Найти тему
Стихия Высоцкого

Живут студенты весело

День 25 января в России, как известно, не только день рождения Владимира Высоцкого. Есть какой-то высший смысл и тайный знак, что будущий возмутитель спокойствия родился в день, который издавна отмечался веселыми похождениями российских студиозусов. И хотя в советское время этот праздник не очень-то чтили официально, думаю, что сами студенты о нём никогда не забывали.

Студентом Владимир Высоцкий становился дважды. Первый раз, поступив по настоянию родителей вместе с одноклассником И. Кохановским в МИСИ, полгода провёл точно в соответствии с песенкой "от сессии до сессии живут студенты весело", что, конечно же, не могло не сказаться на результатах учёбы. Об этом периоде и о том, как он закончился, можно узнать из воспоминаний И. Кохановского:

"Я закончу эпизод с поступлением в инженерно-строительный институт. Он как-то очень быстро понял, что это не его дело. И в ночь на Новый, 1956 год мы сидели у Нины Максимовны… Да, мы были так рады, что поступили, что на этих радостях первое время очень прогуливали институт. А когда началась сессия, то выяснилось, что у нас каких-то зачетов нет. И главное, у нас не было сдано черчение, а экзамен у нас был третьего января. И второго мы должны были сдать эту работу. И мы решили (первого же чертить не будешь!) Новый год не встречать, а сидели у Нины Максимовны и чертили. Наварили кофе крепкого, чтоб не спать, разделили стол пополам книжками… Здесь была моя доска, а там — его доска. И что он чертил — я не знал, и что я чертил — он тоже не знал. Когда все было сделано ко второму часу ночи, мы решили перекурить и выпить по чашке кофе. Потом он перешел на мою сторону, а я — на его… И я дико рассмеялся, потому что то, что он там начертил, этого никто не поймет. И стало ясно, что, конечно, эту работу не примут. И тогда он грустно-грустно взял кофе, который остался от заварки, полил им эту работу и сказал: «Васечек! Я больше в этот институт не хожу!» А я: «Что ты, как это… Мы с таким трудом туда поступили, благодаря, между прочим, моему первому разряду…» А он: «Нет, я больше могу, не хочу, я думаю поступать в театральное училище…»" (Владимир Высоцкий. Живая жизнь. Кн. 1/ сост. и лит. запись В. Перевозчикова)
Москва, декабрь 1955 г. Экзаменационный чертеж со следами пролитых чернил и кофе
Москва, декабрь 1955 г. Экзаменационный чертеж со следами пролитых чернил и кофе

Нина Максимовна сохранила остатки этого чертежа для истории.

В институте Василий не учится,
Ему много чертить и писать.
Эх, как выгонят Васю на улицу,
Будет вынужден он воровать.

1955, автоэпиграмма
1955, автоэпиграмма

(Василий, Вася, Васёк — так Высоцкий с Кохановским называли друг друга, в данном случае Высоцкий пишет о себе).

И вот впервые покладистый и бесконфликтный в общении с родственниками мальчик проявил строптивость. Отец был очень недоволен таким поворотом судьбы, но Володя был непреклонен.

"Вечером дома Владимир сказал мне: «Ты, мама, не волнуйся, я знаю, что придет время, я буду на сцене, а ты будешь сидеть в зале, и тебе захочется рядом сидящему незнакомому человеку шепнуть: это мой сын. Я стану актером, хорошим актером, и тебе стыдно за меня не будет»". (из воспоминаний Н.М. Высоцкой)

-4

И 1 сентября 1956 года Владимир Высоцкий стал студентом Школы-студии МХАТ.

Студенческий билет Высоцкого В. С. № 398, выданный 01.09.1956 года. Школа-студия имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТ СССР им.Горького
Студенческий билет Высоцкого В. С. № 398, выданный 01.09.1956 года. Школа-студия имени В.И.Немировича-Данченко при МХАТ СССР им.Горького

Вот тут-то он оказался на своем месте! И в нужном коллективе. Процитирую воспоминания старшекурсницы Карины Диодоровой:

