Найти тему

К 90-летию КнААЗ: «генерал от промышленности»

Люди ехали на Дальний Восток, увлеченные мечтой о новом городе на заре. Но трудовой энтузиазм не мог компенсировать серьезные просчеты планирования и руководства строительства.

Через два года после начала стройки все еще продолжали рубить лес, строить временные бараки и подсобные производства. Капиталовложения в собственно промышленное строительство в 1932-1934 годах составили ничтожную сумму. Готовность основных сооружений к 1 июля 1934 года составляла по главному корпусу – 7 процентов, по аэродрому – 4,2 процента…

В июне 1934 года Сталин высказал неудовлетворенность ходом строительства авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре и рекомендовал заменить руководителя стройки.

На Дальний Восток был послан Козьма Дмитриевич Кузнецов - опытнейший строитель, под руководством которого был успешно и в кратчайшие сроки (с 1932 по 1934 год) построен авиационный завод № 124 в Казани. С Кузнецовым на строительство прибыла большая группа специалистов: главный инженер А.А. Зайцев, начальник производственно-технического отдела Н.Я. Спивак, начальник проектного отдела В.И. Дядякин, архитектор Л.Р. Глазман, ряд других опытных строителей.

Новая команда была спаянной, высокопрофессиональной. Ее представители заняли ключевые посты, быстро разобрались в сложной обстановке и стали решительно менять сложившуюся практику руководства.

«…Душой группы и настоящим вожаком был Кузьма Дмитриевич Кузнецов, человек редких душевных качеств, волевой, энергичный, прекрасный организатор и воспитатель, обладавший самобытным острым умом и высокой партийной принципиальностью. Его большой многогранный опыт в сочетании с природным умом выдвинули его в число крупных партийных, а затем и хозяйственных руководителей первых пятилеток. Хотя к моменту приезда в Комсомольск-на-Амуре ему не было и 34 лет, – вспоминал один из первых строителей завода А.Ф. Сафронов. – Кузнецова отлично знали Орджоникидзе, Жданов, Киров, называя его «генералом от промышленности».

Никто не ожидал от нового руководства чуда – на стройке по-прежнему практически не было механизации, катастрофически не хватало инструмента. И все-таки, дорога в будущее стала, наконец-то, осязаемо зримой, каждый был уверен в победе дела, ради которого приехал сюда, каждый чувствовал себя причастным к этому делу.

«Кузьма Дмитриевич обладал внушительной внешностью, от всей его фигуры исходили сила и уверенность, покорявшие людей и внушавшие им веру в успех дела, - пишет в своих воспоминаниях первостроитель П.Ф. Сафонов. – На одном из совещаний он сказал бывшему руководителю строительства Золотареву: «Нельзя больше строить расчеты лишь на энтузиазме людей. Я знаю, Константин Романович, что ты и сам плохо живешь, но это не может служить оправданием плохих бытовых условий для других. Я люблю работать как черт, но люблю и отдыхать. С этим принципом надо подходить ко всем работникам стройки».

Это будущее буквально на глазах приобретало зримые очертания – 20 июля 1935 года начал работу инструментальный цех, 13 сентября – механический. В качестве учебной программы заводу был дан самолет Р-6. Испытания первых машин проходили на Амуре. Самолет перекатывали по шоссе на Старую площадку, где оборудовали гидроспуск, «переобували» (вместо колес ставили поплавки) и проводили испытания.

Р-6
Р-6

Работе Кузнецова в качестве руководителя строительства, а затем директора завода сопутствовали значительные успехи. С 1 августа 1934 года по 30 января 1938 года было закончено строительство главного корпуса завода; подписан акт о готовности к эксплуатации завода № 126. Построен целый ряд объектов промышленного, культурного и социального назначения – дом дирекции, дом коммуны, жилые дома, гастроном, типография, бараки для переселенцев, столовые, больница, бани, клуб им. П.И. Баранова, дебаркадер, пожарное депо, котельные, ДОК на старой площадке, три артезианские скважины, водопроводы, насосная станция и водонасосная башня, хлебопекарня, шоссейная дорога в соцгород, главное шоссе и дорога к гаражу, универмаг «Дальторг», школы и детские сады, кирпичный завод, конюшня, ветеринарная лечебница и многое другое. На глазах рос заводской поселок, приехали «хетагуровки», в молодом городе начали рождаться семьи.

Клуб им. Баранова
Клуб им. Баранова

Главным достижением стал выпуск первых самолетов Р-6.

Вспоминает М.А. Пальшкова, выпускница Воронежского техникума 1934 года: «На митинге 1 мая 1936 года, когда завод выпустил первый Р-6, присутствовал главнокомандующий Дальневосточным краем В. Блюхер, который сказал: «Молодцы, ребята, самолет вы сделали хорошо, в сжатые сроки. Видно, что делали его с любовью. Поздравляю вас с первой победой, уверен, что и в дальнейшем работа пойдет на «отлично»

Он делал максимум возможного для того, чтобы дела не расходились с этими словами. Забота о людях, потрясающая память, умение зажечь словом, доброта прямо-таки влюбляли в него. И стройка держалась не приказами и наказаниями, а убежденностью и товариществом.