Найти тему

НЕПРЕВЗОЙДЁННЫЕ МАСТЕРА МЕЧА ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО: ВИЗИТ ДОДЗЁ ЮСИНКАН ШКОЛЫ СИНТО МУНЭН-РЮ

Путь к Накаяма Хакудо

Всё начинается с середины периода Эдо, а именно с Фукуи Хёэмона Ёсихиры (1700-1782) из провинции Симоцукэ (современная префектура Тотиги), его изучения и освоения Син-Синкагэ Итиэн-рю, аскетической практики муся-сюгё по всей Японии, и его просветления в святилище Иидзуна Дзиндзя в Нагано, посвященному божеству тэнгу Иидзуна Гонгэн, которое привело к созданию Синто Мунэн-рю и его додзё в Эдо, которое четыре поколения спустя и при Сайто Якуро (1798-1871) стало называться Рэнпэйкан, став одним из трёх величайших додзё Эдо. Школа вступила в современный период с наследием, которому позавидовало бы большинство школ. Но то, что последует за этим, сделает это наследие ещё более значительным, поскольку в нём будут участвовать один из самых влиятельных фехтовальщиков эпохи Мэйдзи, Нэгиси Сингоро (1844-1913), и кэнсэй (святой меча») XX века, Накаяма Хакудо (1872-1958).

Нэгиси Сингоро
Нэгиси Сингоро

Именно Нэгиси, 6-й глава Синто Мунэн-рю, преобразовал Рэнпэйкан в Юсинкан в 1885 году и внёс значительный вклад в укрепление отношений между полицией и искусством фехтования (в качестве преподавателя гэкикэн и иай для их сотрудников) и в создание современного кэндо в рамках комитета Дай Ниппон Бутокукай, который разработал Дай Ниппон Тэйкоку кэндо ката, предшественника современного Ниппон кэндо ката, и он тот, кто принёс Синто Мунэн-рю в 20 век. Но именно его ученику, Накаяме Хакудо, 7-му главе школы, основателю Мусо Синдэн-рю, первому обладателю трёх титулов ханси (кэндо, иайдо и дзёдо) в Бутокукай, наследнику Юсинкан и, примерно, учителю двух третей лучших кэндока Бутокукай, удалось сохранить школу, пережить трудности довоенного, Второй мировой и послевоенного периодов и передать это в руки своего сына, Накаямы Дзэндо (1900-1981), одного из немногих людей, унаследовавших боевые знания Хакудо во всей их полноте. Тот самый Накаяма Дзэндо, который в 1969 году попросил Огаву Такэси посвятить свою жизнь этому наследию.

Накаяма Хокудо
Накаяма Хокудо

Синдо Мунэн-рю появилась в поле моего зрения с тех пор, как я впервые прочитал историю Накаямы Хакудо, более 30 лет назад. Я «зацепился» за неё, когда увидел демонстрацию Огавы сэнсэя и членов Юсинкан. Благодаря хорошему балансу между кэндзюцу и иай, а также тому, что раздел кэндзюцу лишён причудливых движений и выполняется на реальных дистанциях с намерением и энергией, у меня почти нет сомнений в том, что Синто Мунэн-рю в том виде, в котором она исполняется сегодня и отфильтрованная некоторыми из лучших фехтовальщиков Японии за последние 150 лет, все из которых также практиковали гэкикэн и/или кэндо, очень близка к школе, которая считалась одной из лучших в Эдо. Это школа, которую я определенно должен был увидеть вблизи!

Огава Такэси сихан
Огава Такэси сихан

Сначала о главном

Как обычно в статьях о своём опыте, я попросил Огаву сэнсэя показать мне кумитати Синто Мунэн-рю и первые иай ката и таким образом, я мог бы получить представление о том, с чем приходится сталкиваться новичкам в школе. Но перед ката идёт субури, то есть одиночная практика, поэтому мы начали с двух, которые являются частью разминки Юсинкан. Сэнсэй сказал, что это можно рассматривать как вариации хая-субури кэндо, где практикующий непрерывно наносит удары мэн, быстро шагая (по сути, прыгая) вперёд и назад, но в Синто Мунэн-рю мишенями в первом упражнении являются до (корпус) и котэ (предплечье), а во втором - нодо (горло) и котэ. Во втором упражнении атака нодо выполняется ударом одной рукой (кататэ-цуки), очень похожим на атаку цуки в кэндо.

