Найти тему

На холодных ветрах Присаянья...

Еще раз вспомним о давно ушедших от нас людях,
но оставшихся навсегда в нашей памяти

Геннадий Лакиенко

Часто вспоминаю Дмитрия Ивановича Сосновского, когда, блуждая по лабиринтам своей памяти, пытаюсь отыскать хоть малую частичку о его жизни, вспомнить какой-нибудь случай, происшествие, разговор с ним. Пытаюсь получить от своих извилин любую информацию об этом человеке и наших встречах. Это повод ещё раз вспомнить о давно ушедших от нас в мир иной людях, но остающихся навсегда в нашей памяти. А память человека – это его жизнь.

Дмитрий Иванович Сосновский в моей памяти занимает особое место, как один из любимых учителей, сосед по месту жительства и товарищ по совместным выездам на реку. Дмитрий Иванович, уже будучи тяжело больным, иногда заходил ко мне, чтобы поделиться своими переживаниями, размышлениями. Будучи уже пенсионером, он сильно тяготился одиночеством. А когда жена по хозяйственным делам отлучалась из дома, он выходил на прогулку. Дмитрий Иванович иногда заходил ко мне. И эти час или полтора мы проводили вместе в беседах. Но он не хотел выглядеть навязчивым и заходил редко, но уходил от меня, немного успокоившись. С годами болезнь прогрессировала, и наши встречи прекратились. А мне самому прийти к уважаемому мной человеку не хватало смелости, либо боязнь оказаться «не вовремя».

Я прошу прощения у моих читателей за то, что своего героя нарёк другим именем, тогда как прототипом Соснина, несомненно, является безвременно ушедший от нас в мир иной Сосновский Дмитрий Иванович, который, несомненно, оставил свой след на земле саянской в своих делах, детях и в нашей с вами памяти.

-2

Река — это природный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу. Река, зародившись в горах маленьким горным ручейком, с абсолютно чистой водой с весёлым, говорливым журчанием, стекает по небольшой разложине вниз, навстречу с другими, такими же многочисленными светлыми ключами. Все они спешат быстрее покинуть горные склоны и уже внизу, слившись в единый водный поток, продолжать свой путь. Путь зарождавшейся реки. И этот говорливый, серебром отливающийся на солнце ключ продолжает свой бег по скалистым отрогом гор вниз. Вот большая туча закрыла почти полнеба, и даже солнце поспешило спрятаться за тёмными, косматыми, тяжёлыми, водянистыми тучами. А затем из этих туч обрушился на горы настоящий водопад, а наш ключик почти мгновенно преобразовался. Он как бы даже закипел от падающего в него потока воды, изменил вид и с большой скоростью поспешил вниз. Он своим поведением напоминает спешащего и опаздывающего на отходящий поезд человека, который, не отвлекаясь на окружение, устремляется к отходящему составу. Всё окружающее его для него не имеет значения.

И вот небольшой ключ, уже не шутя, может доставить путешественнику неприятности. Промочить его обувь, поставить спешащему подножку и даже промочить всего его, упавшего в воду. А другие ключи и родники продолжают пополнять эту реку, а та уже уверенно продолжает свой путь, и горе тому, кто попытается встать на её пути. Дмитрий Соснин сидел на берегу красавицы Маны, сибирской реки Саян.

Он наблюдал за плывущими по воде листьями. Основная их часть плыла по течению реки, а часть, попав в водоворот, продолжала кружиться в воде. Их не прибивало к берегу и не давало течению увлечь их и унести вниз.

Дмитрий представил в плывущих в водовороте листочков берёзы состояние его семьи, которая вынуждена искать себе местожительство и работу и не быть уверенными в завтрашнем дне. Живём, как плывем по течению. Куда вынесет.

Но начнём по порядку.

Заканчивалось тридцатое десятилетие XX века. Тяжёлые времена переживала наша страна. Коллективизация сельского хозяйства была задумана Сталиным как крайняя мера, с помощью которой можно решить подавляющее большинство проблем, которые на тот момент стали очевидны для руководства страны.

