«Мы никогда не нарушим рыночные принципы», - говорили нам наши «западные партнеры», но сейчас и рыночные, и общечеловеческие принципы уже недружественными странами нарушаются сплошь и рядом. На следующей неделе внеочередной саммит ЕС. Будут рассматривать очередной пакет помощи киевскому режиму и всё ближе подбираются к замороженным российским активам в Евросоюзе, где заморожена большая часть. Глава евродипломатии Боррель отметил, что государства достигли политического соглашения, чтобы приступить к финальному этапу проработки возможностей использования российских активов. Bloomberg пишет, что лидеры Евросоюза планируют лишить Венгрию права голоса из-за позиции блокировать финансовую помощь Украине. В Венгрии отвергают все обвинения и заявляют, что защищают национальные интересы и суверенитет. По поводу рыночных принципов: когда активы ($300 млрд) будут украдены, то и остальные сделают вывод. Например, Китай скажет: «Со мной тоже самое могут сделать» и деньги куда-нибудь выведет. Экс-глава Всемирного банка Роберт Зеллик считает, что передача конфискованных российских активов Украине может стать «элегантным правосудием». Он предложил их передать странам, которые пострадали от роста цен на продукты и энергоносители. «Деньги можно также направить в качестве компенсации компаниям, пострадавшим от санкций России», то есть от собственных западных санкций. «Сомневающиеся политики сильно преувеличивают риски и преуменьшают стратегические выгоды. Если другие страны откажутся хранить деньги в европейских юрисдикциях после такого шага, их нужно лишить альтернативы». То есть не только российские активы у себя заморозить и украсть, а заморозить все активы других стран.
Сергей Михеев: Кто эти люди? Мне кажется, что, хотя нам не надо преувеличивать наши успехи и у Запада огромные ресурсы, но они сами себя загоняют в тупик. Во-первых, соблазнить часть стран Африки, Латинской Америки российской помощью – сама вероятность принятия такого решения мизерная. Это не более, чем предложение. Во-вторых, разговоры о том, что «это не ударит по авторитету системы». Вы украли российские деньги и часть из них раздали каким-то странам: как это должно стимулировать или вдохновлять Китай? Сегодня вы украли российские деньги, а завтра украдете китайские и часть из них отдадите развивающимся странам. И Китай не будет на это реагировать?
Удар по авторитету системы будет нанесен независимо от того, куда пойдут эти деньги. Вы сначала их заморозили, а потом по надуманным, политическим причинам их украли. Люди будут понимать, что их деньги не находятся в безопасности. Они не заберут их на следующий день из ваших банков, но потихоньку будут изымать и переводить в другие юрисдикции. Что касается слов: «Давайте раздадим их другим странам». Это должны быть такие страны, у которых нет отношений с Россией. Потому что российская сторона могла бы сказать: «Кто попробует получить эту помощь, с тем мы разорвём отношения». Я думаю, что стран, которые готовы на это идти, найдется немного. Сомневаюсь, что от этого будет мощнейший эффект.
Насчёт того, что «давайте не дадим им больше нигде размещать свои деньги». Человек начал с того, что ничего страшного в этом нет, а закончил тем, что ещё больше напугал: «Давайте всё у них отнимем, заморозим и сделаем их заложниками, и тогда всё будет хорошо». Это стимул к тому, что люди будут искать и выстраивать другие способы реализации финансовых механизмов. Такое впечатление, что у них что-то происходит с головой: надо какую-то неразрешимую задачу разрешить и убедить самих себя, что никаких побочных последствий не будет. Побочные последствия будут. Всем, кто хотят чувствовать себя самостоятельными, надо создавать собственные экономические и финансовые структуры, которые не будут попадать под влияние, под действие американских и европейских финансовых институтов. Другого выхода нет.
