Интеллектуальные игры Собчак с российским «патриотом» из Мариуполя не многих вдохновили на просмотр интервью:
во-первых, время у всех в дефиците, а программа длится 2:20:08;
во-вторых, мало кто знает Акима Апачева.
Поэтому, перед прочтением этой статьи, с описанием интервью и моими личными пометками, я написала ещё одну, чтобы познакомить вас с протеже Маргариты Симоньян и надеюсь, что только знакомым, Захара Прилепина.
Бункер 703
Взвыл сигнал «Тревоги», подвал, переходы, пульты, щиты, лестницы, на стенах вымпелы времён СССР, какие-то стойки, стеллажи, столы, на них выстроились в ряд противогазы.
В слабоосвещённом пространстве сидят Ксения Собчак и для многих неожиданный патриот России Аким Апачев (в рождении — Гасанов). За их спинами мощные металлические перемычки, между ними уходит вдаль труба, с расходящимися световыми лучами. Первое впечатление, что труба ведёт в другое измерение, портал между мирами. Местечко подобрано явно с целью, но пока непонятной.
«Здравствуйте, Аким. Вас трудно было поймать, Вы теперь очень занятой человек, больше года мы согласовывали дату и место интервью и наконец, мы встретились. Причём, не абы-где, а в центре Москвы, под землёй, на глубине 43 метра в бункере 703. Его построили в начале 50-х на случай ядерной войны для секретного архива МИД СССР. Что Вы чувствуете сейчас: Вам жутко или ощущаете себя в безопасности?»
У Ксении холодное лицо, безучастный голос, она продолжение или дополнение окружающей декорации.
Чувствуется, что Аким не ожидал такого вопроса, поэтому оставляет его без ответа. Вместо этого обращается к Ксении, напоминает, что её приглашал Донбасс, но она отказалась, он думает, что ей придётся приехать, сия участь её не минует.
Резко вспоминает о вопросе:
«Здесь? Если Вы считаете, что так выглядит Донбасс, то давайте поговорим здесь».
Ксения возражает: «Почему Донбасс? Так выглядит апокалипсис после ядерной войны. Вы-то, как себя здесь ощущаете?» — говорит медленно, проговаривая каждое слово.
Аким ответил, что вполне комфортно, как в любом подвале Донецка, а рядом с ней — в полной безопасности.
Видео-знакомство
Далее идёт короткое видео-знакомство: родился, учился в школе, служил в украинской армии, работал на Мариупольском телевидении. В 2014 стал сторонником «Русской весны», переехал в Донецк, начал сотрудничать с информационным агентством «Anna-News», которое специализируется на освещении военных конфликтов. В качестве военкора, Аким рассказывал о событиях на Донбассе и в Сирии, там попробовал себя в музыке. В 2021 году, будучи в командировке в Сирии, написал свой главный хит «Лето и арбалеты», который стал неофициальным гимном ЧВК «Вагнер».
Тогда же случился дуэт с Юлией Чичериной — трек «Армата», в котором музыканты представляют, как едут на танке в Одессу и Киев.
После начала СВО карьера Апачева пошла вверх: он выпускает клипы в поддержку российской армии, участвует в различных мероприятиях, таких как концерт в Лужниках. Свои композиции он называет музыкой войны, уехавших артистов — личными врагами и предателями.
Молодой Кобзон
Ксения продолжает, что по данным «Яндекс-Музыки» за 2023 год аудитория Акима выросла на 137%, это очень много и можно считать, что это его самый большой успех в прошедшем году.
Ксения задаёт вопрос: «Кто Вы, мистер Апачев?"
Гость Ксении оживился: «Мистер Апачев — это молодой Кобзон и он пришёл, чтобы раз**бать весь этот пластмассовый мир, всю эту культурку вашу».
Аким произнёс эту фразу, чтобы произвести эффект и это у него получилось! «Мистер» вдруг почувствовал себя революционером, с лёгкостью объявил, что он Кобзон и пришёл, чтобы ломать (в оригинале — непроизносимо) то, что не строил, его «культурка» была равна унижению оной. Ещё шли первые минуты интервью, но образ «патриота» уже начал складываться.
Ксения попросила пояснить, что он имеет в виду.
«Голая вечеринка»
«Те големы, которые вы создали, с которыми Вы (обращается к Собчак) вчера прекрасно проводили время (интервью записано на следующий день после «голой вечеринки»), это время прошло" — говорит Аким.