Одна из причин – низкие урожаи в аграрном секторе. Для ликвидации этой ситуации надо было ликвидировать кулачество. Именно поэтому была массово продолжена политика раскулачивания. А вождь Иосиф Виссарионович Сталин открыто заявил о том, что в стране должно быть ликвидировано кулачество как класс. Это было заявлено вождём государства в 1929 году.

Именно в этот год и родился наш герой Дима Соснин. Он родился в Читинской области, в Северо-Забайкальском районе. Эта область наряду с другими подлежала коллективизации до весны 1932 года. Местные власти на местах самостоятельно стали принимать меры для того, чтобы решить поставленные перед ними задачи. Государство сказало «надо» и закрыло глаза на то, как это «надо» реализовывалось… А это повлекло за собой так называемое «раскулачивание». Именно поэтому раскулачивание свелось к тому, что часто «кулаками» назывались те крестьяне, которые были неугодны людям с оружием. Именно так и происходила коллективизация и раскулачивание. Активистов советского движения наделили оружием, и те с энтузиазмом несли знамя советской власти. Нередко под знаменем этой власти, и прикрываясь коллективизацией, они просто сводили личные счёты. Для этого был даже придуман термин «подкулачные». И к этой категории относились даже бедные крестьяне, которые ничего не имели.

Семья Сосниных так и не поняла, почему их подвергли выселению и почему их нажитое имущество, а также деревянный дом и постройки были у них изъяты. А ведь эта семья в своём хозяйстве не использовала труд нанятых работников. Работали родители, дети и даже старики, чтобы прожить. И было всего у них в хозяйстве две лошади и три головы крупнорогатого скота. И пришлось семье Сосниных, как подкулачникам, перебираться на новое место жительства в Красноярский край. А жить и работать им предстоит в Манском районе края. Поехали из Сибири в Сибирь. Что этой семье пришлось пережить в эти очень тяжёлые годы? Годы холода, голода и почти рабского труда. Тогда в стране от голода 1932 и 1933 года умерло до пяти миллионов человек. А чувство незаслуженного преследования и наказания оставалось в душе каждого на всю жизнь. И жить им предстояло в деревне Большой Унгут, которая расположилась на берегу реки красавицы Маны.

Шли годы, и эта любовь только крепла. Берега реки поросли разнообразным лесом и травами. Удивляла и прозрачность воды, которая в зависимости от погодных условий постоянно меняла свой цвет. В пасмурную погоду, при отсутствии солнца воды реки темнеют, наливаются свинцовой тяжестью. Исчезает просматриваемость дна, появляется ощущение загадочности речных глубин. С появлением на небосклоне солнца воды реки заиграют совершенно другими красками. Перекаты реки заблестели серебром своих потоков, хорошо просматривается дно, сплошь усыпанное галечником различных цветов и оттенков. Река просто завораживает обращённые на неё взгляды не только человека, но всего живого.

Все стремятся побывать на берегах этой чудной реки. В мае и июне месяце водный поток реки существенно увеличивается. И всё население, проживающее по берегам, знает, что это в горах начинает таять снег. В это же время заготовленный выше по течению лес рабочие начинают сталкивать в реку. И тогда мимо деревни по реке плывут брёвна. Мальчишки использовали это обстоятельство в своих целях. Они уходили подальше по берегу, вверх по течению. А там ловили несколько проплывающих мимо них брёвен и из них сооружали плот, связав их между собой гибкими ветками лозы. А затем, забравшись на этот плот, гордо плыли по реке до своей деревни. Ребята представляли себя героями произведений Марка Твена. И хотя река Мана, это не Миссисипи, но это не мешало мальчишкам в их богатых фантазиях гордо плыть по реке.

И вот однажды три подростка, один из которых был и Дима Соснин, как обычно решили сплавиться на плоту, таком самодельном плавательном средстве. То обстоятельство, что уровень воды в реке был очень высоким, не остановило любителей экстремального плавания. А по реке в этот период плывёт много бревен, так как проходит молевой сплав леса.

