Достаточно часто родители бывают очень удивлены, когда я предлагаю им несколько консультаций без ребенка. В ответ слышу возражения: это же ребенка надо исправлять, при чем здесь я?! Это у нее(него) проблемы. Он психует, врет, не хочет учиться…и так далее.
И, казалось бы, так много сейчас говорят и пишут о детской психологии, о законах воспитания, о закономерностях развития психики. Но нет, число родителей, которые искренне верят, что поведение их чада можно изменить, не затрагивая их самих, не сильно уменьшилось.
Воспитание - это система! Система, которую выстраивают родители.
Основой этой системы, фундаментом, является безопасность, принятие и доверие. И только потом уже границы, правила требования.
Если с фундаментом проблемы, все остальное строить бесполезно. Покоситься, треснет, рухнет.
И начинать любое «исправление» ребенка нужно с исследования системы семейного воспитания, поведения членов семьи, изучения безопасности среды, в которой растет ребенок.
Вот и выясняем мы с мамами, папами, чем фундамент заливали, какие материалы использовали, а какие надо было, как теперь дырки найти, залатать, укрепить. А там уже, когда основание достаточно крепкое, можно и все остальное строить, тоже тщательно подбирая под конкретного ребенка.
Только не каждый родитель на эту работу готов: признать, что ошибся, что гены-генами, но ребенка формирует среда. А когда признал, не посыпать голову пеплом и утопать в чувстве вины, а вместе искать варианты, менять себя и заново выстраивать систему отношений с ребенком.
Чем младше ребенок, тем легче и быстрее проходит реставрация фундамента. Чем старше, тем сложнее и дольше – много всего уже нагорожено.