Найти в Дзене

Жизнь после повышения: инструкция по выживанию для новоиспеченного менеджера

Оглавление
Когда ты вдруг стал боссом.
Когда ты вдруг стал боссом.

Меняются времена, меняются и роли. Еще вчера вы были звездным специалистом, которого ценили за профессионализм и результативность. А сегодня бац - и вас повысили, вручив ключи от отдела в надежде, что вы будете творить чудеса управления не хуже, чем чудеса от специалиста.

Знакомая ситуация, не правда ли? Статистика неумолима - около 80% менеджерских вакансий занимают именно бывшие специалисты. Предпринимателям тоже приходится осваивать это искусство по ходу роста бизнеса.

И тут многие допускают классические ошибки - продолжают копаться в деталях вместо стратегического планирования, берут все задачи на себя вместо делегирования, плюются от стресса и хронического недосыпа. А ведь можно и нужно этого избежать, овладев базовыми навыками самоуправления. Именно об этом наш сегодняшний разговор.

Преодоление привычки к исполнительской роли

Казалось бы, чего проще - получил повышение с "офисного планктона" до менеджера, распоряжайся, управляй, пользуйся властью! Но на деле не так все гладко. Вчерашний специалист часто остается "заложником" мышления исполнителя. Привык рыться в деталях проектов, решать локальные задачи, все контролировать самому. А тут нужно думать стратегически, масштабно, руководить людьми. И вот тут-то многие начинают пасовать перед вызовами новой роли.

А зря! Ведь именно менеджерская позиция позволяет в полной мере реализовать свой потенциал и вывести компанию или вверенное подразделение на новый уровень. Если, конечно, преодолеть соблазн остаться в зоне исполнителя.

Как это сделать?

  1. Во-первых, развивайте стратегическое мышление. Анализируйте тенденции на рынке, формулируйте долгосрочные цели и планы развития.
  2. Во-вторых, учитесь вдохновлять команду общим видением и личным примером лидерства.
  3. И третье - делегируйте, делегируйте, делегируйте! Об этом отдельный разговор далее.

Как делегировать, читаем далее.

Эффективное делегирование полномочий

Как уже отмечалось, многие начинающие менеджеры страдают синдромом «все должен делать сам». Понятное желание - контроль, ответственность, гарантия качества. Но пагубное! Ведь делегирование - это волшебный инструмент для любого руководителя. Оно позволяет:

  • Сфокусироваться на стратегических задачах вместо оперативки;
  • Масштабировать бизнес за счет распределения нагрузки;
  • Развивать команду, давая новые возможности для роста.

Звучит здорово, правда? НО есть подводные камни, о которые часто налетают неопытные боссы. Это нечеткие инструкции, недостаток полномочий у исполнителей, отсутствие мотивации и обратной связи по результатам.

Как делегировать правильно и безболезненно для всех? Разберем ключевые этапы:

  1. Подбор задачи. Выбирайте типовую операционную задачу, выполнение которой не потребует от исполнителя сверхусилий или специальных навыков.
  2. Инструктаж сотрудника. Четко опишите цель, желаемые результаты, сроки, отчетность. Предупредите о возможных "подводных камнях". Убедитесь, что все понятно.
  3. Делегирование полномочий. Предоставьте исполнителю необходимый уровень полномочий и доступ к ресурсам для выполнения задания. Это избавит от лишних согласований по мелочам.
  4. Мотивация. Заинтересуйте сотрудника в качественном результате - это может быть как финансовое, так и репутационное поощрение.
  5. Контроль. Не "давите" на исполнителя в процессе, но фиксируйте промежуточные результаты и при необходимости корректируйте.
  6. Обратная связь по результатам. По завершении разберите положительные моменты и возможности улучшения на будущее. Поблагодарите за усилия!

Итак, мы рассмотрели основные принципы эффективного делегирования полномочий - от подбора подходящей задачи до обратной связи с сотрудником.

Конечно, поначалу отдать часть своих задач подчиненным - непросто. Кажется, что проще и быстрее сделать самому. Но это иллюзия! Грамотное делегирование - мощнейший инструмент масштабирования бизнеса, который нельзя игнорировать. Возьмите его на вооружение, и вы быстро оцените преимущества. Это и собственная разгрузка от рутины, и развитие команды, и повышение эффективности бизнеса в целом.

Теперь поговорим о том, как не загнать себя.

Предотвращение стресса

Как известно, должность менеджера считается одной из самых стрессовых. Дедлайны, проблемы, жалобы подчиненных и клиентов, конфликты - достаточно факторов, чтобы сгореть на работе в самом прямом смысле этого слова. При этом многие начинающие управленцы с гордостью говорят: «Я все держу под контролем, работаю сутками, могу терпеть любые нагрузки!».

Однако постоянный стресс — палка о двух концах. С одной стороны, он дает временный прилив сил и повышенную продуктивность. Но с другой — быстро приводит к выгоранию, проблемам со здоровьем, снижению качества жизни. Поэтому крайне важно научиться управлять стрессом. А еще лучше — предотвращать его.

Каким образом? Вот несколько действенных способов:

  • Соблюдение режима труда и отдыха. Исключите постоянные переработки, выходные с ноутбуком и прочий образ "трудоголика".
  • Сбалансированное питание и физические упражнения. Спортзалы и столовые здорового питания - вот новые друзья современного менеджера.
  • Рациональное планирование рабочего времени. Приоритизируйте задачи и цените собственные ресурсы. Не стоит браться сразу за все подряд только потому, что "не умеете" отказывать.
  • Четкие границы между работой и личной жизнью. Научитесь отключаться от дел после окончания рабочего дня и посвящать время семье или хобби.

И последнее — не бойтесь признавать собственные ошибки или просить о помощи. Стресс зачастую возникает из чувства, что ответственность за все происходящее целиком на вас. Поверьте, делиться ношей руководителя гораздо легче вдвоем, троем, командой!

Вот такие основные рекомендации по профилактике стресса для начинающего менеджера стоит учесть. Не забывайте заботиться о себе, ведь вы — главный стратегический ресурс своего бизнеса!

Заключение

Итак, что нам дала наша небольшая экскурсия в область самоменеджмента?

Во-первых, мы убедились, что переход от роли специалиста к роли руководителя - процесс не из лёгких. Придется перестраивать привычки и образ мышления. НО результат того стоит!

Во-вторых, рассмотрели ключевые навыки, которые помогут новоиспеченному менеджеру безболезненно войти в новую роль:

  • Стратегическое мышление вместо оперативки;
  • Эффективное делегирование полномочий;
  • Профилактика стресса.

Овладев ими, можно приступать к масштабным задачам развития бизнеса и команды. А с чувством выполненного долга заканчивать рабочий день вовремя, без хронических переработок.

Удачи нам всем на этом нелегком, но интересном пути самосовершенствования!

Если материал понравился — ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другой интересный и полезный контент 👍