Как обычно они поймали четыре бревна, связали их между собой гибкими ветками и верёвкой, обрывок которой Гоша, один из храброй троицы, взял с собой. Плот из сосновых брёвен получился прекрасный. Было тепло, после длительных дождей выглянуло яркое солнце и сейчас одаривало своим теплом всё и всех. Но прошедшие дожди прибавили уровень воды в своенравной реке. Плот плохо слушался кормчих. Но ребята знали, что мимо деревни своей они не проплывут. Если не удастся пристать к берегу у деревни, им ничего не стоит спрыгнуть с плота в воду и самим добраться до берега, представив брошенному плоту плыть дальше.

Вот только жаль будет бросать обрывок верёвки на плоту, она бы им пригодилась ещё.

Мальчишки дружно спели песню про храбрых красных бойцов и внезапно увидели впереди, что реку ниже по течению перегородил затор. Это сооружение из таких же плывущих брёвен часто начинается с косы, на которую начинают наплывать бревна, и возникает затор. Все бревна, наплывающие на этот затор, либо уходят под него или их выталкивает течением на это препятствие, тем самым увеличивая массу этого затора.

В данном случае оставался примерно десятиметровый свободный проход для воды. Но этот проход был у противоположного берега, и доплыть до него было мальчишкам не под силу, да и физически это сделать невозможно. И перед «красными бойцами», ещё пять минут назад горланящими песню, оставалось одно, броситься немедля в воду и плыть к своему берегу. Благо, и их деревня ниже по течению реки находилась на этой же стороне реки. А плот несло быстрое течение прямо в центр затора. Прыгнув в воду, и усиленно работая и руками, и ногами, проплыли в обжигающе холодной воде первые метров десять или пятнадцать, а затем, почувствовав под ногами дно, добрели до нужного берега. А плот, оставленный «бойцами», с громким треском ударился в нагромождённые брёвна, а затем, став сначала почти вертикально, ушёл под этот завал. Река не журчала, а просто ревела, массой воды ударяясь в эту западню. В этот раз им повезло, все ребята спаслись. А три «бойца» отжав воду из мокрой одежды, понуро брели по берегу.

Каждый из них в течение нескольких минут осознал, какая тонкая черта отделяла их от гибели.

А рыбалка, какой мальчишка не мечтал выловить, возможно, самую большую рыбу – тайменя. Река становилась любимым местом, где проводила всё свободное время молодёжь. Здесь же Дима Соснин осваивал азы рыбалки и увлёкся ею. И эта любовь осталась с ним на всю жизнь. Менялись рыболовные снасти, на смену простого черёмухового удилища пришёл бамбук, а затем пластик. Но это не изменило желание Димы, если позволяет время, походить с удочкой по берегу реки, на всю его жизнь. А как пела его душа, когда он приносил домой нанизанных на тальниковый прут более десятка увесистых хариусов. Он знал все места на реке, где можно поймать эту рыбу.

Моторов на лодках ещё не было, они передвигались по воде только с помощью физической силы, отталкиваясь шестами или используя течение реки.

Разве забудешь долгие зимние дни и вечера. Эти морозы с пронизывающим всё тело ветром. А из одежонки на теле подростка – ветхая фуфайка. Кажется, нет на земле больше тёплых мест. Весь мир превратился в холодный замороженный край. И всё спасение, сидеть зимой у дверцы печи и смотреть, как ярко и жарко горят в печи дрова. И все раздумья были только о том, чтобы закончилась эта страшная зима с её морозами и ветром.

А учёба в школе Диме Сос-нину давалась легко, особенно физика и математика. Часто учителя просили Диму оказать посильную помощь в усвоении материала очередному отстающему ученику. Дима не возражал и с охотой занимался с ними. Как говорили, подтянул очередного отстающего до необходимого уровня. Учителя считали, что из Димы может получиться хороший преподаватель. Возможно, эти похвальные отзывы и предопределили решение Дмитрия, что по окончанию школы он обязательно будет поступать в педагогический институт. Но это впереди, а пока учёба в школе и оказание помощи родителям в ведении домашнего хозяйства.