Первое субури
Первое субури
Второе субури
Второе субури

После нескольких повторений мы перешли к Иппонмэ из набора Сёдэн Кумитати. Здесь противники начинают с положения тюдан (среднее), затем переходят в гэдан (нижнее положение) и приближаются друг к другу, пока не достигнут иссоку-итто-но ма, то есть, когда кончики их мечей соприкасаются. Сидати отступает назад и принимает дзёдан (верхнее положение), а утидати выходит вперёд, угрожая выставленному левому запястью сидати. Оттуда сидати, используя весь свой вес, опускает меч на утидати (это называется «ути-отоси»), поднимает правую ногу и, сделав шаг вперёд, наносит удар в открытое суйгэцу (солнечное сплетение) утидати. Эти два движения выполняются в быстрой последовательности, по сути, в одном ритме, при этом сидати не даёт утидати ни времени, ни пространства отреагировать. После того, как утидати побеждён, оба противника широким вращательным движением переносят свои мечи вокруг левого плеча в тюдан и расходятся.

Иппонмэ из Сёдэн кумитати
Иппонмэ из Сёдэн кумитати

Как и хитоцу-гати из Оно-ха Итто-рю, первой ката, которую изучает ученик и которая является вместилищем главного принципа школы - кириотоси, Сёдэн Иппонмэ в Синто Мунэн-рю обманчиво проста. Сложнее всего, конечно, уловить момент между ути-отоси и цуки (укол), завершающим противостояние, но на самом деле сам ути-отоси был довольно сложным. Чтобы он сработало так, как того требуется в Синто Мунэн-рю, нужно повернуть клинок влево, чтобы нанести удар по клинку противника синоги (ребро жёсткости) своего клинка, но при ударе нужно также скользнуть клинком к его цуба (гарда) и, самое главное, довести удар до конца и побороть инстинкт остановиться после столкновения двух мечей. И всё это, поднимая правую ногу и переходя к финальному цуки.

Ути-отоси Суйхэй-цуки
Ути-отоси Суйхэй-цуки

И второе

Одна из вещей, которую я всегда находил интригующей в Синто Мунэн-рю, — это частота появления в её учебной программе блока левой рукой по минэ (спинка) меча. Это довольно распространено в школах, производных от Синкагэ-рю, но я считаю, что в этой рю это более заметно. Обосновывая это как способ проникнуть в жизненно важное пространство противника и, следовательно, избежать его зоны поражения, согласно старой пословице «под мечом - ад, но подойди на шаг ближе - и это рай», Огава сэнсэй был достаточно любезен и показал мне Нихонмэ, вторую ката Сёдэн кумитати, когда практикующие Синто Мунэн-рю знакомятся с этим блоком.

Нихонмэ из Сёдэн кумитати
Нихонмэ из Сёдэн кумитати

Здесь сидати начинает из хассо (меч с боку от головы), а утидати – из тюдан. Они приближаются друг к другу и на расстоянии удара сидати наносит удар левой рукой, на что утидати отвечает блоком в сторону, похожим на укэнагаси, и тут же контратакует ударом сёмэн. Здесь сидати подносит левую руку к верхней трети клинка и упирает основание большого пальца в минэ, ладонь обращена к нему, и поднимает обе руки так, чтобы блокировать сёмэн утидати до того, как он достигнет его головы. Утидати быстро продолжает атаку ударом справа, который сидати блокирует тем же способом, отступая назад и отводя руки в сторону, при этом кисти остаются в том же положении на клинке. Затем сидати делает шаг вперёд, отводит меч утидати в сторону и назад, толкая синоги своего меча, и так как при этом тело утидати оказывается в открытом положении, сидати переводит свой меч в горизонтальное положение и наносит удар в правый бок утидати. Затем они разрывают дистанцию, переводят мечи в тюдан тем же движением через плечо, что и в иппонмэ, и расходятся.

