Хранители памяти
На протяжении вот уже более 10 лет мы занимаемся сохранением памяти о выдающихся деятелях культуры, искусства и спорта, нашедших свое последнее пристанище на Ваганьковском кладбище. В памятные даты совершаются заупокойные богослужения, предварительно родным и коллегам усопших рассылаются приглашения на панихиды.
Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980) – не исключение: каждый год традиционно в день его рождения 25 января и в день смерти 25 июля в храме служат панихиду, а у могилы – литию.
Хочется предварить биографию этого удивительного человека тремя цитатами: актера, поэта и священника.
«В моем детстве у всех в доме были его пластинки, и не знать и не любить Высоцкого было как-то странно. Владимир Семенович был артистом, и он сам не просто пел, а проживал песни. Так же и его стихи нельзя просто декламировать – это монологи самого автора, предельно исповедальные, порой на разрыв», – актер Сергей Витальевич Безруков.
«Принято относится к поэтам-песенникам с некоторым предубеждением. И до Высоцкого моё отношение к бардам было примерно таким. Но начав слушать Высоцкого я понял, что мы имеем дело именно с поэтом. Более того, меня в некотором роде даже не устраивает, что это сопровождается гитарой. Потому что сам по себе текст совершенно замечательный. Это гораздо лучше, чем Кирсанов, Маяковский, я уж не говорю о более молодых людях, вроде Евтушенко и Вознесенского. Он пользовался совершенно замечательными составными рифмами. Потеря Высоцкого – это потеря для языка, совершенно ничем невосполнимая», – поэт Иосиф Александрович Бродский.
«Владимир Высоцкий – это большой поэт. Это явление. Он прошел через жизнь многих из нас, а нас миллионы. И каждый запомнил его так или иначе, не остался равнодушным. Почему? Потому что мы, все так греховны, что уцепились за его творчество и черпаем в нём ложное утешение? Нет, конечно. Он был живой человек. Он был призван Богом говорить людям правду и раскрывать истинную цель творчества – прославлять Творца и направлять человека ко спасению. В лучших своих произведениях он это пытается сделать. А вы сделайте скидку на то, что он работал в условиях богоборческой системы, когда не было никаких духовных ориентиров. И, слава Богу, что он сам мало-помалу дошел до естественных истин добра. Это важно», – протоиерей Михаил Ходанов.
Протоиерея Михаила Ходанова мы приглашали для совершения заупокойных богослужений у могилы Высоцкого неслучайно. Из известных нам ценителей творчества Владимира Семеновича отец Михаил даже в самой короткой беседе способен наиболее глубоко и вдумчиво раскрыть грани его таланта, его трудный поиск Бога.
Перейдем же к биографии.
Детство
Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье Нины Максимовны и Семена Владимировича Высоцких. Отец был военным связистом, а мать, получив диплом столичного института иностранных языков, трудилась переводчиком немецкого.
Дед поэта по материнской линии Максим Иванович Серегин был уроженцем села Огарево Тульской губернии. Бабушка Владимира Семеновича – Евдокия Андреевна Серегина (урожденная Синотова) – прибыла в Москву из деревни Утицы, находившейся близ станции Бородино Московской области. Дед Высоцкого по отцовской линии Вольф Шлиомович появился на свет в городе Брест-Литовске. В 1915 году он женился на Доре (Деборе) Евсеевне Бронштейн.
Раннее детство будущего поэта прошло в коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице (сейчас это район станции метро «Сухаревская»).
Когда грянула Великая Отечественная война, отец был призван на военную службу, а Владимир с матерью отправились в эвакуацию в деревню Воронцовка Оренбургской области. Летом 1943-го года они вернулись в Москву.
Родители маленького Володи уже тогда знали, что их брак фактически распался, и домой глава семейства возвращаться не будет. К тому времени Семен Владимирович уже жил с другой женщиной – Евгенией Степановной Лихалатовой, с которой познакомился в период службы в Главном управлении связи Красной армии. После развода родителей Владимир остался жить с матерью.