Уточню, что големы — жуткие глиняные существа из еврейской мифологии. Слово употребляется для характеристики бездушного неразвитого человека. Существует теория, что 30% живущих на Земле людей не имеют божественной души. Их тоже называют големами.
На экране появляются кадры с вечеринки, Ксения спрашивает у Акима, что ему не понравилось.
Аким ответил, что как любому адекватному человеку, бриллианты на заднице и прочее, это ужасно в то время, в котором мы сейчас живём, это декорация происходящего, это пир во время чумы, это шабаш. Говорит он не очень связно, фразы не заканчивает, явно торопится, видно, что кадры его раздражают.
В отличие от Акима, Ксения наслаждается произведённым впечатлением.
Она пытается провести параллели между концертами, на которых выступает Аким, городскими мероприятиями, на которых люди веселятся, танцуют под его песни и войной.
Ксения задаёт вопрос: «Неужели люди должны находиться в постоянном трауре, если идёт война?»
Аким ответил, что их вечеринка была перебором, а на концертах люди отдыхают. Он вспомнил, что недавно был на корпоративе, где люди отдыхали по-человечески, а вечеринка была не по-христиански.
Аким начал заметно нервничать. Это был тот момент, когда Ксения показала свою хватку, требуя провести грань между человеческим весельем и нечеловеческим и ответить, почему во время войны можно веселиться, но только определённым образом.
Аким сказал, что не хочет быть судьёй и проводить границы, он так чувствует и так чувствует большинство наших граждан. Потом добавил, что обещал «Комсомольской правде», дать оценку этой вечеринке. Ксения милостиво разрешила.
Аким произнёс несколько слов, в которые вложил своё презрение: «Это пир во время чумы, это шабаш». И улыбнулся.
Конечно, заготовка, просто короткий лозунг, ничего конкретного, ничего от себя. Эта манера общения выкриками, в данном случае, свидетельствует о неумении контактировать другим языком. Короткие фразы, которые произносят с излишней эмоциональностью, служат для подчинения толпы, они запоминаются и воспринимаются как приказ. Чтобы кричать, достаточно голоса, видимо, этим можно объяснить рэп Акима.
«Новогодняя ночь на Первом»
Ксения продолжила, что Аким будет участником «Новогоднего ночи на Первом» вместе с Киркоровым в стразах и Басковым в блестящих пиджаках и прочими гламурными людьми.
Апачев перебил: «И прочий пету****й движ» — чувствовалось, что он развеселился. Потом добавил: «Как сказал бы Владлен Татарский».
Ему показалось, что он перехватил инициативу.
Но Ксения продолжила вопрос: «А зачем же Вы присоединяетесь?»
Аким проявил неудовольствие и начал оправдываться, что он не присоединяется, он своим присутствием пытается изменить этот уклад и разрушить пирамиду изнутри.
Ксения попыталась поиронизировать о высокодуховном присутствии Акима на концерте в новогоднюю ночь, но Апачев перебил, что участвует, чтобы его друзья на фронте увидели на экране что-то приличное.
Почему Апачев, а не Гасанов?
Ксения поинтересовалась почему Аким выступает под псевдонимом. Аким начал свой рассказ с Мариупольского телевидения, где он работал в отделе рекламы: изучал компьютерную графику и режиссуру, в 2014 году его пригласили режиссёром на телевидение в Донецке, надо было выбрать псевдоним, иначе — позывной, так требовала служба безопасности. Он выбрал Апач (англ. Apache), в переводе обозначает боевой вертолёт армии США. Когда начал работать со словом, писать тексты, то уже привык к позывному, стал считать его частью себя, которая присоединилась к нему с 2014 года.
О ядерной войне
Ксения задавала вопросы о вероятности ядерной войны, и какой её видит Аким. Апачев ответил, что ядерная война не должна произойти, по крайней мере, сейчас. Выжить, если она произойдёт, никому не удастся, не только в бункере, но и увидеть её последствия маловероятно. Перешли на компьютерные игры, потом фильмы. Ксения вернулась к повседневной риторике о ядерной войне. Аким заметил, что к повседневности ядерной войны можно отнести этот бункер и декорации, напоминающие о ядерной катастрофе, как и красную кнопку в чемоданчике Шамана. В результате оказалось, что Аким планирует попасть в рай, а Ксения хочет ещё пожить.