Обращение с мечом таким образом было, пожалуй, самой сложной частью этого первого знакомства с Синто Мунэн-рю. Ни в одной из школ, где я занимаюсь, нет подобной техники, так что для меня это была неисследованная территория и, хотя я могу блокировать нагинату или бо, пытаться делать это гораздо более коротким оружием, особенно таким, с которым за десятилетия практики укоренилась идея, что с ним нужно обращаться обеими руками держа за цука (рукоять), оказалось чрезвычайно сложно. Только после более чем часового повторения практики с господином Сайто, одним из членов Юсинкан, который помогал нам с этой статьей, мне удалось сделать это полуприемлемым способом, и комментарий Огавы сэнсэя о том, что это позволяет войти в личное пространство противника и, следовательно, дает стратегическое преимущество, действительно имеет смысл.

Возвращаемся к первому - но уже соло

Я попросил Огаву сэнсэя ознакомить меня с другой частью учебной программы Синто Мунэн-рю, то есть с иай, и он любезно оказал мне услугу, показав разминочное упражнение под названием Нуки-осамэ кихон и Иппонмэ, первая ката из учебной программы Синто Мунэн-рю по иай (тати иай сёдэн). Несмотря на то, что Синто Мунэн-рю известна своими иай ката из положения стоя, Нуки-осамэ кихон выполняется из сэйдза, и для тех, кто знаком с 12 ката иайдо Всеяпонской федерации кэндо (Сэйтэй иайдо или Дзэнкэнрэн иайдо), это похоже на два повторения первой ката, Иппонмэ маэ, но без движения вперёд: начиная с сэйдза, вы проводите рубящий удар мечом горизонтально, одновременно делая шаг вперёд правой ногой, затем меняете ноги и рубите вертикально, выполняете ёко тибури (стряхивание крови движением меча вбок) и ното (возвращение меча в ножны), вернитесь в сэйдза, а затем повторите то же самое ещё раз, но на этот раз делайте горизонтальный удар на левой ноге и вертикальный на правой. Конечно, эту последовательность можно повторять столько раз, сколько вы захотите, поскольку это хороший способ для практикующего ознакомиться с основами техники. Выхватывание меча, атака и вкладывание в ножны, не беспокоясь о лишних движениях.

Тати Иай Сёдэн
Тати Иай Сёдэн

По-настоящему интересной частью было, конечно, сама ката: из сидзэнтай (естественной стойки) вы начинаете двигаться вперёд и одновременно обнажаете меч, а на втором шаге наносите удар горизонтально на уровне груди, делаете шаг назад и наносите удар вертикально, затем один шаг вперёд и снова наносите удар вертикально, и сразу же примите стойку касуми-но камаэ, в которой меч держат параллельно земле лезвием вверх, а обе руки вытянуты над головой, а корпус повернут влево. Отсюда, сделав ещё один шаг вперёд, корпус поворачивается вправо, а руки описывают полный круг и делают восходящий рубящий удар (кириагэ), который заканчивается положением меча по диагонали, остриём вверх. На этом действие заканчивается и начинается последовательность тибури и ното, которые в Синто Мунэн-рю являются одними из самых своеобразных, которые вы можете наблюдать в мире корю: меч удерживается почти вертикально к земле (якобы для того, чтобы капала кровь), затем опускается на левое плечо, затем кладётся на левое плечо, хват правой руки меняется на обратный и меч тянется вниз, так что его минэ скользит по плечу, а левая рука подводит сая (ножны) к его кончику. Когда это происходит, меч вставляется в сая, при этом рука всегда находится в положении обратного хвата.

Тати Иай Сёдэн
Тати Иай Сёдэн

За эти годы я получил несколько впечатлений от иай, часть из которых я получил, практикуя Дзэнкэнрэн иайдо и немного Мусо Дзикидэн Эйсин-рю в Греции и за рубежом, а часть, пробуя различные школы, в основном, но не исключительно, для этих статей здесь, в «Hiden». Я ни в коем случае не считаю себя экспертом, особенно в наши дни, когда моя практика иайдо носит эпизодический характер и предназначена только для субури, в отличие от вышеупомянутого нуки-осамэ кихон Синто Мунэн-рю, но поскольку едва ли проходит день без того, чтобы не провести хотя бы пару часов с мечом я могу сказать, что иай Синто Мунэн-рю ощущался более спонтанно, чем многие вещи, которые я делал в прошлом. Движения размашистые, но естественные, и легко заметить, как с годами они дают практикующему уровень владения мечом, который дополнит и усилит его кэндзюцу. Разве кто-то ожидал чего-то меньшего от школы, которую когда-то возглавлял человек, создавший один из самых популярных стилей из иай, будучи одним из лучших кэндока страны?

