Вооруженные люди в форме ополченцев встретили пензенских благотворителей, доставивших гуманитарный груз в село Донецкое Луганской народной республики, у ворот бывшей пожарной части.
– Заезжайте, располагайтесь, сейчас старший придет.
Эта история произошла в 2015 году, когда в Донбассе уже вовсю шла война.
Пензенцев тогда разместили в одном из уцелевших зданий. Организатор поездки, предприниматель Сергей Изусов, измотанный дорогой, не заметил, как уснул.
А когда открыл глаза – увидел в окно, что на улице уже смеркается. Забеспокоился, уж больно затянулось ожидание. Наконец «старший» появился. И без предисловий заявил:
– Хотите спокойно до места добраться? 30 тысяч с вас – и вперед!
У наших земляков похолодело внутри: и этот человек перед ними, и те, кто встретил их у ворот, были никакими не ополченцами, а бандитами.
Изусов, сохраняя внешнее спокойствие, хотя его трясло от возмущения и осознания собственного бессилия перед вымогателями с оружием в руках, начал объяснять, что везет не коммерческий груз, а продукты, одежду и медикаменты, необходимые жителям воюющего Донбасса.
– Мы все свои деньги вложили, оставили только на дорогу, откуда у нас лишние 30 тысяч?
Бандиты обыскали сумки и коробки, прихватив себе часть продуктов, теплых вещей и сигарет.
– Ладно, что с вас взять, отпускаем.
Пензенцы, еще не веря, что эта часть пути для них завершилась благополучно, тронулись в путь. Проехали по Луганщине, доставили груз в места дислокации ополченцев и пензенских добровольцев, госпиталь и детский дом. Между делом обратились в местные правоохранительные органы, сообщив о банде, маскирующейся под воинское формирование.
Выяснилось, что люди, вымогавшие деньги с пензенцев, в начале противостояния донбассовцев с захватившими власть украинскими нацистами и вправду входили в число повстанцев, воевали какое-то время, а потом по неизвестной причине сбились в настоящую разбойничью шайку.
Как потом узнали пензенцы, вскоре после их возвращения домой банду обезвредили.
«Ребята, вы с нами?»
Возможно, кто-то другой, движимый благородной целью и в первую же поездку попавший в такой переплет, зарекся бы вновь соваться туда, где опасно.
Но Сергея Изусова ничто не могло заставить отказаться от своей миссии. Да и разве поступил бы по-другому человек, который в 1994 году во время первой чеченской войны, проходя срочную службу в 3-й бригаде спецназа ГРУ, добровольно подал рапорт с просьбой отправить его в район боевых действий? Добился своего, воевал храбро, был ранен, попав со своим подразделением в засаду чеченских бандитов.
Войну в Донбассе, начавшуюся в 2014-м, он воспринял, как собственную беду: там свои, русские люди страдают и погибают от рук укронацистов. Тогда же вступил в Пензенское отделение Российского союза ветеранов Афганистана. Воины-интернационалисты, к которым примкнули и ветераны боевых действий в Чечне, первыми в регионе начали собирать и доставлять гуманитарную помощь в Новороссию.
– В ту мою первую поездку в 2015 году мы побывали в гостях у одного жителя Славяносербского района ЛНР, и я никогда не забуду, как пожилая женщина, сидевшая с нами за накрытым столом, задала вопрос: «А вы нас поддерживаете? Ребята, вы с нами?» Я даже опешил: «Конечно, а иначе разве приехали бы сюда?» А потом вдруг понял, что она обращалась в моем лице ко всей России.
После того что я увидел и услышал на Луганщине – месяц не мог в себя прийти. Зверства фашистов в годы Великой Отечественной войны, о которых мое поколение знает по книгам, фильмам, воспоминаниям очевидцев и документам Нюрнбергского процесса, вновь стали жуткой реальностью в Донбассе в наши дни. Современные украинские нацисты по своей нечеловеческой жестокости порой даже превосходят гитлеровских.
Уазик, печки, баня
После начала специальной военной операции Сергей Константинович стал регулярно возить «гуманитарку» на новые российские территории. Все, в чем нуждались пензенские бойцы, закупал на собственные средства – у Изусова бизнес по продаже пиломатериалов, комплектующих для деревянных лестниц, товаров для дачи, бань и саун.
Передал для фронтовых нужд земляков автомобиль УАЗ, запчасти, автомобильную резину, электрогенераторы, печи.
Очень обрадовался, когда узнал, где дислоцируется бригада спецназа, в которой служил срочную. И хотя за 20 лет практически весь состав соединения поменялся, братство разведчиков осталось неизменным. Изусов, познакомившись с бравыми воинами, почувствовал себя своим среди них, словно вернулся в свою армейскую юность.
И с того момента сосредоточился на помощи военнослужащим родной бригады.
Впрочем, о земляках тоже не забывает. На днях журналисты «ПП» побывали на складе продукции, принадлежащем фирме Сергея Константиновича.
– Как думаете, для чего это здесь? – спросил Изусов, указывая на большой морской контейнер.
– Очевидно, для перевозки грузов.
– Ошибаетесь, это будущая баня.
Внутри оказались рабочие, которые отделывали стены контейнера деревянной вагонкой.
– Мобилизованные одного из пензенских полков попросили, – пояснил Сергей Константинович. – Мой знакомый, тоже предприниматель, пожертвовал контейнер, а я взял на себя непосредственно устройство бани. По-моему, это очень подходящий вариант во фронтовых условиях. Во-первых, контейнер так не привлекает внимания. А во-вторых, его можно закопать в землю, тогда его даже дрон не засечет.
Кстати, семья Изусова тоже его поддерживает, несмотря на то что часть средств на гуманитарную помощь приходится изымать из семейного бюджета.
– Жена, конечно, переживает, когда я уезжаю, волнуется. Но я всегда говорю: наше дело правое! Она со мной согласна.