"В Школу-студию МХАТ я поступила в 1954 году. В студии царила вполне пуританская атмосфера... Ну, например, невозможно было появиться на занятиях не только с накрашенными губами, но и - боже упаси! - с ярким маникюром. Только на третьем курсе, когда начались занятия по гриму, можно было немного подкрасить губы. Женя Урбанский, который был курсом старше, вполне официально вызвал нас и сказал, что второкурсников мы должны приветствовать вставая. "Потому что они в Студии уже пожили и поработали". И мы со страшной силой ждали, когда мы, наконец, станем третьекурсниками. Вот тогда мы покажем, вот тогда мы приведём всё в полный порядок!
Итак, мы дождались своего часа... И остолбенели, когда 1 сентября 1956 года в Студии появился новый набор. Ничего похожего на нашу чопорность и пуританство! Все пело, плясало и веселилось - на всех лестницах и лестничных площадках. Это был курс Володи Высоцкого, курс, по тем временам, очень раскрепощённый и очень современный. Курс, который пел весь, целиком! Все они были с гитарами и другими музыкальными инструментами.
И сам Володя очень быстро стал центром внимания, а для нашего курса - центром нежности и любви... Уже начались его знаменитые рассказы про двор на Большом Каретном, про Курочку Рябу, про соседа-голубятника Лёньку "Гунявого"... Ну, четверокурсники всё-таки дистанцию держали. Но Володя же полюбил нашу однокурсницу Изу Мешкову-Жукову и как-то сразу полюбился всему нашему курсу". (Владимир Высоцкий. Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого: кн. 2. М., 2023)

Да, наш пострел поспел там не только учиться, но и жениться!

1958 - Москва, дома на Мещанской, с Изой Высоцкой (Жуковой)
1958 - Москва, дома на Мещанской, с Изой Высоцкой (Жуковой)

Один из сокурсников, Р. Вильдан, отмечал, что на курсе Володя отличался тем, что был очень остроумным человеком, великолепным пародистом и инициатором всех их капустников, писал для них тексты начиная с первого курса.

Владимир Высоцкий в студенческом капустнике 1-го курса школы-студии МХАТ.  Фото 1956 года
Владимир Высоцкий в студенческом капустнике 1-го курса школы-студии МХАТ. Фото 1956 года

Развлекались студенты и тем, что писали друг другу стихотворные записки или пародии друг на друга, выпускали стенгазету "Молния" (похоже, что отвечал за её выпуск опять же Высоцкий).

После 2 курса студенческая бригада два месяца колесила по Павлодарской области с концертами. В поездке на целину выковывалось умение реагировать на злободневные, сиюминутные актуальные моменты. Программа обычно состояла из двух частей - академической и, так сказать, развлекательной, самодеятельной. Вот для неё-то Высоцкий сочинял новые куплеты на мелодию известной утёсовской песни "У Черного моря". Обычно, приезжая на новое место, студенты отправляли кого-нибудь "в народ", послушать местные новости и жалобы.

"Все это передавалось Володе, и он тут же (бывало, за 5-10 минут до начала концерта) строчил куплеты, что называется, "на злобу дня". Например, мы узнали, что в одном степном колхозе заведующий магазином обещал достать своим односельчанам живых судаков (это на целине-то!). То ли ему головушку солнцем припекло, то ли началась белая горячка (он, говорят, любил "проклятую") - мы не знаем. Но в концерте моментально прозвучал следующий куплет:

Толпится народ у отдела "Рыбсбыт",
Живых судаков ожидая,
Завмагом, качаясь, в прилавке стоит,
Торжественно всем заявляя
(шла музыкальная пауза):
"Товарищи, проходите, не толпитесь! Есть в любом количестве!
- А где? -
(и под заключительную музыкальную фразу)
- У Черного моря".

Конечно, с позиции высокого искусства все это, может, и не соответствовало мировым стандартам, но принималось всегда восторженно. Как же! Приехали артисты из Москвы и знают, чем люди живут, что думают. Попали прямо в самую точку, не в бровь, а в глаз, вот так!
И вот это умение жить мыслями своих современников, понять их думы, заботы, стремления; в сочетании с безусловным поэтическим даром уже тогда послужило основой будущего Высоцкого".
(Вильдан Р. Лучшая легенда - он сам. "Менестрель" (стенгазета N 1 1981)

Великолепные воспоминания о студенческих годах Владимира Высоцкого оставила его сокурсница Марина Михайловна Добровольская. Столько энергии, артистизма, как будто и не было всех прожитых лет, как будто всё было только вчера:

Но, конечно, не только развлекались и пели студенты Школы-студии МХАТ. Было бы странно не упомянуть об основном: о получении профессии.

