Найти в Дзене
АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ

Кража медного зубила — чудовищное преступление в Древнем Египте!

Так выглядит кража медных зубил, по мнению нейросети DALL-E 3.
Так выглядит кража медных зубил, по мнению нейросети DALL-E 3.

Мы уже рассказывали о том, как в древнем колодце, выкопанном когда-то рядом с поселком строителей гробниц, недалеко от Долины Царей, археологи нашли огромное количество остраконов — текстов на черепках и кусках известняка, письменных документов Древнего Египта эпохи Нового царства. Найдены сотни личных писем, расписок о торговых операциях, рецептов лекарственных снадобий, записей о рождении, даже любовных песен… а также протоколов судебных заседаний. Да, более 3000 лет назад в посёлке был собственный суд, разбиравший гражданские и уголовные дела. Одна история, описанная на остраконе, особенно примечательна.

Это обвинение, выдвинутое женщине по имени Херия, в том, что она украла у рабочего Неб-нефера медное зубило. Любопытно, что сам рабочий, согласно протоколу, провел детективное расследование, попросив всех жителей деревни поклясться, что они ничего не знают о краже. В итоге одна из женщин, мучимая угрызениями совести (в тексте это называется «проявление бога»), дала показания.

Вот как ход следствия описан в документе:

«Год 6, третий месяц лета, день 10. В этот день к суду подошел рабочий Неб-нефер, сын Нахи, и сообщил о госпоже Херии. Рабочий Неб-нефер сказал: «Что касается меня, то я после войны закопал в своем доме зубило, и его украли. Я заставил всех жителей деревни поклясться в своей невиновности в отношении моего зубила. Теперь, спустя много дней, ко мне пришла госпожа Нуб-эм-нехем и сказала: «Произошло проявление бога! Я видела, как Херия взяла твое зубило». Так она сказала.

Тогда суд спросил Херию: «Ты действительно та, кто украл это зубило Неб-Нефера, или нет?» Херия сказала: «Нет! Это не я крала его». Суд сказал ей: «Можешь ли ты дать великую клятву царю относительно этого долота, сказав: «Я не та, кто его украл»?» Тогда Херия сказала: «Пусть покарает меня Амон, пусть покарает меня Фараон, да живёт он, процветает и да будет он здоров, если окажется, что я та, кто украл это зубило…» Через час ее допросил суд. (Возможно, тут имеются в виду пытки. И вероятно, как следует из текста далее, она наконец созналась. - Прим. Редактора.). С нею послали слугу Па-шеда, и она принесла зубило; оно было закопано в ее владении вместе с медной статуэткой Амона - она закопала их в своем доме после того, как украла, хотя она принесла великую клятву Фараону, да живет он, процветает и да будет он здоров. Тогда суд сказал: «Госпожа Херия — очень лживая женщина, достойная смерти; рабочий Неб-Нефер прав». Ее дело было отложено до приезда визиря. В суде участвовали:

  • главный рабочий Па-неб;
  • главный рабочий Хэй;
  • писец Па-шед;
  • писец Па-сер;
  • писец Пен-та-Верет;
  • главный полицейский Монту-мос;
  • страж Ипуй;
  • вся рабочая бригада.

Теперь воровство меди — мерзость этой деревни. А что касается Херии, чтобы сообщить моему господину об обычаях этого места: госпожа Тан-неджем-хемси взяла одну маленькую [медную] чашку 1/2 дебена (древнеегипетская мера массы, 91 г) здесь, в деревне, раньше, во времена визиря Нефер-хотепа, хотя она была женой Па-шеда, сына Хеха. Визирь послал писца Хат-иай, и тот велел отвезти ее на берег реки («берег реки» - некое зловещее место, где осуществлялось наказание – Прим. Редактора). Пусть мой господин позволит этой женщине, которая украла зубило, а также статуэтку, быть наказанной, чтобы ни одна другая женщина в ее положении не повторила подобное снова! Видите, я сообщил об этом моему господину. Пусть визирь знает. Пусть осуществит любой план, какой пожелает. Пусть он обратит на это внимание».

Как была наказана лживая женщина Херия, в тексте не сообщается.

Древнеегипетские медные и бронзовые инструменты в Музее Имхотепа, Саккара, Египет.
Древнеегипетские медные и бронзовые инструменты в Музее Имхотепа, Саккара, Египет.

Примечательно, что найден второй протокол суда по делу о хищении государственного имущества: тот же истец, рабочий Неб-нефер, обвинил своего товарища по работе в краже трех медных зубил. Самого Неб-нефера заставили поклясться, что, если его утверждение окажется беспочвенным, его постигнет ужасное наказание (какое — неясно). По итогам этого слушания приговор вынесен не был; как особо важное, дело передали в вышестоящий орган для дальнейшего расследования.

Медные инструменты были настолько ценными для строителей гробниц, что когда их отдавали для ремонта, то тщательно взвешивали и хранили каменный эквивалент той же массы. После возвращения инструмента его снова взвешивали, чтобы убедиться, что медь возвращена в полном объеме.

Автор текста — Александр Соколов.

Источники: A. G. McDowell. Village Life in Ancient Egypt: Laundry Lists and Love Songs. Oxford University Press, 1999

💀 Интересна археология? Подпишитесь на наш Sponsr или Boosty и каждую неделю смотрите лекции и научные новости.

Вам также может быть интересно: