Что такое спам, каким он бывает и как от него защититься
Со спамом сталкивается большинство пользователей. По данным\u000AKaspersky, более половины всех писем на email относятся к спаму. Спам раздражает,\u000Aзагружает почту, отвлекает и крадет наше время.
Но это не единственная опасность, которую несет спам.
Что такое спам простыми словами
Спам — это незапрашиваемые, часто неактуальные или неуместные\u000Aсообщения, отправляемые через Интернет, как правило, большому количеству\u000Aпользователей, в целях рекламы, фишинга, распространения вредоносного ПО и т.\u000Aд. Чаще всего этот термин ассоциируется с почтовым спамом, который представляет\u000Aсобой массовую электронную рассылку. Однако спам может встречаться в различных\u000Aформах на различных цифровых платформах, включая обмен мгновенными сообщениями,\u000Aтекстовые сообщения, социальные сети, онлайн-форумы и разделы комментариев на\u000Aвеб-сайтах.
Откуда произошло слово спам: история термина
Термин «спам» первоначально относился к марке\u000Aконсервированной вареной свинины, производимой компанией Hormel Foods\u000ACorporation, впервые представленной в 1937 году. Этот продукт, известный как\u000ASPAM (часто пишут прописными буквами), стал широко популярен, особенно во время\u000AВторой мировой войны.
Переход термина к его нынешнему значению приписывают\u000Aбританскому комедийному телешоу «Летающий цирк Монти Пайтона». В скетче,\u000Aвпервые показанном в 1970 году, группа викингов в кафе скандирует слово «спам»,\u000Aчтобы заглушить другие разговоры, что указывает на повсеместное присутствие\u000Aрекламы SPAM (продукта питания) в послевоенной Великобритании.
Повторяющаяся и навязчивая природа скетча отражает раздражение\u000Aот нежелательных электронных сообщений. По мере того как Интернет становился\u000Aвсе более доступным для широкой публики, пользователи ранних онлайн-сервисов и\u000Aсистем досок объявлений (BBS) начали использовать термин «спам», чтобы описать\u000Aнаводнение сети повторяющимися сообщениями. Часто это делалось для того, чтобы\u000Aзаглушить разговоры или просто нанести вред.
С развитием электронной почты термин «спам» стал обозначать\u000Aнезапрашиваемые, массовые и часто неактуальные письма, отправляемые большому\u000Aколичеству адресатов. Эта форма спама стала серьезной проблемой с развитием\u000Aинтернета, что привело к разработке антиспамовых технологий и законодательства.
Таким образом, термин «спам» превратился из названия\u000Aпродукта питания в метафору незапрошенной, повторяющейся и нежелательной\u000Aцифровой коммуникации.
Виды спама
Спам по мере развития технологий и цифровых коммуникаций принимает\u000Aразличные формы.
Электронный спам по Email
Наиболее известная форма спама — это нежелательные массовые\u000Aэлектронные письма, рассылаемые многочисленным адресатам. Часто почтовый спам\u000Aиспользуется для рекламы, но он также может содержать аферы, попытки фишинга\u000Aили вредоносное ПО.
Спам в социальных сетях
Сюда относятся нежелательные сообщения, отправляемые на\u000Aплатформах социальных сетей, повторяющиеся комментарии, фальшивые запросы на\u000Aдружбу или сообщения, рекламирующие товары или услуги в навязчивой манере. Спам\u000Aв социальных сетях также может включать создание фальшивых аккаунтов для\u000Aраспространения такого контента.
Спам в текстовых сообщениях (SMS)
Аналогичен почтовому спаму, но рассылается в виде текстовых\u000Aсообщений на мобильные телефоны. В них может содержаться нежелательная реклама,\u000Aпопытки мошенничества, фишинговые ссылки или другой нежелательный контент.
Спам поисковых систем
Методы, используемые для манипулирования рейтингом поисковых\u000Aсистем с целью продвижения определенных сайтов или продуктов. Сюда относятся\u000Aнабивка ключевых слов, скрытый текст и маскировка.