Музыка войны
Собчак изменила тему, поинтересовалась, что значит музыка войны для Акима. Он начал уходить от такого определения, подчёркивая, что пишет музыку о переживаниях людей на войне. Ксения напомнила, что в телеграм-канале Акима Апачева стоит надпись «Музыка войны». Аким улыбнулся и спросил, когда Ксения начала интересоваться его телеграм-каналом.
Последовал жёсткий ответ: «Когда увидела клип «Мы».
На экране появились кадры из этого клипа, на одном из них — Аким с метлой в руках.
На вопрос Ксении, что же для него означает музыка войны, Аким сказал, что это то, что его сейчас окружает.
Митинг в Лужниках
Далее Ксения осторожно начала новую тему. Аким принадлежит к партии военкоров, в то же время он, по словам Захара Прилепина — представитель музыкальной элиты. Ярким заявлением стала песня «Плывёт утка», с которой Аким выступил на концерте-митинге в Лужниках. Песня была на украинском языке и выглядело это провокационно.
В ответ Аким привёл пример: если у человека ранен палец, то не следует прибегать к ампутации — его надо лечить. Украинский язык является одной из составляющих русской культуры, им надо пользоваться, а не отказываться от него.
Ксения заострила внимание на том, что Аким говорит об украинском языке, как завоёванном трофее. На что он поспешил ответить, что считает украинский язык оружием, с которым воюет с врагами. Аким Апачев поёт песню на украинском языке и защищает интересы России. Это вызывает гнев, РБК Украины хочет заблокировать песню. Значит, всё правильно, Аким ворвался в «местечковое украинство» и сделал так, чтобы украинский язык не отторгали в России. Язык и культура Украины принадлежат народу.
Далее Ксения поинтересовалась, кто же оплатил этот клип, он очень дорогой даже на первый взгляд. На что последовал ответ Акима, что у него был свой видеоряд с украинскими военными, сдающимися в плен и съёмки разрушенного завода «Азовсталь». От телеканала RT (бывшего Russia Today) поступило предложение сделать достойный клип.
От себя добавлю, что главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян, владелец телеканала — ФГУП МИА» (Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство» «Россия сегодня». Надеюсь, что вопрос о финансировании был комариным укусом Ксении Анатольевны.
Об обмене Виктора Медведчука
Ксения поинтересовалась об эмоциях Акима, когда «азовцев» поменяли на Виктора Медведчука (бывший украинский политик) и доставили в Турцию. Сейчас они снова воюют на фронте.
На экране кадры с «азовцами» и Зеленским.
Аким ответил, что обмены между сторонами происходили всегда и ничего плохого в этом нет. К этому не готово было общество, которому пообещали показательный суд над «азовцами», а в результате обмена они ушли от наказания. Обменяли не только Медведчука, вернули группу наших пилотов.
«На «Азовстали» были очень тяжёлые бои, очень много погибших и заложников с обеих сторон.
"300 боевиков, которых берут в плен и меняют на Медведчука» — начинает Ксения.
Аким перебивает, что всё было не так, сейчас у него нет данных, он не может назвать стоимость «азовца» и Медведчука, но такие обмены военнопленными происходят регулярно, начиная с 2014 года.
О конфликте Пригожина и Минобороны
«Правда ли, что Евгений Пригожин лично просил Вас со сцены того митинга в Лужниках, произнести фразу: «Дайте снарядов вагнерам» — начала Ксения.
Аким перебил её, отрицанием.
«Это был тяжёлый день, там была приятная встреча с Шаманом. Тут Шаман, там Пригожин. Когда разгорался конфликт между Пригожиным и Министерством обороны я был в Лужниках, открываю телегу, у меня лента забита, понимаю, что это боты и отключил чат» — сказал Аким.
Продолжил, что никогда не был знаком с Пригожиным и не общался с ним и Пригожин его ни о чём не просил.
На экране видео с Пригожиным, его голосовое сообщение и расшифровка:
«Аким, спасибо за поддержку…
Те критики, которые говорят
о том, что плохо, что вы не объявили
об этом на концерте, когда выступал Путин.
Абсолютно с этим не согласен.
Вы делали всё правильно
и не было никакой необходимости
добавлять ещё масла в огонь».
Где правда? И кто лжёт? На всю страну!
Аким говорит, что не занимал ни одну, ни другую сторону в этом конфликте. Когда Ксения предположила, что Апачев предчувствовал ход событий и того, что произошло после.