Тати Иай Сёдэн
Тати Иай Сёдэн

Пища для размышления

Время, которые мы провели с Огава сэнсэем и его учениками, Накадзима-сан, Сиросаки-сан, Сайто-сан и Такада-сан, пролетело очень быстро – слишком быстро для школы с учебной программой из 90 ката кэндзюцу и 79 ката иай. Тем не менее, и в качестве бонуса, помимо ката, которые показали мне, Огава-сэнсэй был достаточно любезен, чтобы также продемонстрировать Гока Гогё, набор из пяти ката, который считается основой для некоторых высших учений школы. Используя пять космологических элементов (небо, земля, человек, инь и ян) и соотнося их с пятью конфуцианскими добродетелями - доброжелательностью, справедливостью, вежливостью, мудростью и искренностью, а также пятью основными позициями кэндзюцу (дзёдан, гэдан, тюдан, ин и ё)., эти ката не являются сценариями, в которых утидати выполняет какую-либо атаку, а сидати отвечает и выигрывает, их цель поставить практикующего (который к этому моменту изучил большую часть учебной программы) в ситуацию, когда его больше не волнует победа или поражение, и реакция на действия противника происходит естественно и свободно. О важности этого набора техник для Синто Мунэн-рю говорит то, что ими школа открывает свои демонстрации, в исполнении самого Огавы сэнсэя вместе с одним из его самых старших учеников.

Нихонмэ из Дзёдэн Кумитати
Нихонмэ из Дзёдэн Кумитати

Было несколько вещей, сказанных Огавой-сэнсэем во время нашего визита, которые запомнились мне. Одной из них, безусловно, является его акцент на канкю, чередовании быстрого и медленного, которое делает ката более живыми. Или его настойчивость в синкэн сёбу, то есть «схватке по-настоящему», даже когда мы говорили о современном синай кэндо. Или фраза из лицензии дзюн мэнкё Синто Мунэн-рю, которая гласит: «Наша школа стремится к переменам, и наша цель - учиться у различных школ, извлекать из них лучшее и добиваться большого успеха». Это наставление о том, что техники и уроки, преподаваемые учителем, должны совершенствоваться за счёт собственной ответственности и практики ученика, и что «мастерство зависит от человека, а не от школы», и это перекликается с известной историей о том, что, поскольку Накаяма Хакудо приходилось оценивать практикующих из различных школ, он изучил 50 школ после того, как он стал тем самым Накаяма Хакудо.

Однако, скорее всего, больше всего запомнилась история, демонстрирующая достоинство и характер двух других кэнсэй 20-го века, Найто Такахару из Хокусин Итто-рю (1862-1929) и Такано Сасабуро из Оно-ха Итто-рю (1862-1950). На соревнованиях по кэндо в Бутокудэн (Киото), когда случались айути (одновременный удар), Сасабуро наносил удары мэн, а Найто наносил удары до, они оба кричали: «Я проиграл!». По мнению Огавы сэнсэя такой уровень честности и уверенности приходит только после долгой практики, когда каждая стратегия и каждая техника рассматриваются на несколько ходов вперёд и всегда с такой интенсивностью, что приходится бороться за свою жизнь, а не просто за победу. Именно такого рода непрерывная практика заставляет практикующего думать до последнего момента своего существования «мада тарину» (ещё недостаточно).

Гока Гокё
Гока Гокё
Эта история была бы невозможна без сотрудничества и терпения учеников Огавы сэнсэя, господ Накадзимы, Сиросаки, Сайто и Такада. Большое вам всем спасибо за этот незабываемый опыт.
Эта история была бы невозможна без сотрудничества и терпения учеников Огавы сэнсэя, господ Накадзимы, Сиросаки, Сайто и Такада. Большое вам всем спасибо за этот незабываемый опыт.

Источник: Grigoris Miliaresis by Sword saints past and present: a visit to Shinto Munen-ryu’s Yushinkan

-16

ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПОЕДИНКИ: ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА (3 СЕЗОН). ЭПИЗОД 3: МЕЧ СЫНОВНЕГО ДОЛГА (ОЗВУЧКА)