Многие атрибуты современного празднования Нового года сложились еще в XIX веке. Это и новогодняя елка, шампанское, взаимные подарки и поздравления, традиция отмечать праздник в кругу семьи, а после – ходить в гости к знакомым и друзьям. О них мы узнаем из переписки нашего земляка поэта Федора Ивановича Тютчева, из дневниковых записей его родных. Посмотрим, как отмечал праздники Рождества и Нового года Федор Тютчев.
Ура, каникулы!
Новогодние каникулы – не изобретение прошлого века. Рождественские вакации с 24 декабря по 8 января были установлены в Московском университете, когда в нем учился Федор Тютчев с 1819 по 1821 годы. В студенческие годы поэта было принято поздравлять друг друга с Рождеством. Об этом мы узнаем из дневника университетского друга Тютчева Михаила Погодина: «Поздравлял Ждановского, Тютчева», - пишет он 26 декабря 1820 года.
Новогодняя елка
В молодости Тютчев жил в Мюнхене. И, судя по всему, именно там он познакомился с обычаем наряжать елку на Рождество. В начале XIX века в России еще не было принято ставить рождественское дерево.
По письмам родным Петра Васильевича Киреевского мы знаем, что и у Тютчева в Мюнхене была Рождественская елка. Причем, ставили ее, в основном, для детей. В 1830 году дочери Тютчева Анне было только полгода. И вряд ли она бы оценила наряженное дерево. Но ель Федор Иванович поставил под самое Рождество, пишет Петр Васильевич, так как дети жены Элеоноры от первого брака были еще в пансионе и вернулись под самый праздник.
Традиция украшать елки пришла в Россию из Германии во второй половине XIX века. Первые елки в Петербурге появились у переехавших в Россию немцев. В 1852 году состоялась первая публичная елка – праздничное представление для детей в здании Николаевского (ныне Московского) вокзала в Санкт-Петербурге. Обычай устраивать такие праздники прижился. И вскоре рождественские елки в домах состоятельных людей стали повсеместными.
Была ли у Тютчевых елка в России, неизвестно. Упоминания о рождественском дереве не встречаются. Хотя в доме Армянской церкви в Петербурге, где с 1854 года жил Тютчев, располагалась кондитерская Излера, в которой можно было купить готовые наряженные пряниками и конфетами елки. Правда, стоили они не дешево.
Поздравления родных
Федор Тютчев очень рано уехал из родительского дома, ему было только 18 лет. 20 с лишним лет он прожил за границей. Ему тяжело было переносить разлуку с родителями, и все мечты сводились к тому, чтобы поскорее увидеться с ними. Накануне Рождества из Мюнхена в Овстуг и Москву несутся поздравления отца и матери с праздниками:
«Да будет наступающий год благополучным и счастливым для всех нас, и пусть он не завершится без того, чтобы мы свиделись». Или в другом письме Федор Тютчев пишет: «…Простите, любезные папинька и маминька, нет нужды говорить о том, чего я желаю для вас и для себя в новом году. Все пожелания сводятся к одному – дай Бог нам увидеться как можно скорее».
С праздником в письмах Федор Тютчев старался поздравить и детей – не всегда они жили рядом с родителями.
«Когда это письмо дойдет до тебя, наступит уже новый год… Пусть он будет добрым для тебя и всех вас, мои милые дети…», - пишет поэт старшей дочери Анне.
С 1851 года между Москвой и Санкт-Петербургом заработало телеграфное сообщение. И с Новым 1857 годом Федор Тютчев поздравляет мать Екатерину Львовну уже не в письме, а в телеграмме. К сожалению, она не сохранилась. А мать отвечает сыну уже письмом:
«Поздравление твое по телеграфу получила, мой друг Фединька. Менее двух часов по отправлению из Петербурга получено, так что еще накануне нового года читала твое поздравление».
Подарки под елкой
Дарить подарки на Новый год было принято уже в XIX веке. Федор Иванович в письме от 29 декабря 1844 года благодарит родителей за них:
«Позвольте мне прежде всего, любезнейшие папинька и маминька, от души поблагодарить вас за подарки. Но я должен вам за них попенять. Для чего эти новые траты? Разве вы уже недостаточно разорились на нас? и не пора ли остановиться?»
Тютчеву на тот момент 41 год.
Оригинальный подарок на Новый год в 1871 году Федор Иванович преподносит своей жене Эрнестине Федоровне. Ее собака Ромп принесла ей серебряное кольцо для салфеток в виде собачьего ошейника. На нем выгравировано не совсем серьезное стихотворение ее мужа:
С Новым Годом, с новым счастьем,
С постоянною удачей;
Вот привет любви собачьей,
Ты прими его с участьем.
Встречать в гостях или дома?
Этот вопрос, видимо, тоже возникал у поэта при подготовке к праздникам. В Мюнхене молодому Федору Ивановичу случалось встречать Новый год на балах и раутах. Один из них он запомнил на всю жизнь. 31 декабря 1833 года на балу у прусского посланника барона Августа Дёнгофа Тютчев встретил свою будущую вторую жену Эрнестину Дёрнберг.
В России Тютчевы обычно встречают Новый год всей семьей. На праздник к родителям приезжают дети, которые живут в других городах, а иногда и странах.
Новый год в Овстуге
Один Новый год Федор Тютчев встретил в родовом имении в Овстуге. Поэт приехал из Москвы в Овстуг вечером 31 декабря 1852 года. В дороге он написал стихотворение «Чародейкою зимою…»:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, —
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
«Пробило полночь. Мы обнялись и выпили шампанского. Папа приехал во время всенощной. Мы не прервали молитву, и я была очень рада, что мама получила вполне естественную возможность провести с ним час с глазу на глаз. Позднее он спустился в гостиную. Он много говорил о Петербурге, о петербургском обществе, о балах и раутах», - так вспоминает этот Новый год дочь Тютчева Анна, которая через несколько дней должна была поехать ко двору в Петербург.
Накануне стало известно, что она назначена фрейлиной цесаревны Марии Александровны. Но эта перспектива 23-летнюю девушку не сильно обрадовала.
А сам Тютчев пробыл в Овстуге три недели и уехал только 21 января.
Новогодние визиты
После встречи праздника в кругу семьи еще несколько дней, примерно до 10 января, ходили в гости. В высшем обществе принято было наносить новогодние светские визиты. В 1864 году Федор Тютчев ездит по гостям в Петербурге с женой Эрнестиной Федоровной.
Без светского общества Федор Иванович не может обойтись и в конце жизни. Вечер 31 декабря 1872 года после тяжелой, проведенной без сна ночи из-за плохого самочувствия, он снова проводит в гостях - у Александры Васильевны Плетневой. Вдове поэта и критика Петра Александровича Плетнева, с которой Тютчева в последние годы жизни связывали теплые дружеские отношения, поэт посвятил стихотворение:
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать,
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца все претерпел.
Научный сотрудник музея-заповедника Ф. И. Тютчева "Овстуг"
Марина АНТОНОВА.