Ближе к концу 1946-го года Владимир перебрался жить в семью своего отца, которого вскоре после этого отправили служить в восточную Германию. Вместе с ним поехали супруга и маленький сын. Владимир Высоцкий всегда с особой теплотой и трепетом отзывался о мачехе Евгении Степановне, и эти отношения сохранились между ними на всю жизнь. Кроме того, она сыграла немаловажную роль в становлении его как творческой личности: поощряла занятия музыкой и поддержала, когда тот изъявил желание стать артистом.
В конце лета 1949 года Семен Владимирович получил новые назначения – вначале в Северо-Кавказский военный округ, затем в Киевский. В конце сентября Евгения Степановна с пасынком переехала в Москву и поселилась в коммунальной квартире на Большом Каретном.
6 октября 1949 года Владимир Высоцкий стал учиться в пятом «Е» классе 186-й мужской средней школы Коминтерновского района, находившейся рядом с домом.
Еще в школьные годы он увлекся литературой и написал свои первые стихотворения. А на семнадцатый день рождения родная мама подарила ему первую гитару.
Студенчество
В 1955 году, закончив школу, Высоцкий поступил на механический факультет в Московский инженерно-строительный институт, но спустя полгода бросил учебу.
Летом 1956 года он поступил в школу-студию МХАТ. Вначале учился на курсе у режиссера Бориса Вершилова, а после его смерти – у Александра Комиссарова и Павла Массальского. За время студенчества сыграл в спектаклях: «Гостиница Астория», «Ведьма», «Иванов», «Свадьба» и других. В 1960 году завершил обучение, сыграв в дипломном спектакле «На дне», поставленном по одноименной пьесе Максима Горького.
Театр
Получив диплом, Владимир Высоцкий был приглашен в труппу Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, где проработал два года. Кратковременно играл в Московском Театре миниатюр и пробовал устроиться в «Современник».
В 1964 году он был принят в труппу Театра на Таганке, где проработал более пятнадцати лет, до самой своей смерти. Именно в этом театре он блистательно сыграл свои лучшие роли и предстал перед зрителем в разных амплуа. Среди театральных работ, в которых был задействован Владимир Высоцкий, значатся: «Послушайте!», «В поисках жанра», «Пристегните ремни», «Преступление и наказание», «Вишневый сад», «Пугачев». Одной из наиболее ярких ролей, сыгранных Владимиром Семеновичем, стала роль Гамлета в одноименной пьесе Уильяма Шекспира. В 1977 году французскими критиками спектакль «Гамлет» был назван лучшей иностранной постановкой.
Впервые песни Высоцкого прозвучали на сцене Театра на Таганке. В 1963 году режиссер Петр Фоменко поставил спектакль «Микрорайон», в котором артист Алексей Эйбоженко исполнил две песни Высоцкого – «Тот, кто раньше с нею был» и «Я в деле, и со мною нож…».
В 1968 году драматург Александр Штейн предложил Владимиру Семеновичу подготовить песни для его пьесы «Последний парад» (изначально имевшей название «Поживем дальше, увидим больше»), запланированной для постановки в Театре сатиры. Владимир Семенович сочинил для пьесы новые и предложил ранее написанные произведения: «Корабли постоят – и ложатся на курс…», «Моя цыганская», «Москва – Одесса», «Утренняя гимнастика», «Песня Сенежина» и другие.
В начале 1970-х годов Высоцкий передал Галине Волчек, ставившей в театре «Современник» спектакль «Свой остров» по пьесе эстонского драматурга Раймонда Каугвера, несколько собственных песен. Среди них – «Свой остров» («Покидаем теплый край навсегда…»), «Лирическая» («Здесь лапы у елей дрожат на весу…»), «Я не люблю», «Человек за бортом».
