Найти в Дзене

Немое кино на уроках литературы

Все мы любим делиться своими успехами и достижениями, но сегодняшняя тема - неудачи. Те самые моменты, когда опускаются руки и пропадает желание двигаться дальше. Что делать в таких случаях?
Этой осенью на головы моих шестиклассников свалилось массивное произведение к прочтению/изучению которого они, как оказалось, не были морально готовы. И был это замечательный роман А.С. Пушкина "Дубровский".
Сложности начались с самого начала: роман на каникулах прочитала только треть класса, большая часть ребят даже не понимала о каких героях идет речь (Надо отметить, что подобная ситуация для этого класса нетипична. Обычно, с текстом хорошо знакомы все ученики, исходя из этого и строятся уроки).
Недобросовестное отношение ребят, конечно, немного расстроило. Стало понятно, что план действий нужно менять на ходу. И вот мы всем классом по очереди читаем ключевые моменты романа, но и это не помогает: те, ради кого устроена эта читка, витают в облаках, а здесь, на земле, со мной работают учени

Все мы любим делиться своими успехами и достижениями, но сегодняшняя тема - неудачи. Те самые моменты, когда опускаются руки и пропадает желание двигаться дальше. Что делать в таких случаях?

Этой осенью на головы моих шестиклассников свалилось массивное произведение к прочтению/изучению которого они, как оказалось, не были морально готовы. И был это замечательный роман А.С. Пушкина "Дубровский".

Сложности начались с самого начала: роман на каникулах прочитала только треть класса, большая часть ребят даже не понимала о каких героях идет речь (Надо отметить, что подобная ситуация для этого класса нетипична. Обычно, с текстом хорошо знакомы все ученики, исходя из этого и строятся уроки).

Недобросовестное отношение ребят, конечно, немного расстроило. Стало понятно, что план действий нужно менять на ходу. И вот мы всем классом по очереди читаем ключевые моменты романа, но и это не помогает: те, ради кого устроена эта читка, витают в облаках, а здесь, на земле, со мной работают ученики, которым и так текст знаком и понятен.

Третья попытка (объяснить сюжет романа "на пальцах") тоже не увенчалась успехом. Витающие в облаках улетают все дальше, а прочитавшие произведение начинают скучать от постоянных повторений одного и того же.

"И тут Штирлец понял, что это провал!" Вокруг начинали кружиться малоприятные мысли...

Мысль первая: да что за дети?! И сами не читают, и объяснения не воспринимают!

Мысль вторая: да что я за учитель такой?! Если даже сюжет "Дубровского" разобрать с детьми не могу, что же дальше будет?!

И, наконец, мысль третья: срочно нужно что-то делать! Что?

Ответ появился как-то вдруг, неожиданно: если готовые объяснения они не принимают, пусть САМИ вникают и объясняют произведение другим. Начнем с простого - разберемся с сюжетом! Для этого класс быстро был поделен на пары, каждой паре выдавалось несколько глав романа, из которых ребята должны были вычленить основное и зафиксировать в нескольких предложениях. Как бы составить своеобразный план романа. Но не просто план!

Потом эти предложения нужно экранизировать. Услышав волшебное слово "экранизировать", шестиклассники начинают работать в разы быстрее, дружнее и продуктивнее. И вот уже сценарий готов! Времени мало, поэтому полноценная экранизация не получится. На помощь пришло немое кино! В жанре пантомимы ребята с огромным удовольствием отыграли самые значимые сцены романа. При этом разобрались с различиями фабулы и сюжета, а также составили собственное представление о героях произведения.

В итоге, неудачный урок вылился в открытие нового для нас с ребятами жанра - жанра немого кино!

-2