Спам в онлайн-играх
Нежелательные сообщения или реклама в онлайн-играх, часто в\u000Aчате или в виде внутриигровой почты.
Спам звонков (Robocalls)
Автоматизированные звонки на большое количество телефонных\u000Aномеров, часто с заранее записанными сообщениями для телемаркетинга,\u000Aполитических кампаний или мошенничества.
Для чего используют спам
Чаще всего спам используется для рекламы товаров или услуг,\u000Aчасто в навязчивой форме. Киберпреступники используют спам в качестве основного\u000Aспособа распространения вредоносного, шпионского и выкупного ПО.
С помощью спама реализуют различные виды мошенничества,\u000Aвключая финансовые аферы, подставные благотворительные организации и другие\u000Aобманные действия. В схемах «накачай и сбрось» спамеры продвигают определенные\u000Aакции, чтобы искусственно взвинтить их цену, а затем продают свои собственные\u000Aакции с прибылью.
Спам может использоваться для распространения политических\u000Aсообщений или пропаганды, часто без прозрачности в отношении источника или\u000Aнамерений.
В цифровом маркетинге спам (например, размещение\u000Aнерелевантных ссылок на форумах или в разделах комментариев) иногда\u000Aиспользуется для повышения рейтинга сайта в поисковых системах, что обычно не\u000Aодобряется и наказывается поисковыми системами.
Чем опасен спам и для чего его используют
Спам, который часто воспринимается как просто неприятность,\u000Aможет представлять собой серьезную опасность и использоваться в неблаговидных\u000Aцелях. Понимание этих рисков имеет решающее значение для личной и корпоративной\u000Aкибербезопасности.
Фишинговые атаки
Многие спам-сообщения предназначены для того, чтобы обманом\u000Aзаставить получателей разгласить конфиденциальную информацию, например учетные\u000Aданные для входа в систему, номера кредитных карт или личные идентификационные\u000Aданные. Такие фишинговые атаки могут привести к краже личных данных и\u000Aфинансовым потерям.
Распространение вредоносного ПО
Спам может содержать вложения или ссылки, которые при\u000Aнажатии устанавливают на устройство пользователя вредоносное программное\u000Aобеспечение (ПО). Это вредоносное ПО может использоваться для кражи данных,\u000Aшифрования файлов с целью получения выкупа (ransomware) или превращения\u000Aустройства в часть ботнета.
Мошенничество
Спам часто используется для мошенничества, включая\u000Aмошенничество с предоплатой (например, «письма нигерийского принца»),\u000Aлотерейное мошенничество и мошенничество с инвестициями, что может привести к\u000Aзначительным финансовым потерям для жертв.
Трата ресурсов
Борьба со спамом может отнимать время и ресурсы как у отдельных\u000Aлюдей, так и у организаций. Он загромождает почтовые ящики, требует фильтрации\u000Aи может замедлять работу системы.
Распространение дезинформации
Спам может использоваться для распространения ложной\u000Aинформации или пропаганды, что может иметь более широкие социальные и\u000Aполитические последствия.
Подрыв деловой репутации
Спам может повлиять на производительность, нарушить\u000Aбезопасность сети и даже нанести вред репутации компании, если он используется\u000Aдля рассылки несанкционированного или вредного контента с рабочих аккаунтов.
Учитывая эти риски и способы использования, частным лицам и\u000Aорганизациям важно использовать эффективные спам-фильтры, узнавать о признаках\u000Aспама и фишинга, а также соблюдать правила кибербезопасности для защиты от этих\u000Aугроз.
Защита от спама: все варианты блокировки
Предотвращение спама включает в себя сочетание технических\u000Aмер и эффективных практик. Настройте параметры электронной почты, чтобы\u000Aблокировать письма от известных спамеров и фильтровать сообщения с\u000Aопределенными ключевыми словами.