27 марта 1975 года в ленинградском Малом драматическом театре состоялась премьера спектакля «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. В спектакле звучали песни Высоцкого «Он не вернулся из боя», «Мы вращаем Землю», «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой».
Популярными стали и другие произведения Владимира Семеновича, написанные в разные годы для театра и кино: «Песня о погибшем летчике», «Кони привередливые» (для фильма «Земля Санникова»), «Цыганочка», «Здесь лапы у елей дрожат на весу…», «Я несла свою беду…», «В желтой жаркой Африке» (для фильма «Мой папа – капитан»).
Кино
Кинокарьера Владимира Семеновича Высоцкого сложилась удачно: многие его роли были высоко оценены публикой (хотя критикой – не всегда), фильмы с его участием не раз входили в топы лидеров проката. Песни Высоцкого, исполненные им в кино, выходили отдельными пластинками. Среди самых известных кинокартин, в которых он играл: «Вертикаль» (1966), «Короткие встречи» (1967), «Служили два товарища» (1968), «Интервенция» (1968), «Хозяин тайги» (1969), «Четвёртый» (1973), «Плохой хороший человек» (1973), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Маленькие трагедии» (1979).
В 1979 году на Центральном телевидении состоялся премьерный показ пятисерийного телевизионного фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Действие картины происходило в послевоенной Москве, где орудует банда «Черная кошка». Ее поимкой занимались сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом МУРа, возглавляемого капитаном Глебом Жегловым, которого сыграл Высоцкий. Он также выступил режиссером нескольких сцен и эпизодов.
Фильм «Место встречи…» по масштабам популярности сопоставляется киноведами с многосерийной кинолентой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Первые зрительские отклики начали поступать сразу после премьеры.
Так, в редакцию газеты «Советская культура» пришло обстоятельное письмо от А. П. Сушко из Ворошиловградской области. Автор письма сообщал, что с каждой новой серией популярность ленты «неописуемо возрастала»: «Последнюю серию у нас на шахте в общей нарядной смотрела почти вся смена по окончании рабочего времени. Отложив в сторону все свои дела, в том числе и личные, не считаясь с усталостью, люди с нетерпением ждали финальной части».
По свидетельству Станислава Говорухина, находившегося в тот момент в Севастополе, выход очередной серии «Места встречи…» стал фактически причиной срыва массового праздника: «Народ проигнорировал городское мероприятие и сидел у телевизоров». Персонажи картины стали фактически представителями фольклора, героями песен и анекдотов; их реплики пополнили словари крылатых выражений.
В 1987 году Владимир Высоцкий за исполнение роли капитана Жеглова был посмертно удостоен Государственной премии СССР.
Режиссер Станислав Говорухин рассказывал:
«Работать с Высоцким было непросто, он чрезвычайно неудобный актер для режиссера. Никогда не приходил в кадр просто так, не умел выполнять формальные задачи. Всегда привносил свое... Так Высоцкий играл и снимал „Место встречи“, когда я ему доверил работать вместо себя, на время командировки. Столько всего придумал он вне сценария! И снял с первого дубля. По жизни Володя оказал на меня большое влияние, научил быть сильным. Он из небольшой когорты тех, кого я могу назвать своими духовными учителями».
Личная жизнь
Личная жизнь Владимира Высоцкого была насыщенной. Еще учась на третьем курсе школы-студии МХАТ, он познакомился со студенткой Изольдой Жуковой. Они вместе играли в студенческих спектаклях. По окончании обучения Изольда по распределению уехала в Киев, куда Владимир приезжал каждые выходные. После ее возвращения в столицу в 1960 году молодые люди поженились. К моменту официального развода в 1965 году их отношения расстроились.
С 1962 года Высоцкий уже жил с актрисой Людмилой Абрамовой, с которой познакомился во время съемок фильма «713 просит посадку». Осенью 1962 года Людмила и Владимир стали родителями, у них родился первенец Аркадий, а через два года – второй сын Никита. Официально Абрамова и Высоцкий поженились в 1965 году.