Оказалось, что нет, он не ожидал, что конфликт может разгореться.
Ксения спросила, считает ли он мятеж предательством, на что Аким ответил, если нет виновных, которых бы наказали, то как может быть мятеж без мятежников. Ксения продолжает настаивать, считает ли Аким этот мятеж предательством. Аким отказывается отвечать, считая, что вопрос не к нему. Существует много версий, он многого не знает, чтобы ответить на этот вопрос и вообще никогда и ни о чём не заявляет, не зная фактов, он предлагает вернуться к этому вопросу позже, когда появится новая информация.
Ксения не отстаёт, просит назвать одну из версий к которой он склоняется, он опять говорит об отсутствии информации.
«Ну какая Вам нужна информация?» — повышает тон Ксения.
«В социальной психологии есть термин — эвристика, когда мы делаем выводы при недостаточном количестве информации. Это слишком сложная ситуация, чтобы с набега что-то о ней сказать» — Аким желает закончить эту тему.
Но Ксения продолжает: «Что в ней сложного? Давайте так. Можно много чего не знать, но ориентироваться на публичный факт. Есть человек, который возглавляет частную военную компанию, его зовут Евгений Пригожин и он, в какой-то момент выходит и говорит, что едет на танках, чтобы разобраться с Шойгу, потому что терпеть это больше не будет».
На экране встреча в беседке Пригожина с «послами» от Минобороны. Пригожин объявляет им своё решение о планируемой встрече с Шойгу и начальником Генштаба.
Ксения взывает к Акиму, как военкору и требует от него ответа.
Аким говорит, что в армии никак не отреагировали на марш Пригожина, все продолжали делать свою работу.
«Я тоже продолжал делать свою работу. Вся страна не понимала, что происходит, и я тоже не понимал. У меня до сих пор нет ответов на многие вопросы. Я не ухожу от ответа — я его не знаю» — сказал он.
Но такой ответ Ксению Анатольевну не удовлетворил.
Её вопрос немного изменился: «Если на войне человек садится в танк и едет на Москву, это предательство?»
Аким меняет тактику и сам задаёт вопрос: «У нас есть осуждённые за предательство? Есть заявление о мятеже, но нет предателей".
Ксения начинает отступать: «Примерно то же самое говорил Захар Прилепин, что мятеж, возможно, был».
О кувалде и предательстве
Дальнейшая беседа происходит стоя. В руках Акима — игрушечный енот, он перевязан бинтами в нескольких местах. Ксения говорит, что понимает, что это символ того самого енота, которого выкрали из зоопарка. Аким поправляет, что это символ Херсонской области.
Ксения недоумевает, зачем Аким принёс с собой игрушку, на её лице появилась брезгливость, а он начинает рассказывать, что енот сопровождает его во всех поездках, бывает с ним на концертах и на передовой, что енот видел больше, чем многие жители страны. Они идут по каменному коридору, под ногами, как бы случайно, попадается кувалда, Аким поднимает её, Ксения предполагает, что она может быть для защиты. Аким соглашается, что кувалда может защитить и его и Ксению, если она его не предаст.
Ключевое слово о предательстве прозвучало.
Ксения возвращается к немного отдохнувшей теме: «Быть против войны — это предательство?»
Аким отвечает односложно: «Нет».
«Уехать из страны и жить на деньги ЦРУ — предательство?»
«Нет, предательство — поддерживать нашего противника».
«Жить на деньги западных фондов — предательство?»
«Если выполнять чей-то заказ и получать за это деньги — предательство».
Аким начинает рассуждать об украинских гуманитарных фондах, которые только прикрываются названием, а фактически, на их деньги приобретаются «коптеры» (беспилотники, оснащённые камерой). Те, кто переводит деньги в такие фонды — предатели, надо знать, куда переводятся деньги. Лучше оказывать адресную помощь, найти нуждающуюся семью и помогать ей.
Аким продолжает: «Сейчас идёт война и многие моральные нормы изменились, мы боремся за выживание. Нас хотели задушить экономически, но не получилось, Россия устояла».
Вмешивается Ксения: «Вы говорите о России? Если бы не началась эта война, нас бы задушили? Но на нас же никто не нападал?»
«Вспомните, когда в августе 2021 года были выведены американские войска из Афганистана, уже тогда было понятно, что их где-то начнут применять, это стало отправной точкой новой войны» — поделился Аким своим наблюдением.