Специалисты насчитывают следующие типы скользких покрытий:
1. Снежное или даже ледяное покрытие, но при сильном морозе.
2. Чистый, но сухой лёд.
3. Лёд мокрый при околонулевой температуре — покрытый тонким слоем начинающегося или тающего снега, а также в морось или (что еще хуже) — в дождь, и такое также случается.
Данный перечень я расположил по мере уменьшения коэффициента сцепления и увеличения опасности.
Любое скользкое покрытие не любит спешки или суеты; не делайте никаких резких движений — ни руками (рулевым колесом), ни ногами. Особенно опасайтесь педали тормоза, куда нога так и норовит. Все движения — и ваши, и автомобиля на скользком покрытии должны быть размеренными, плавными и неторопливыми.
В 99 процентах всех милицейских (полицейских) протоколов можно прочесть только одну запись: «Не справился с управлением». И это не фигура речи или леность полицейского офицера/страхового агента, а факт.
Гарантией минимальных материальных потерь является только одно — невысокая скорость, будь то «предмет» дорожной инфраструктуры, чужой автомобиль или пешеход. А гарантией невысокой скорости могут быть только невысокие обороты двигателя, а соответственно и угловые скорости качения колес.
Излишняя тяга на ведущих колёсах — положительная при добавлении оборотов или отрицательная при их снижении или касания педали тормоза — однозначно вызывает пробуксовку и срыв автомобиля в скольжение.
Как говорят опытные водители, по льду — только внатяжку.
Торможение и, в том числе, остановку автомобиля нужно производить исключительно двигателем, понижая передачи в КПП до самой первой. Плавно выжимаем и также плавно отпускаем педаль сцепления, и только в конце фиксируем транспортное средство педалью тормоза.
Это на «механике».
А с автоматом — и проще, и, в то же время, сложнее. Тут нужно оставить в покое педаль газа и коробка всё сделает за тебя сама, ты должен лишь «поглаживать» ногой педаль тормоза, и опять же повторюсь — нежно и плавно.
Однако в любом случае НЕЛЬЗЯ включать нейтраль. Накат НЕ ПОЗВОЛЯЕТ водителю контролировать свой автомобиль. Это самое глупое и пагубное, что можно было бы придумать — нейтральную передачу на льду!
Если скольжение уже началось, то в этот момент главное — не растеряться. Заскользивший автомобиль можно подчинить контролю, однако эти умения приходят только с годами и опытом. Словом, я говорил, говорю и постоянно это буду повторять — не пожалейте денег, при первой же возможности запишитесь на курсы контраварийной подготовки и добросовестно пройдите все учебные процедуры, начиная с теории и заканчивая упражнениями на спецпокрытиях.
Примечание — уважающие себя школы и курсы контраварийного вождения даже летом имеют возможность обеспечить «гололед» на летнем асфальте — это первое. Второе — накануне зимы дополнительно походите на эти же курсы (хотя бы пару дней или возьмите пару уроков), чтобы восстановить моторику и вспомнить все, чему вас тут когда-то обучали и научили.
Гололёд и типы приводов
Задний привод
Его считают на льду наиболее опасным и тому есть объяснение — физика за 6-й класс школы. Задний привод вынужден «толкать перед собой» автомобиль, и управляемые колеса, превращаются из участников движения в «свидетелей», от которых порой мало что зависит. Если водитель перебрал со скоростью на подходе к повороту, то вначале происходит снос передней оси, далее — занос задней (а часто еще и одновременно) с закономерным переходом в неконтролируемое движение «куда-нибудь», а чаще всего — «в никуда».
Ловить и поймать заднеприводный автомобиль на самом-то деле даже легче, чем передне- и даже полноприводный. Водитель рефлекторно оставляет в покое педали, и автомобиль самопроизвольно и самостоятельно выравнивается на проезжей части за счет более «тормознутого» редуктора в заднем мосту. Он словно нитка вслед за кинутой иголкой, только успевай поворачивать баранку в сторону заноса, как этому и учат в начальной автошколе.