Многополярная финансовая система, отказ от доллара и евро – это то, чем занимается наш Центробанк. Фонд национального благосостояния уже без долларов и без евро. Хочу поговорить о нарастающем политическом кризисе в Америке и Европе, которые продолжают учить жить остальной мир. Сегодня в праймериз у республиканцев двое кандидатов – Трамп и Никки Хейли. Хейли говорит, что будет биться с Трампом до конца, но на этом фоне любопытная история - нарастает миграционный кризис, который грозит раздробить США. Верховный суд США постановил убрать колючую проволоку в Техасе на границе с Мексикой. Это препятствие было установлено властями штата с целью предотвращения проникновения в страну потока мигрантов. Республиканская партия Техаса в ответ официально закрепила право на отделение от США в официальных документах. Как говорят местные СМИ: если на президентских выборах победит Байден или другой кандидат, то Техас может на законных основаниях выйти из состава США. В Германии партия «Альтернатива для Германии», которая по результатам опросов обошла коалицию Шольца, в случае победы на выборах потребует провести «декзит» - референдум о выходе страны из ЕС по аналогии с британским Brexit.
Сергей Михеев: По поводу Америки: этих людей лихорадит. Приходили новости от демократов, что демократы и республиканцы в Конгрессе и Сенате близки к тому, чтобы заключить сделку по финансированию Украины на основании того, что администрация Байдена согласится на некие меры по укреплению контроля на границе. И тут же решение Верховного суда о том, чтобы снизить контроль на границе одного штата. Одно другому противоречит, что говорит о том, что процессы неуправляемые. Вопрос о границе и мигрантах, особенно для приграничных штатов, стоит остро.
Это будет стимулировать нарастание внутренних напряжений в американском обществе. Решение Республиканской партии в Техасе о возможности отделения от Штатов - это прецедент. Штаты не унитарное государство, и характер Американской Федерации более мягкий, чем у РФ. США – это даже не федерация, а конфедерация. Разные штаты имеют большие различия в законодательной базе: в одном штате может действовать такой закон, а в другом штате он не будет действовать. Когда смотрите американские фильмы, то там преступники стремятся уехать за границу штата, потому что могут и не поймать, а также может быть преступление по законам одного штата не является преступлением по законам другого.
В этом штате смертная казнь за данное преступление, а в другом - пожизненная мера наказания.
Сергей Михеев: Американская Федерация исторически держится только на том, что у них нет серьёзных внешних врагов. Я думаю, что на фоне обострения противоречий и грядущих выборов такие настроения будут усиливаться. Особенно в Техасе и некоторых других приграничных штатах сепаратистское движение всегда имело глубокие корни. Надеяться на то, что всё это случится моментально, не стоит, но бездумная, глупая политика американских властей приближает события, которые приведут к гражданской войне.
На последнем выступлении Трамп сказал, что «всех этих людей выгоним».
«Первый мой указ будет – это закрытие границы».
Сергей Михеев: «Первое – закрытие границы, второе – избавимся от глобалистов; разрушим глубинное государство; выгоним марксистов, коммунистов, фашистов. Будет у нас большая чистка». Такой заброс тянет на гражданскую войну. Ситуация там будет усугубляться, особенно на фоне избирательной кампании, и будет меньше возможности уделять внимание большим внешним проектам, например, Украине. Американцы и британцы нанесли удары по восьми целям в Йемене.
18 ракет выпустили.
Сергей Михеев: Мне кажется, это для пиара. А что касается АдГ - партия реально идет напролом. Что будут делать немецкие власти? Я думаю, что они всеми имеющимися средствами будут её запрещать. Получится у них или нет - не знаю. По независимым опросам, у АдГ 22% – это серьёзный показатель. Если они пойдут на радикализацию, то могут поднять улицу. Партия набирает обороты: недавно появился один из тезисов, что «раз мы не можем повлиять на политику Брюсселя, находясь внутри Евросоюза, давайте выйдем из ЕС». В этом есть логика – это могут поддержать большое количество немцев. Германия остается самой крупной экономикой Евросоюза и самым крупным спонсором всех программ ЕС. Германия кормит большое количество более бедных стран, множество социальных программ. В свое время в Brexit тоже не верили и говорили, что «это невозможно». В Германии другая ситуация, но если АдГ пойдет с такой повесткой, то у них есть шансы, если их не задушат немецкие власти, к чему они склоняются.