Не публикуйте свой основной адрес электронной почты публично\u000Aна сайтах, форумах или в социальных сетях. Некоторые почтовые сервисы позволяют\u000Aсоздавать псевдонимы — альтернативные адреса, привязанные к вашей основной\u000Aучетной записи. Вы можете использовать их для разных сервисов и отключать, если\u000Aна них начинает приходить спам.
Не открывайте ссылки и не загружайте вложения из неизвестных\u000Aили нежелательных писем. Они могут быть попыткой фишинга или содержать\u000Aвредоносное ПО.
Когда вы подписываетесь на услуги или заполняете формы в\u000AИнтернете, ищите опции, в которых говорится что-то вроде «Не отправлять мне\u000Aрекламные письма» или «Не передавать мою информацию третьим лицам».
Убедитесь, что ваша операционная система, почтовое\u000Aпрограммное обеспечение и антивирусные программы регулярно обновляются. Эти\u000Aобновления часто включают новые меры защиты от спама и вредоносных программ.
Будьте в курсе распространенных тактик рассылки спама и\u000Aфишинга. Если вы руководите организацией, расскажите своим сотрудникам или\u000Aколлегам о том, как распознавать спам и бороться с ним.
Помните, что ни один метод не является надежным, и спамеры\u000Aпостоянно меняют свои стратегии. Регулярно пересматривайте и обновляйте свой\u000Aподход к защите от спама.
Как избавиться от спам-звонков
Звонки со спамом на ваш мобильный телефон могут быть\u000Aнеприятны, но есть несколько эффективных стратегий, позволяющих свести к\u000Aминимуму их частоту и воздействие.
Большинство современных смартфонов имеют встроенные функции\u000Aблокировки определенных номеров. Если вам звонят со спамом с определенного\u000Aномера, вы можете заблокировать этот номер в настройках звонков вашего\u000Aтелефона.
В России есть несколько эффективных сервисов блокировки\u000Aспам-звонков:
· \u000AKaspersky Who Calls — премиум-тариф — 1190 ₽ в\u000Aгод; есть бесплатная версия;
· \u000AОпределитель номера от «Яндекса» — бесплатно;
· \u000A«Черный список» — популярное приложение для\u000AAndroid с простыми настройками;
· \u000AОпределитель номера от Сбербанка, банка Тинькофф\u000Aи других банков – бесплатно.
Также услугу предупреждения о спам-звонках предлагают сами\u000Aоператоры связи. Узнайте у своего оператора, какие у него есть опции и как их\u000Aактивировать.
Если вам звонят с неизвестного номера, особенно если он не\u000Aотносится к вашему местному коду, лучше не отвечать. Если это законный звонок,\u000Aон, скорее всего, оставит голосовое сообщение.
Активируйте функцию, которая автоматически отклоняет звонки\u000Aсо скрытых номеров или номеров, которые отображаются как «Частный» или «Неизвестный».
Избегайте перезванивать на незнакомые номера, особенно если\u000Aэто международные номера или номера с премиум-тарифом, за которые может\u000Aвзиматься высокая плата.
Если вы получаете большое количество спам-звонков,\u000Aвоспользуйтесь режимом «Не беспокоить», позволяющим принимать звонки только от\u000Aваших контактов или любимых номеров.
Помните, что хотя эти методы могут значительно сократить\u000Aколичество спам-звонков, полностью избавиться от них сложно из-за меняющейся\u000Aтактики спамеров и мошенников.
Как избавиться от sms-спама
Большинство смартфонов оснащены функциями, позволяющими блокировать\u000Aтекстовые сообщения с определенных номеров. Обычно это можно сделать прямо из\u000Aсообщения или в настройках приложения для обмена сообщениями.
Операторы мобильной связи позволяют сообщать о спаме. Они\u000Aиспользуют эту информацию для блокировки будущих спам-сообщений с этих номеров.
Существуют различные приложения для устройств на базе\u000AAndroid и iOS, которые помогают фильтровать и блокировать спам-сообщения. Эти\u000Aприложения используют алгоритмы и базы данных известных спам-номеров для\u000Aвыявления и блокировки нежелательных сообщений.