Передний привод
Он стоит вторым в «списке безопасности» и его коварство заключается в следующем. Если на заднем приводе водитель «отпускает педали», попав в занос, то на переднем нужно сделать наоборот — чуть-чуть «поддать газку», слегка приподнять обороты двигателя, чтобы заскользившие колеса зацепились протектором за микронеровности дорожного (а точнее обледеневшего) покрытия.
В «теории» передний привод принято считать более безопасным, поскольку при добавлении оборотов, он словно «втягивает» автомобиль в поворот. Однако — это кажущаяся безопасность. Во-первых, она расслабляет, и водитель, особенно малоопытный, вдруг попав в «скользкую ситуацию», уже чисто психологически не способен из нее выйти. И во-вторых, как следствие, ситуация требует не остановиться (вжать педаль тормоза в пол), а как раз — наоборот.
Инструкторы школ контраварийной езды не единожды с этим сталкиваются и рассказывают, как иногда бывает трудно заставить курсанта в критический момент даже хотя бы коснуться педали газа — все «топчут тормоз». При этом ведь ещё и обороты ДВС следует поднять «всего лишь на проценты», то есть педали газа нужно «коснуться нежно», а не резко, чтобы не сорвать колеса в «визжащий букс» и тем самым окончательно потерять контроль над автомобилем.
Полный привод
По «рангу безопасности» он должен вообще-то стоять во главе списка, но его коварство ещё «более коварное»! Полноприводный автомобиль дает водителю абсолютную и непоколебимую уверенность в своей безопасности. Как раз это и расслабляет. Все «специалисты по ДТП» (полицейские, страховщики, адвокаты и проч) сходятся в этом и могут рассказать немало случаев вот о чем — о летней всесезонной и порой даже зимней, но лысой, резине своих «подопечных».
Полный привод действительно везёт, будто по рельсам, и как раз туда, «куда ты смотришь», но если вдруг приходится «тормознуть» перед неожиданно возникшим препятствием, то любой, даже самый что ни на есть, полноприводный автомобиль, тут же превращается в неуправляемый кирпич.
Вторая скрытая угроза кроется в той же «очевидной» безопасности и безнаказанности при проезде глубокого снега или жидкого болота. Ситуация — когда, «чем глубже в лес, тем дальше идти за трактором», но это уже совсем другая тема.
Из личного опыта
Потеря контроля ВСЕГДА неожиданна, и если твой автомобиль потерял управление, то постарайся, как говорят политики и бизнесмены в таких случаях, хотя бы «максимально минимизировать ущерб».
Для начала желательно попытаться «поймать» машину теми самыми плавными движениями рулевого колеса, а если не получается, то направить ее в бампер или борт «не самого дорогого» автомобиля на дороге. Причем выбирать желательно попутные (а не встречные) препятствия, если судьба такой выбор тебе предоставляет.
На тех же курсах профессионального водительского мастерства даже учат останавливать автомобиль совсем БЕЗ педали тормоза — вначале бросками передачи вниз и, наконец, «опираясь» о бруствер или бордюр.
Но в любом случае, если вас понесло, смотрите (именно направляйте свой взгляд — это важно) в сторону того же бордюра или обочины, но однозначно не в сторону «живых» препятствий — людей. Покореженное железо и разбитые стекла — это сегодня проблемы страховщиков, а вот погибший или покалеченный пеший участник дорожного движения — это всегда горе!
Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист, специально для сервиса autockidka.ru
Если вам нужна партия автомобилей с НДС, автомобили в лизинг или же автомобиль по самой выгодной цене звоните нам по телефону: +7 (499) 877 49 08, ежедневно с 8:00 до 19:00 (мск), скажите что вы нашли нас в Дзен и получите персональную скидку нашего подписчика!
Подробнее с нашими ценами и автомобилями можно познакомиться на сайте АвтоСкидка.
Также к вашим услугам — парк эвакуаторов. Мы возим автомобили по всей стране на эвакуаторах и автовозах. Каждый эвакуатор перевозит четыре автомобиля!