Известно, что первое солидное поселение в локации, ставшей в 8 веке «Куявой», появилось еще в 5 столетии (конечно, и раньше тут были поселения разных племенных союзов, но мелкие)… Самбат, Самбатас, Самватас, Samvadas и Σαμβατας – разные народы раннего Средневековья звали этот град по-разному. Но что за люди строили стратегический пункт, благодаря коему слияние Днепра и Десны впервые стало очень значимым известным местом?
Это были не поляне (их рождение историки относят к 8 в). Скифов и сарматов уже не существовало. Авары еще не пришли. Аланов снесло на запад. Причерноморьем и Приазовьем, а еще Средним Поднепровьем всецело владела другая крупная и полинациональная по происхождению лига кочевых родов – Булга или Волга (Смешанные).
В исторической литературе это объединение, вышедшее из недр многонациональной орды гуннов в середине V столетия, обычно именуют «протоболгарами». Целых 10 локаций Евразии покорят потомки этого союза кланов, начиная со следующего века! Однако в указанное время те базировались всего в 4 районах. 1 район – южная и средняя треть современной Украины. Чересполосно с носителями Киевской и Пеньковской археологической культур. Киевская связана с самой юго-восточной ветвью тех, кого Иордан называл «спалами». А Пеньковская – плод ассимиляции роксолан и поздних местных сарматов (до этого впитавших в себя скифов-меланхленов) с теми же «спалами».
Второй район – точка обитания сарматов-савиров (смешались с ними и взяли их имя). К ним же могли примыкать и совсем немножечко кланов иранской и среднеазиатской группировок эфталитов («черные» и «белые» гунны). Третий район – Поволжье (вплоть до слияния с Камой включительно, где они встретились с самой могущественной группировкой угров). А четвертый – устье Дуная, где Византия перессорила 2 из группировок.
С соседями 5 столетия (более автохтонными жителями Европы) разобрались. Но из кого состояли сами «булга»? Ведь их же неспроста именовали «смешанными». Это фактически все из тех ранних этносов, которых античные западные анналы записали в ряды… гуннов (отделяли их цветами). Только до начала правления Атиллы каждая «национальность» сохраняла свою аутентичность. А вот с середины 5 века мы видим уже первые поколения детей от совместных браков разных гуннов – тохаров, поздних уральских сарматов, усуней, степных аланов (не путать с северокавказскими), алтаеязычных племен (таких как предки маньчжуров, тюрок и монголов).
Образовались сувары (это те, кто как раз принял имя сарматов-савиров – читайте выше), берсилы (барсилы), оногуры, сарагуры, кутригуры, утигуры, уроги, унногундуры, баранджары и хайландуры. Эти десять племенных образований перечислены у разных хронистов 5-6 столетий. Главной особенностью их расселения было то, что они не соединялись в сплошную империю. Ареал представлял те самые 4 «гнезда», расположенные, как вы поняли, на значительном расстоянии друг от друга. А потом «царств» стало вообще 10! 1. на Балканах (Болгария), 2. в Волго-Камье, 3. в Каспийском коридоре, 4. на земле нынешнего Башкортостана, 5. в Северном Причерноморье, 6. На Центральном Кавказе, 7. в точке, где сейчас Чувашия, Ульяновская область и часть Марий Эл, 8. В Приазовье и низовьях Дона, 9. Во всем бассейне Сейма (только в 6 веке!)…
Наконец, столицей 10-го протоболгарского государства и являлся Самбатас/Самватас. Позже (когда Хазария объединила 7 локаций из этих 10) названное городище стало пограничным с землей славян-полян, образовавшихся на правобережье Днепра. Те пытались присоединить местность себе, набрав силу в 8 веке (есть версия, что их вождя звали не Аскольд, а Асколот). Просто Хазария тогда вела тяжелую борьбу с силами Халифата и не могла дать отпора на Днепре. 10-я мини-держава «смешанных» – одна из самых древних (уже 5 века). Она явилась инструментом «нейтрализации» очага Киевской археологической культуры вокруг столицы современной Украины (то есть материальной традиции праславян родом еще из Ойума – «спалов»). Но уже через 300 лет местность снова становится славянской. Это говорят артефакты…
Следовательно, не менее 300 лет указанное место было частью праболгарской ойкумены. Мало того, даже в X в. Константин Багрянородный все еще упоминает «Самбатион» (как вы поняли тот же Самватас) – как город, предшествующий Киеву. Его современники пишут, что тут уже были евреи-менялы (это намек уже на хазарскую эпоху, которая могла наступить не ранее VII столетия).
Может, в 5 веке большой форт еще не называли Самбатосом – у археологов же не спросишь о его имени!… Хотя иудеи в своих писаниях-сказаниях уже давно указывают Самбатион как сказочную реку. С тюркского же Сам Бат переводится как «верхняя сила» («Верхняя Крепость»?). Объяснить топоним просто – может, уже тогда у «Киева» была верхняя (правобережная) и нижняя половины. Есть и 2 другие (заслуживающие внимания) версии этимологии – от общеславянского *Sǫvodъ (удобная для судов заводь) и от норманнского Sambåd. Ни один из ойконимов не может быть старше VII в – так как упоминается уже или в связи с Хазарией, или в связи с «землей полян»!
Каким мог быть Самбат 5-6 веков? Есть упоминание даже точной даты его рождения – 482 год. В слоях 5-го века были найдены остатки укреплений, жилых домов, предметов быта, соответствующие тем, которые существовали во всей Салтово-Маяцкой ойкумене даже позже – в VI-IX веках. В более ранних слоях (когда это было всего лишь маленькое поселение) находят остатки еще праславянских вещичек Киевской культуры. Возможно, протоболгары не уничтожали здешних «спалов» (самых северо-восточных обитателей Ойума), может, «спалы» именно Киева переняли материальную культуру пришельцев…
Остается добавить совсем немного. Еще Татищев писал, что Киев основали вожди трех племен – Кий, Щек и Хорив. Одно из них он считает выходцами из Булгара. Если подразумевать 482 год, то получается, речь о выходце из ближайшего Булгара – причерноморского (в те времена еще был).
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать: