Найти в Дзене

Как не разочароваться в планах?

Оглавление

В прошлый раз мы говорили о подведении итогов и о четырёх частях этого процесса — в том числе о праздновании как об этапе, формирующем будущую мотивацию, помогающем присваивать достижения и проживать радость.

Здесь работает закон сохранения энергии. Если мы потратили много сил, а результат нас не впечатлил, то в дальнейшем мозг просто-напросто не выделит на подобные дела ни капли ресурса. Если мы испытывали счастье, радость, гордость за проделанную работу — выделится энергия на новые свершения.

Люди зачастую не хотят подводить итоги и строить планы потому, что связывают это с негативом и разочарованием. Так же бывает и в компании: включается стратегия «лишь бы выжить» и «незачем на мечты зря тратить время», сотрудники отказываются думать об ИПР и не верят в него.

Давайте разбираться

Как возникает негативное оценивание и фиксация?

В исследовании Эдварда Деси и Ричарда Райана было выяснено, что процесс познания, вызванный личным интересом и любопытством, изменяется при оценивании. То есть, основанное на внутренней мотивации желание что-то делать начинает снижаться при возникновении внешней мотивации в виде оценки. При сравнении и критическом комментировании достижения рассыпаются в прах.

Ещё одно исследование провела Кэрол Дуэк, разделив два вида убеждений: «на данность» и «на рост». Так называемая «вера в данность» (в работах К. Дуэк это называется «фиксированное мышление») — это убеждённость в том, что человек не влияет на свою жизнь, что для достижения успеха необходим врождённый талант и удача, а иначе человек мало на что способен. Ну а чтобы это подтверждать, опять же, нужна постоянная оценка. А можно «верить в рост» — такая установка формирует иной подход: качество можно в себе развить, если много работать; талант и интеллект — стартовая точка, а успех зависит от дисциплины и последовательных шагов.

Результаты обоих исследований говорят о том, что, ориентируясь на оценку и данность, люди:

  • чаще сдаются перед сложными задачами;
  • тяжелее переживают неудачи и ошибки;
  • быстрее перестают получать удовлетворение от проделанной работы, время празднования своих успехов исчисляется минутами;
  • угнетены процессом, так как нуждаются в конечном результате и оценивании;
  • быстрее выгорают;
  • более зависимы от внешней мотивации, а внутренняя при этом снижается.

Те же, кто ориентируется на интерес и рост:

  • с любопытством и большей включённостью берутся за сложные задачи;
  • воспринимают ошибки как место роста и научения;
  • дольше испытывают счастье и удовлетворение от проделанного;
  • легче переключаются, отдыхают, восстанавливаются;
  • спокойнее переносят ситуации нестабильности и сохраняют мотивацию.

Как возникает разочарование и зависание?

Даже если наделить задачи важностью и с интересом ими заниматься, возникает упадок сил. Возможно, происходит преувеличение. То есть, фактический результат не оправдывает потраченные усилия — и опять мозг, заботливо оберегающий от излишних затрат, сворачивает мотивацию.

Это происходит, если на психическом уровне мы:

  • не осознаём смысла поставленных задач (либо он размыт и несущественен);
  • реализуем чужие цели;
  • боимся пересматривать и корректировать задачи, даже если они неактуальны;
  • защищаемся от страха пробовать новое и не делегируем.

И если на физическом уровне мы:

  • не готовы признать ограничения и берём больше, чем можем сделать; возможно, мы несём столько процессов и задач, что неплохо удержать то, что есть;
  • не умеем отдыхать, выгораем.

Пора подводить итоги. Вот что мы предлагаем для планирования и реализации целей

1. Сместить фокус с оценки на исследование

Перестаньте играть в игры, где оценивающий учитель или недовольный родитель сидит внутри Вас и продолжает критиковать и выставлять плохие оценки. Ваша жизнь давно не для него и не для школы.

2. Двигаться маленькими шагами, регулярно сверяясь с внутренней картой

В результате Вы сможете легче выдерживать ошибки, находить удачные решения и пробовать новое без чрезмерного напряжения.

3. Честно отвечать себе на вопрос «зачем?» и разбираться со страхами

Фридрих Ницше писал: «Тот, кто знает “зачем”, тому под силу любое “как”». Если сложно — идите к психологу.

4. Проживать бессилие и ограниченность человеческого

Без признания бессилия невозможно осознать и овладеть своей силой. Не заигрывайтесь в Бога.

P. S. Автор статьи — бизнес-психолог Personality Вероника Гаптрахимова. О повышении эффективности бизнеса с заботой о людях — на телеграм-канале Personality. Ждём вас 💜