Когда я начала преподавать различные дисциплины интернет-маркетинга, в том числе и SMM, я поняла, что большинство людей к социальным сетям относятся очень и очень стереотипно.
Так, например, большинство моих студентов дружно считают, что Одноклассники - «мертвая» социальная сеть для бабушек и дедушек, а ныне запрещенный в России Инстаграм - самая популярная. И мне всегда забавно наблюдать за их реакцией, когда я показываю им цифры статистики.
В ноябре 2023 года DataReportal опубликовал отчет DIGITAL 2023: GLOBAL OVERVIEW REPORT, в котором можно найти много интересной информации о том, как люди по всему миру пользуются Интернетом - зачем идут в Интернет, с каких устройств заходят, сколько времени проводят в сети, самые популярные сайты в мире, как пользуются социальными сетями и какие социальные сети наиболее посещаемые и любимые у пользователей по всему миру и многое другое. Также, в феврале 2023 года был опубликован отчет Digital 2023 Russian Federation по итогам 2022 года.
Обратимся к данным именно по социальным сетям.
Аудитория соцсетей продолжает расти
По данным Statista в 2020 году в мире насчитывалось 3,6 миллиарда активных пользователей социальных сетей, и, по их прогнозам, к 2025 году это число должно было увеличиться до 4,41 миллиарда.
Однако, уже сегодня число пользователей социальных сетей в мире насчитывает 4,95 млрд. человек.
В России социальными платформами пользуется 106 млн человек или 73,3% населения в возрасте от 16 до 64 лет.
В то же время, темпы роста аудитории в 2023 году существенно сократились в разрезе последних 10 лет (по данным отчета на конец января 2023).
А уже в октябрьском отчете, данные говорят о том, что в последние полгода темп роста аудитории социальных сетей приблизился к показателям последнего квартала 2021 года. Так что, как говорится, лиха беда начало. Аудитория социальных сетей как росла, так и будет расти.
Пользователи проводят больше времени в социальных сетях
По данным отчета GWI от января 2023 года, люди стали проводить в соцсетях больше времени, чем когда-либо. По результатам исследований, среднестатистический интернет-пользователь трудоспособного возраста к концу 2022 года тратил чуть больше 2,5 часов в день на социальные сети.
А вот в 2023 году это время вновь сократилось до показателей 2019-2020 годов и составило в среднем 2 часа 25 минут.
Пожалуй, важнее всего то, что увеличение времени, которое люди тратят на социальные сети, произошло на фоне сокращения общего количества времени онлайн. Общее время, которое люди по всему миру в среднем тратят онлайн, к концу 2022 года сократилось до 6 часов 37 минут, что на 20 минут меньше показателей 2021 года.
В первом полугодии 2023 года общее время, которое пользователи проводят онлайн немного увеличилось и достигло отметки конца 2019 года. ОЧевидно, что в период пандемии (2020-2021гг.) люди проводили больше времени в Интернете, сейчас эти показатели пришли к прежним «допандемийным» значениям.
Действительно, сегодня на соцсети приходится самая большая доля времени в интернете — почти 4 минуты из каждых 10 минут онлайн.
Для сравнения: эти цифры показывают, что типичный интернет-пользователь трудоспособного возраста ежедневно тратит на 30% больше времени на соцсети, чем на просмотр «традиционного» телевидения (эфирных и кабельных каналов).
Самые популярные социальные сети в 2023 году в России и в мире
Пожалуй, самая интересная информация - какие же социальные сети наиболее популярны в мире и в России?
По итогам 2020 года первое место в России по количеству пользователей, как и 5 предыдущих лет, занимал YouTube — 85,4%, VK - на втором месте, 3-4 место - WhatsApp и Инстаграм, соответсвенно, и на 5 месте - «мертвые» Одноклассники.
Как изменилась ситуация спустя 2 года? И изменилась ли?