Ограничьте распространение своего номера телефона в\u000AИнтернете. Не указывайте его на публичных веб-сайтах, форумах или платформах\u000Aсоциальных сетей, где его могут легко получить спамеры. Будьте осторожны,\u000Aподписываясь на услуги или участвуя в конкурсах, где вы указываете свой номер\u000Aтелефона. Читайте мелкий шрифт, чтобы понять, как может быть использован ваш\u000Aномер.
Если вы получили сообщение с незнакомого номера, особенно\u000Aесли оно похоже на спам, не отвечайте. Ответ может подтвердить отправителю, что\u000Aваш номер активен, что может привести к появлению еще большего количества\u000Aспама.
Никогда не переходите по ссылкам в спам-сообщениях, так как\u000Aони могут вести на фишинговые сайты или к загрузке вредоносных программ.
Некоторые операторы мобильной связи предлагают\u000Aдополнительные услуги или инструменты для выявления, фильтрации или блокировки\u000Aспам-сообщений. Обратитесь к своему оператору, чтобы узнать, какие у него есть\u000Aвозможности.
Некоторые приложения на вашем телефоне могут иметь разрешение\u000Aна доступ к вашим сообщениям. Просмотрите эти разрешения и при необходимости\u000Aнастройте их, чтобы такой доступ был только у доверенных приложений.
Некоторые приложения для обмена сообщениями позволяют\u000Aвручную отфильтровывать сообщения от неизвестных отправителей в отдельную\u000Aпапку.
Как избавиться от email-спама
Управление и сокращение количества спама в электронной почте\u000Aвключает в себя сочетание эффективного использования технологий и применения\u000Aпередовых методов работы с электронной почтой.
Большинство почтовых сервисов включают встроенные\u000Aспам-фильтры, которые отлавливают такие письма и отправляют их в отдельную\u000Aпапку для спама или нежелательной почты. Убедитесь, что эти фильтры включены, и\u000Aпроверьте их настройки, чтобы оптимизировать их эффективность.
Подумайте о том, чтобы использовать разные адреса электронной\u000Aпочты для разных целей. Например, используйте один адрес электронной почты для\u000Aличных сообщений, а другой — для подписки на рассылки, веб-сайты или\u000Aонлайн-сервисы.
Когда вы получаете письмо со спамом в своем почтовом ящике,\u000Aотметьте его как спам. Это поможет спам-фильтру вашего провайдера электронной\u000Aпочты учиться и со временем стать более эффективным.
Сообщайте свой адрес электронной почты только тем людям,\u000Aкоторым вы доверяете. Не вводите его на сомнительных сайтах или в\u000Aонлайн-формах.
Для одноразовой регистрации или проверки легитимности\u000Aвеб-сайта используйте одноразовые адреса электронной почты от служб,\u000Aпредоставляющих временные учетные записи электронной почты.
Регулярно проверяйте настройки спам-фильтра и при\u000Aнеобходимости вносите изменения. Иногда фильтры могут отправлять законные\u000Aписьма в папку «Спам», поэтому полезно периодически проверять папку «Спам» на\u000Aпредмет перенаправления писем.
Если вы используете почтовый клиент (например, Outlook или\u000AThunderbird), подумайте об установке стороннего антиспамового программного\u000Aобеспечения для дополнительной фильтрации.
Никогда не переходите по ссылкам и не загружайте вложения из\u000Aподозрительных или нежелательных писем, так как они могут содержать вредоносное\u000AПО или быть попыткой фишинга.
Если вы занимаетесь бизнесом, использование индивидуального\u000Aдомена электронной почты (например, @yourcompany.com) вместо общего (например,\u000A@gmail.com или @yahoo.com) может дать вам больше контроля над фильтрацией\u000Aэлектронной почты и мерами безопасности.
Некоторые провайдеры электронной почты позволяют сообщать о\u000Aспаме, что может помочь им улучшить алгоритмы фильтрации спама.
Комбинируя эти методы, вы сможете значительно сократить\u000Aколичество спама в почтовом ящике и повысить общую безопасность в Интернете.