Наконец-то закончилась эта долгая, тяжёлая Великая Отечественная война. Диме уже 17 лет, за плечами десятилетка. А впереди учёба в педагогическом институте. Годы студенчества, всё время и силы отданы на получение образования. Вот и это позади. Получает назначение в Саянский район, Красноярского края. С сентября 1951 года в Агинс-кой средней школе учителем алгебры начал он свою педагогическую деятельность.

Рядом с райцентром протекает река с немного странным названием Анжа. Она меньше, чем Мана, но и в этой речке водилась разнообразная рыба. До начала учебного года Дима много времени проводил на берегу реки. С рекой делился своими сомнениями, мечтами и планами, река в свою очередь – своим спокойствием, прохладной вкусной водой…

В эти же годы в далёкой от Сибири Курской области в семье председателя сельского совета села Успено-Раёвка Кирилловых Дмитрия и Марии родилась дочь Зоя. Через три года семья пополнилась сыном Анатолием, и ещё через пять лет родился сынок Женя. А это был уже 1937 год. Так и жили супруги, воспитывая малолетних детей. Да и сменили место жительства, перебрались в районный центр село Касторное.

Прошли годы, и мир снова заговорил о предстоящей войне с немцами. Это вызывало тревожное чувство, но всё же люди надеялись, что эта беда их минует. Не миновала, не обошлось. В 1941 году началась война, немцы напали на нашу Родину. В первые же дни войны Кириллова Дмитрия призвали на службу в Красную Армию, а так как немецкие войска очень быстро продвигались по территории западных областей Советского Союза, то и в бой он вступил почти сразу.

Его жена с тремя малолетними детьми перед самым приходом немцев решила уехать на восток страны. Схватив в доме кое-какие вещи для детей, Мария с малолетними детьми села в поезд, который следовал в центральную часть страны.

Вагоны были все переполнены спасающимися от войны женщинами, детьми, которые спешили быстрее покинуть прифронтовую зону. А над головами часто пролетали самолёты с чёрными крестами на крыльях. Иногда были слышны далёкие звуки разрывов бомб и снарядов. Семье удалось протиснуться в вагон. В купе Мария держала на своих руках четырёхлетнего Женю, а старшенькая дочь Зоя, сидя рядом с матерью, держала на своих коленях Толю. Всем хотелось, чтобы поезд ехал быстрее. Быстрее от приближающегося к ним ада, в виде разрывов бомб, фашистских самолётов, а возможно и смерти.

Паровоз тащил за собой десять вагонов, заполненных до отказа спасающимися людьми. Но как не поторапливали люди паровоз, он, казалось, никуда не спешил, равномерно постукивая на стыках колёсами. Народ сидел на полках в купе, на полу в проходах. Всё свободное пространство было заставлено всевозможными чемоданами, узлами с различным скарбом. Раздавался детский плач. Кто-то из женщин звал потерявшегося в создавшейся сутолоке сынишку, а кто-то, забившись в угол, тихонько плакал. Но все в одном были едины, быстрее покинуть опасную зону, мысленно поторапливая неспешно движущийся состав…

Внезапно рядом с вагоном взорвалась бомба, ещё одна, ещё… Поезд резко затормозил и остановился. Над головами выбегающих из вагонов людей пролетали немецкие самолёты и сбрасывали на остановившийся состав бомбы. Что-то в вагонах уже горело, несколько вагонов были сброшены с насыпи и лежали на боку. А вокруг люди, крики и плач. Пассажиры разбегались в обе стороны от горящих вагонов. А самолёты продолжали кружить над людьми, над уже никуда не спешащим разбитым и горящим составом. Марии с плачущими детьми удалось выскочить из вагона, но затем её чем-то сильно ударило по телу, и она упала, выпустив из рук младшенького сынишку. Кто-то упал на неё, она с трудом выбралась, но детей рядом не было. Догорали вагоны, а вокруг лежали погибшие и раненые. Огонь и кровь были повсюду. Продолжали кричать люди, кто-то от боли или страха, но слышно было, что люди ищут своих потерявшихся близких.