В 1968 году пара распалась, Высоцкий к тому времени уже познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади. Через три года Владимир и Марина поженились. Первые шесть лет совместной жизни жили на расстоянии. Для того чтобы быть вместе, им требовалось получить разрешение на посещение СССР и Франции. Лишь в 1973 году Высоцкий смог получить многократную визу и возможность чаще уезжать за границу. Из-за проблем Владимира Семеновича с алкоголем и наркотиками отношения между супругами в последние годы были натянутыми. В общей сложности в браке с Влади Высоцкий провел около двенадцати лет, о чем написал в одном из последних своих стихотворений: «Мне меньше полувека – сорок с лишним, Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним…».
В последние годы жизни рядом с Высоцким была Оксана Афанасьева.
Смерть и похороны
25 июля 1980 года Владимир Семенович Высоцкий скоропостижно скончался в своей квартире. Не было официальных сообщений о его смерти, лишь вывеска над кассой Театра на Таганке, где не было указано ни даты прощания, ни времени похорон. В Москве шли Олимпийские игры, поэтому руководство страны хотело избежать шумного прощания. Но известие о трагедии облетело столицу очень скоро. Все три дня у здания театра и на соседних улицах стояли люди, которые ждали возможности проститься с любимым актером и поэтом.
В день похорон очередь к гробу растянулась практически на 9 километров. За порядком наблюдала конная милиция. По оценкам ГУВД Москвы, проводить Владимира Семеновича в последний пусть пришли порядка 108 тысяч человек.
По общему мнению исследователей жизненного пути В. С. Высоцкого он являлся крещеным христианином.
Памятен рассказ одного из ныне здравствующих насельников монастыря Оптиной Пустыни. В 1991 году, еще до принятия пострига, этот человек ездил к старцу Николаю Залитскому. Там будущий монах узнал историю о том, как на остров приезжала жена Владимира Семеновича и просила отца Николая помолиться об его упокоении, на что старец спросил, был ли крещен Высоцкий. Женщина сказала, что точно не знает, но однажды была свидетельницей того, как, находясь на гастролях в одном из старинных русских городов, Владимир вошел в храм и вместе с народом подошел к Чаше и причастился Святых Даров. Это стало достаточным основанием для того, чтобы старец Николай совершил панихиду по Высоцкому.
В своих песнях Высоцкий часто обращался к духовным темам, нередко использовал религиозные мотивы, образы и церковную терминологию. Известно, что он носил нательный крест, несколько раз был в Троице-Сергиевой лавре. После смерти среди его книг обнаружили молитвослов, церковный календарь на 1977 год, Библию и две версии Нового Завета.
Безусловно, Высоцкий был человеком целой эпохи. Его талант и дарование были высоко оценены еще при его жизни. А его уход стал днем скорби для всей страны.
В опросе «Топ-10 кумиров 20 века в России», проведенном ВЦИОМ в 2018 году, Владимир Высоцкий занял второе место после Юрия Гагарина. Что же так трогает сердца людей в творчестве Владимира Семеновича? Что делает его слово современным спустя десятилетия?
Нам кажется, что именно соприкосновение с вечными вопросами о смысле бытия, о которых поэт говорит порой жестко – до грубости, но искренне и честно, увековечивает его творчество. Жизнь его была сложной, противоречивой, как и у каждого из нас. Но он понимал и принимал свое несовершенство, что исполняет нашу молитву Богу о прощении его грехов надеждой и дерзновением.
Благодарим вас, уважаемые подписчики, что дочитали статью до конца. Если вам понравился материал, подписывайтесь на наш канал. Не забывайте нажать на 👍 («нравится»), и поделиться с друзьями. Также пишите комментарии, замечания и предложения - это позволит улучшить качество материала и готовить ещё более интересные темы.