Еще в марте прошлого года мне прислали видео с тягачом чудного вида, который катается по дорогам Индустриального парка «Великий камень». И самым изумительным для меня на тот момент был не оригинальный дизайн машины, а логотип «МАЗ», который красовался на его фасаде. А ведь Минский автозавод на тот момент ни словом не намекал на создание футуристических грузовиков.
Скажу больше, короткое расследование показало, что сам МАЗ, вообще не имеет отношения к данному продукту, в том плане, что и дизайн, и сборку, и обкатку машины производили совсем другие люди. И только в начале лета удалось случайно найти кусочек полезной информации – новый тягач был создан ООО «АМБ-Инжиниринг» в партнерстве с белорусской инжиниринговой компанией «Универсальная мобильность» (UNIMO). А вот по заказу МАЗа или в рамках каких-то партнерских отношений, оставалось неизвестным.
От конкретных ответов, что это за фантастический тягач гоняет по дорогам страны, на Минском автозаводе искусно уходили. Просили подождать официальной информации, которая вот-вот должна появиться. Но, как водится у нас в последнее время, «вот-вот» растянулось на «когда-нибудь», и даже на выставке Comtrans в Москве, тягач так и не показали, хотя все говорило, что там для его премьеры хорошее место.
В итоге тягач «засветился» на фирменном календаре МАЗ, а официальная премьера тягача состоялась только для Президента Республики Беларусь и очень ограниченного круга лиц, сопровождавших его в ходе рабочей поездки в Минскую область на предприятие «БЕЛДЖИ». Причем, даже после этого, особой конкретики, что же это за чудо-чудное и диво-дивное, а уж тем более каких-то планов на будущее, так и не появилось.
Впрочем, вот то, на что можно опираться.
Новый тягач имеет рабочее название MAЗ-X. Это прототип, поэтому и подходить к его заявленным теххарактеристикам нужно соответственно. Тем более, что никаких характеристики толком и нет. Заявлено, что это гибрид, на который установлен какой-то там 250-сильный двигатель, неизвестные генераторы и такие же секретные АКБ непонятной емкости. И все это сочетание должно обеспечить запас хода аж в 3000 км. Смело, ярко и… весьма сомнительно.
Поэтому, лично я ориентировался бы на 100% подтвержденную информацию. А именно – МАЗ-X действительно может самостоятельно передвигаться в пространстве и достаточно уверенно, если судить по виденным мною кадрам.
Теперь то, что вызвало наибольший интерес, как состоявшийся факт – кабина. Комплекс работ по ее созданию как раз провела вышеназванная UNIMO. Именно она занималась:
- дизайном экстерьера кабины и обвеса шасси;
- дизайном интерьера и организацией внутреннего пространства кабины;
- изготовлением посадочного макета;
- подбором и интеграцией компонентов;
- разработкой бортовой системы управления по CAN и приборной панели на базе ANDROID;
- разработкой КД, технологической оснастки и изготовлением опытного образца.
По продолжительности проект занял 14 месяцев. К работе над футуристической кабиной были привлечены:
- общий дизайн: Павел Ротто, Илья Щур, Иван Коротков;
- дизайн интерфейса приборной панели: Андрей Кузнецов;
- моделирование: Иван Коротков;
- инженер: Антон Рахлей;
- фото: Андрей Кузнецов и M13 STUDIO.
Парни - вы молодцы! Браво!
Что в итоге получилось – вы видите сами. МАЗ-X по концепции собрал в себя все европейские тенденции последних лет. Кабина рассчитана на одного водителя, левая дверь, выводящая на небезопасную проезжую часть, отсутствует, зона отдыха (есть даже выдвижной умывальник) оптимизирована под быт одного человека.
В то же время, на всякий случай имеется место и для пассажира. Оно расположено за водителем и представляет собой неподвижную подушку и спинку. Зато имеется ремень безопасности, так что использовать его можно будет и в движении.
Нюансы трансформации бытового отсека видны на фото.
Стоит отметить, что путь к яркому дизайну был не прост. Судя по опубликованным скетчам, вариантов оформления было много. И по моему личному мнению, в жизнь воплотился интересный, но не самый удачный вариант, если говорить именно о привязке к бренду МАЗ.
Но безоговорочно, и «АМБ-Инжиниринг», и UNIMO проделали огромную и важную работу. Очень круто, что в наше время они смогли воплотить в жизнь столь неординарный проект.
В то же время, понятно, что МАЗ-X в текущем виде не пойдет в серию. В Беларуси до сих пор нет официального разрешения, заменять зеркала камерами. По опыту эксплуатации электрогрузовика производства БКМ стало ясно, что водителям неудобно любое смещение руля к центру кабины, поэтому конструкцию придется переделывать, сместив рабочее место левее. Кроме того, специфическая легковая посадка, когда водитель сидит ближе к асфальту, неудобна для магистральных грузовиков. Перечислять все спорные моменты долго, но смысл, я думаю, понятен.
Пока же остается только ждать, когда МАЗ наконец-то раскроет технические характеристики МАЗ-X, суть данного проекта и дальнейшие планы на его развитие. Ближайшая крупная выставка, где это логично сделать – международный Comvex, который пройдет в конце мая в Москве. Честно говоря, надеюсь, что это случится раньше. Машина-то интересная.