Самолёты улетели. Мария плача и окликая по имени свою старшую дочь, ходила между людей, наклоняясь над телами погибших. Но не могла среди оставшихся в живых людей и лежащих тел найти своих детей. А только плач, крики и кровь. Она искала по обе стороны от железной дороги. Хотя они, то есть дети и она, убегали в одну сторону. Но дети маленькие и могут изменить путь своего движения. Сколько она не ходила, плача и крича, найти детей не могла. Через несколько часов увидела, что у разбитого состава появились рабочие, которые в спешном порядке с использованием маленького трактора растаскивают разбитые вагоны в сторону и освобождают от них рельсы.

Она ходила у разбитого состава и уже не кричала и не звала детей. Мария уже сорвала свой голос и могла лишь хрипеть. Ещё долго здесь раздавался плач, крики детей и взрослых. Это был самый страшный день в её жизни. Женщина мгновенно лишилась своих маленьких детей. Так прошли день и ночь, а рано утром с западной стороны у разбитых вагонов остановился пассажирский состав, который также перевозил беженцев. В составе вагонов было три пустых. Это для тех, кто остался живым после фашистского налёта и желает уехать. Среди таких пассажиров была и Мария Захаровна. Поезд поспешил дальше на восток, немцы были уже очень близко...

А в это время в противоположную сторону на запад вдоль железнодорожного полотна уходили трое малолетних детей. Зоя, старшая из детей, решила вернуться в село Касторное, откуда они выезжали в этот рейс, где они и жили до отъезда. Поиски мамы не увенчались успехом. В поезде они проехали сорок или пятьдесят километров. Сейчас им предстояло пройти это расс-тояние пешком. И это надо сделать малышам в четыре года и в семь лет. Зоя была немного старше. Ей предстояло 50 километров пронести на себе младшенького. Так что, сколько дней они преодолевали этот путь, никто и не помнит. Но прошли!

А в Касторном уже хозяйничали немцы. Зоя отыскала дом, в котором они жили, и встретилась с соседкой тётей Полей. Последняя, выслушав Зою, решила оставить их у себя.

Можно только представить, каким мужеством обладала эта женщина. В это тяжелое время принять в свою семью ещё троих детей. А ведь у неё с мужем было двое своих ребятишек.

Находясь на оккупированной территории, Зоя не могла посещать школу. Да и школа не работала. Немецких оккупантов этот вопрос даже и не интересовал.

Зоя заботилась о младших, как мама. Но каждый день все трое вспоминали свою. Сколько детских слёз было пролито днями и ночами по их потерявшейся маме. Зоя же помогала, по мере своих сил тёте Поле в ведении домашнего хозяйства. Все дети держались вместе, разница виделась между детьми только тогда, когда надо было принести в дом воды из колодца. Это хождение с ведёрками к колодцу. Ведь, чтобы дойти до колодца, надо было пройти по улице довольно большое расстояние. Именно на улице часто можно было встретить немецких солдат. А развлечением для них было пугать детей, стреляя из автоматов или винтовок вверх, над головами испуганных детей. Как они смеялись, когда видели, как после их выстрелов дети убегают, бросив вёдра с водой. Такие случаи были довольно частыми. И всегда по воду ходила только Зоя, такого же возраста своего сына для выполнения этого не посылали. Зоя на всю жизнь запомнила свои походы по воду. А звуки выстрелов всегда отзывались в её душе страхом и болью.

Осенью дети узнали, что их отец Кириллов Дмитрий Иванович, который служил в Красной Армии, попав в окружение, организовал вооруженную группу и воевал с фашистами уже в тылу у немцев. Однако в сентябре сорок первого года был захвачен фашистами и 19 октября этого же года был повешен как офицер Красной Армии и в назидание другим, кто защищает свою Родину и борется с фашистами. Это известие с болью было воспринято детьми. Они лишились и своего отца.

Около трех лет дети жили в семье тёти Поли. Поражаешься её доброму материнскому сердцу. Она совершила гражданский подвиг.

Марию, после того как немцы разбомбили пассажирский поезд с беженцами, вывезли вместе с другими выжившими пассажирами в центральную часть страны.

Затем после некоторых формальностей направили на жительство в Киргизию.