Что мы видим? VK уверенно лидирует, WhatsApp на втором месте, telegram на третьем, а вот Одноклассники поднялись на четвертое, в то время как Инстаграм, по понятным причинам, ушел на седьмое место, а вот Facebook с 7 места ушел на 11.
Единственное, что меня смутило, так это то, что в этой статистике отсуствуют данные по YouTube - подозреваю, что он по-прежнему на первом месте.
Посещаемость, посещаемостью, а какие платформы пользователи назвали любимыми?
Как видим рейтинг немного изменился. VK по-прежнему лидирует и в этому рейтинге, а вот Телеграм вышел на второе место, в то время как Одноклассники ушли на пятое.
Если мы посмотрим статистику по миру, то тут ситуация будет совсем другой. Здесь мы не увидим с вами ни VK, ни Одноклассников, а вот Telegram присутсвует в мировом рейтинге на 8 позиции. Уверенно лидирует Facebook, а ему в спину дышит Youtube.
Любимой платформой Телеграм назвали 2,2% пользователей социальных сетей в мире (а это почти 5 миллиардов, не забываем), обеспечив любимому мессенджеру 9 позицию в мировом рейтинге. Кстати, это единственная российская социальная платформа, которая присутсвует в мировм рейтинге, как вы могли заметить.
Разумеется, предпочтения пользователей меняются в зависимости от возраста - как в России, так и в мире. Это, кстати, очень важная информация для брендов и экспертов, которые продвигают свои услуги и товары в социальных сетях и никак не могут определиться, какую же социальную сеть выбрать. К сожалению, по России таких данных в отчете нет, а вот по миру - пожалуйста.
Не менее важны для выбора социальных сетей и данные по пересечению аудиторий социальных платформ.Аналитики Kepios отмечают, что лишь 1% пользователей любой платформы социальных сетей на самом деле уникален для этой платформы. А это значит, что свою целевую аудиторию любой бренд может найти отнюдь не на одной социальной платформе.
Данные GWI свидетельствуют о том, что YouTube имеет «самую большую» уникальную аудиторию среди всех платформ, которые приведены в отчёте. Но «большая» — не самое подходящее слово в данном контексте, так как всего 1,1% пользователей YouTube трудоспособного возраста говорят, что они не пользуются больше никакими социальными сетями.
Зачем пользователи «ходят» в соц.сети?
Ну и, пожалуй, самая интересная информация - с какой целью люди посещают социальные сети? В последнее время, у меня, как пользователя создалось впечатление, что социальные сети стали исключительно площадками для продвижения и продажи различных товаров и услуг и все давно позабыли, для чего изначально были придуманы соцсети. И, скажу вам честно, мне было очень приятно узнать, что я ошибаюсь. Смотрите сами!
Больше половины всех пользователей в России по-прежнему воспринимают социальные сети, как площадки для общения с родственниками и друзьями, и используют их по прямому назначению. А что же с брендами и их товарами и услугами? Чуть меньше 21% пользователей подписаны на аккаунты различных брендов и чуть больше 26% пользователей ищут товары и услуги в социальных сетях.
Похожая картина и в мировом рейтинге.
Несмотря на то, что в зависимости от возраста, причины посещения социальных сетей по значимости отличаются, все же общение с друзьями и родственниками в топе у всех возрастных категорий.
Данные по аккаунтам, на которые чаще всего подписываются пользователи в социальных сетях, также свидетельствуют о том, что друзья и семья в приоритете. А вот компании, клиентом которых является пользователь, вызывают желание подписаться на их аккаунт лишь у 20% и по чти 19% пользователей наблюдают за аккаунтами брендов, к товарам (или услугам) которых они пока присматриваются.
На сегодня, это все. Надеюсь, данные этих отчетов будут полезны вам в разработке стратегий и планировании SMM продвижения ваших продуктов, проектов, товаров, услуг и прочего.
Ждем полного отчета за 2023 год и сравним данные.