Сейчас, конечно, в России тоже учится много иностранных студентов. У сына в Тимирязевской академии- из Таиланда, в РУДН очень много сирийцев. Когда встречала Новый год у главной елки Петрозаводска, там было очень много студентов из Индии и из африканских стран.
Но в СССР это было более массово, и распространялось на все республики.
Помню, в вагоне метро в Париже в 2009 году начала по-русски считать станции. И вдруг сидевшая рядом афропарижанка.. .продолжила. Тоже по-русски. Разговорились, и выяснилось, что она когда-то проходила обучение в Донецке, и вспоминала, как же было хорошо в Советском Союзе.
Конечно, иностранные студенты имели всякие блага. В восточных украинских регионах студенты осваивали металлургию, угольную промышленность, то есть то, что для этих регионов было характерно.
Помните, африканских студентов в общежитие металлургического института в Мариуполе в фильме «Маленькая Вера»?
В Африке проблема с водой, и задача ирригации стояла очень остро. Где обучать специалистов: В Средней Азии, где такая проблема тоже актуальна. В повести «Камера наезжает» Дины Рубиной есть эпизод с африканскими студентами Ташкентского института ирригации. Правда, приехав в гостиницу районного центра Кардыгач на какую-то конференцию, они ведут себя некорректно: напиваются, буянят, все крушат и покушаются на честь лирической героини.
Самым ярким воспоминанием моей тети о родах в 1973 году было наличие вокруг кучи - наблюдающих африканских студентов-медиков.
Может показаться, что учились в СССР только студенты из стран третьего мира, но это не так. Однажды, в начале века, в Праге меня подвезли ребята-чехи, которые узнав, что я русская, радостно стали вспоминать про свою учебу в СССР.
А моя свекровь преподавала на военно-дирижерском факультете, где наряду с монголами и эфиопами (примечательно, что военный композитор Эфиопии не владел нотной грамотой), учились и венгры, и немцы. И им их государства платило такую стипендию, что свекровь понимала, что ее зарплата весьма ничтожна. Немцам, правда, доставалось от советских людей на улице: все студенты носили собственную военную форму, а в Германии она не сильно видоизменилась со времен ВОВ, что вызывало напряг у тех, кто помнил.
С иностранными студентами время от времени советские девушки заключали браки. И кто-то мог уехать в Венгрию, а кто-то и в Пакистан или, еще лучше, Палестину. А «африканские наследные принцы» часто обманывали невест, и те оставались в одиночестве с маленькими мулатиками.