спектаклях. По окончании обучения Изольда по распределению уехала в Киев, куда Владимир приезжал каждые выходные. После ее возвращения в столицу в 1960 году молодые люди поженились. К моменту официального развода в 1965 году их отношения расстроились.

С Изольдой Жуковой
С Изольдой Жуковой

С 1962 года Высоцкий уже жил с актрисой Людмилой Абрамовой, с которой познакомился во время съемок фильма «713 просит посадку». Осенью 1962 года Людмила и Владимир стали родителями, у них родился первенец Аркадий, а через два года – второй сын Никита. Официально Абрамова и Высоцкий поженились в 1965 году.

С Людмилой Абрамовой
С Людмилой Абрамовой

В 1968 году пара распалась, Высоцкий к тому времени уже познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади. Через три года Владимир и Марина поженились. Первые шесть лет совместной жизни жили на расстоянии. Для того чтобы быть вместе, им требовалось получить разрешение на посещение СССР и Франции. Лишь в 1973 году Высоцкий смог получить многократную визу и возможность чаще уезжать за границу. Из-за проблем Владимира Семеновича с алкоголем и наркотиками отношения между супругами в последние годы были натянутыми. В общей сложности в браке с Влади Высоцкий провел около двенадцати лет, о чем написал в одном из последних своих стихотворений: «Мне меньше полувека – сорок с лишним, Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним…».

С Мариной Влади
С Мариной Влади

В последние годы жизни рядом с Высоцким была Оксана Афанасьева.

Смерть и похороны

25 июля 1980 года Владимир Семенович Высоцкий скоропостижно скончался в своей квартире. Не было официальных сообщений о его смерти, лишь вывеска над кассой Театра на Таганке, где не было указано ни даты прощания, ни времени похорон. В Москве шли Олимпийские игры, поэтому руководство страны хотело избежать шумного прощания. Но известие о трагедии облетело столицу очень скоро. Все три дня у здания театра и на соседних улицах стояли люди, которые ждали возможности проститься с любимым актером и поэтом.

В день похорон очередь к гробу растянулась практически на 9 километров. За порядком наблюдала конная милиция. По оценкам ГУВД Москвы, проводить Владимира Семеновича в последний пусть пришли порядка 108 тысяч человек.

По общему мнению исследователей жизненного пути В. С. Высоцкого он являлся крещеным христианином.

Памятен рассказ одного из ныне здравствующих насельников монастыря Оптиной Пустыни. В 1991 году, еще до принятия пострига, этот человек ездил к старцу Николаю Залитскому. Там будущий монах узнал историю о том, как на остров приезжала жена Владимира Семеновича и просила отца Николая помолиться об его упокоении, на что старец спросил, был ли крещен Высоцкий. Женщина сказала, что точно не знает, но однажды была свидетельницей того, как, находясь на гастролях в одном из старинных русских городов, Владимир вошел в храм и вместе с народом подошел к Чаше и причастился Святых Даров. Это стало достаточным основанием для того, чтобы старец Николай совершил панихиду по Высоцкому.

В своих песнях Высоцкий часто обращался к духовным темам, нередко использовал религиозные мотивы, образы и церковную терминологию. Известно, что он носил нательный крест, несколько раз был в Троице-Сергиевой лавре. После смерти среди его книг обнаружили молитвослов, церковный календарь на 1977 год, Библию и две версии Нового Завета.

Безусловно, Высоцкий был человеком целой эпохи. Его талант и дарование были высоко оценены еще при его жизни. А его уход стал днем скорби для всей страны.

В опросе «Топ-10 кумиров 20 века в России», проведенном ВЦИОМ в 2018 году, Владимир Высоцкий занял второе место после Юрия Гагарина. Что же так трогает сердца людей в творчестве Владимира Семеновича? Что делает его слово современным спустя десятилетия?

Нам кажется, что именно соприкосновение с вечными вопросами о смысле бытия, о которых поэт говорит порой жестко – до грубости, но искренне и честно, увековечивает его творчество. Жизнь его была сложной, противоречивой, как и у каждого из нас. Но он понимал и принимал свое несовершенство, что исполняет нашу молитву Богу о прощении его грехов надеждой и дерзновением.

Благодарим вас, уважаемые подписчики, что дочитали статью до конца. Если вам понравился материал, подписывайтесь на наш канал. Не забывайте нажать на 👍 («нравится»), и поделиться с друзьями. Также пишите комментарии, замечания и предложения - это позволит улучшить качество материала и готовить ещё более интересные темы.