Участие в студенческих этюдах и спектаклях всем запомнилось по-разному. Но вот одну постановку выделяют многие. Это экзаменационный этюд по «Преступлению и наказанию». В. Высоцкий в роли Порфирия Петровича, Р. Вильдан в роли Родиона Раскольникова. И М. Добровольская об этом вспоминает, и Роман Вильдан, как непосредственный участник:

"Мы играли этот отрывок и в Музее Достоевского, и на концертах. Вот тогда Володя впервые раскрылся как артист драматического плана. Ведь когда нас брали в студию, то, как обычно, навешивали ярлыки по старым театральным канонам: это — комик, это — трагик… И Володя первые года два «проходил» как комик. А тут на Достоевском он раскрылся как человек с большой внутренней глубиной, как актер с большим драматическим накалом. Ставил эту сцену Виктор Сергачев, молодой педагог, человек нашего поколения. И именно Сергачев помог Володе раскрыться в новом качестве". (Владимир Высоцкий. Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого: кн. 1.)

Виктор Николаевич Сергачев, режиссер первого спектакля Владимира Высоцкого (беседу вели В. Тучин и Б. Акимов), вспоминал:

- Ну а как прошел экзамен?
- Конечно, сильно волновались: как воспримут? На сцене мы сделали выгородку, тоже по Достоевскому, — такую тесную каморку, и сверху положили ширму, чтобы потолок казался низким, потому что «эти низкие потолки ум и душу теснят».
Сразу оговорюсь: это был не просто экзамен по актерскому мастерству. Третий курс — решающий. Если на третьем курсе актер не состоялся, то дальнейшая судьба его очень сомнительна. Вот почему на экзамене было много преподавателей: пришли Поль и Белкин — профессора по западной и русской литературе (Белкин считался крупнейшим специалистом по Достоевскому).
Отрывок этот имел серьезный успех. Во всяком случае, Павел Владимирович сказал про Высоцкого: "Ну вот, теперь я понял, что вы - актер". Белкин подошел к нам и сказал, что это - настоящий Достоевский, что он давно такого не видел.
Володе пятерку поставили. У Вильдана уже была пятерка на 2-и курсе, а у Высоцкого за 1-й и 2-й курсы по актерскому мастерству были четверки. (Вспоминая Владимира Высоцкого. М., 1989. С. 141)

К сожалению, фото с этого спектакля не нашлось. Но есть другие:

В июне 1960 года студенты этого курса получили свои дипломы и беззаботная студенческая пора для Владимира Высоцкого завершилась.

20 июня 1960 -  Вручение диплома педагогом В. Л. Ершовым
20 июня 1960 - Вручение диплома педагогом В. Л. Ершовым
Диплом об окончании Школы-студии МХАТ в 1960 году Высоцкого В. С.
Диплом об окончании Школы-студии МХАТ в 1960 году Высоцкого В. С.
Выпуск школы-студии МХАТ с педагогами, 20 июня 1960. Слева направо
1-й ряд: В. Высоцкий, Р. Вильдан, Г. Епифанцев:
2-й ряд: В. Виленкин, Р. Савченко, А. Комиссаров, В. Ершов, М. Кедров, П. Массальский, Т. Додина, И. Тарханов, М. Добровольская, Н. Алексеев, Никишкин;
3-й ряд: Б. Большаков, Л. Евгенина, А. Лихитченко, Е. Сарычева, Л. Неделько, <неизвестная>, В. Радомысленский, E. Ситко, В .Буров;
4-й ряд: В. Попов, Н. Мохов, В. Комратов, Г. Ялович, Г. Портер, А. Иванов, В. Никулин.
Выпуск школы-студии МХАТ с педагогами, 20 июня 1960. Слева направо 1-й ряд: В. Высоцкий, Р. Вильдан, Г. Епифанцев: 2-й ряд: В. Виленкин, Р. Савченко, А. Комиссаров, В. Ершов, М. Кедров, П. Массальский, Т. Додина, И. Тарханов, М. Добровольская, Н. Алексеев, Никишкин; 3-й ряд: Б. Большаков, Л. Евгенина, А. Лихитченко, Е. Сарычева, Л. Неделько, <неизвестная>, В. Радомысленский, E. Ситко, В .Буров; 4-й ряд: В. Попов, Н. Мохов, В. Комратов, Г. Ялович, Г. Портер, А. Иванов, В. Никулин.

Спасибо, что прочитали. С другими материалами канала можно ознакомиться здесь: Каталог статей "Стихии Высоцкого".