Рассказывает психолог.
Влияние шрамов на ребенка определяется не их видимостью или размером, а самооценкой ребенка, реакцией значимых взрослых, реакцией других детей. Если на реакцию окружающих мы повлиять никак не можем, то можем повлиять на следующие факторы:научить ребенка с любовью относиться к своему телу и особенностям; научить ребенка правильно реагировать на возможные вопросы или насмешки в свой адрес; научить самих себя говорить, поддерживать и корректно реагировать.
Ольга Давыдова, педагог-психолог и эксперт Центра толерантности Еврейского музея.
При чем здесь Гарри Поттер?
Гарри Поттер — «мальчик, который выжил», главный герой серии книг и фильмов о юном волшебнике. Имеет на лбу шрам в виде молнии от страшного проклятия, но… никак не реагирует на слова Малфоя, Дурслей и других не самых приятных персонажей серии.
Хотя друзьям на вопросы о шраме отвечает, в зеркало себя рассматривает, иногда думает о том, как бы было здорово его не иметь, но никак не пробует себя изменить — а ведь он волшебник.
Почему?
1. Здоровая самооценка. Да, временами самооценка Гарри Поттера кажется завышенной, но персонаж обладает устойчивым мнением о себе, которое не зависит от внешних оценок. Будь иначе — он бы очень быстро сломался. Но идентичность и самооценка Поттера формируются не шрамами, а внутренними качествами, среди которых точно есть храбрость, сообразительность и умение дружить.
2. Значение шрама. Шрам Гарри имеет глубокий символический смысл. Он — напоминание о том, что мальчик выжил после смертельного заклятия и связан с Темным Лордом. Это придает шраму особую значимость, выходящую за рамки обычной физической особенности. Да, это тоже можно использовать в разговоре с детьми постарше. Можно объяснить, то шрам — это последствия опасной ситуации, которая, к счастью, закончилась успешно.
3. Принятие своей истории. Гарри принимает свой шрам как часть своей уникальной жизненной истории. Для него это не просто рубец, а часть его личности. Если так ребенку комфортнее — отлично.