Её определили на работу в один из госпиталей, где проходили лечение бойцы Красной Армии. Мария выполняла различные хозяйственные работы. Молодая женщина очень переживала потерю своих детей, думая о них постоянно. Телефонной связи между западной частью страны и остальной не было. А почти вся западная часть была захвачена фашистской Германией. Большая часть территории Курской области была освобождена в ходе зимне-весеннего наступления Красной Армии в январе-марте 1943 года. Полное освобождение Курской области завершилось в сентябре 1943 года, и только тогда у Марии появилась возможность отправить письмо по прежнему месту жительства. Она отправила письмо своим бывшим соседям, то есть тёте Поле. В этом письме описала свою настоящую жизнь и потерю при эвакуации всех детей. Когда через два или три месяца получила ответ, она не могла поверить своим глазам, читая написанное. Тётя Поля в своём послании сообщала, что её дети живы и здоровы и находятся у неё.

И этот день для Марии стал замечательным днём. А когда прошло удивление, восторг и большое счастливое понимание происходящего, она стала строить планы поездки в Курскую область за своими детьми. Своими мечтами о поездке поделилась с солдатами, которые находились на лечении в госпитале. С одним из них, Иваном, сложились хорошие отношения. Иван ей предложил свою помощь. Как только его выпишут из госпиталя, он готов с Марией ехать забирать детей. Также он предложил ей, когда будут все вместе, уехать на постоянное место жительства в Сибирь, а точнее в Красноярский край, откуда он родом. Там есть и хороший дом, в котором всем места для жизни хватит.

Выбора у Марии не было, и предложение Ивана она с благодарностью приняла. Всё складывалось именно так, как они планировали. Прошло немного времени, и вот уже пассажирский поезд идёт по освобожденной западной части нашей страны, а в поезде она и Иван. А это уже было лето 1944 года. Проезжая по освобождённой территории, они видели, какие разрушения оставляли немцы после себя. Разорённые города и сёла. Не поддающиеся даже учёту человеческие жертвы. А Марию ждали трое детей. Сколько слёз было пролито за эти годы матерью и её детьми, будучи разлучёнными этой войной. И эта долгожданная встреча матери и детей состоялась. Семья воссоединилась.

Через несколько дней Иван и Марья вместе с детьми уже ехали на поезде на восток страны в такую неизвестную и суровую Сибирь. Перед отъездом все побывали на месте захоронения мужа Марии и отца детей. Он похоронен в деревне Глуховка Курской области. Всем было понятно, что должны его помнить. А ещё раз побывать им в этих местах, неизвестно, доведётся или нет. Но надо помнить погибшего, а им надо жить. Что им готовит эта Сибирь? А ведь ещё продолжается война, война народная, священная.

А Сибирь встретила очень тёплой летней погодой. Было начало июля 1944 года. У них над головой была крыша, рядом человек, который обещал о них заботиться. И она со своими повзрослевшими дорогими детьми верила ему. Кажется, все беды ушли, и можно смело смотреть в будущее, растить и воспитывать детей. И хотя ещё продолжалась война, у этой семьи жизнь стала налаживаться. А жить им предстояло в маленькой деревне, в которой было чуть больше двадцати домов. Да и до районного центра километров тридцать разбитой дороги. Но не это пугало всех, а вот то, что состояние здоровья Ивана резко стало ухудшаться. Стали сказываться фронтовые раны. И в сентябре этого же года его не стало.

А после смерти Ивана его родственники стали косо поглядывать на Марию и даже напоминать ей, что живёт она с детьми в доме, ей не принадлежащем. И скоро совсем предложили выехать из дома. И это поздней осенью. Мария с тремя детьми оказалась на улице. Прежде, чем навсегда покинуть этот дом, дом солдата, который спасал женщину с детьми, предоставил им кров. Она побывала в районном центре, но никто из властей не сделал попытку помочь ей. А ведь муж и отец её детей погиб за Родину. Мария стала обходить дома райцентра, чтобы снять жильё до весны, чтобы детям не замерзнуть в предстоящую суровую зиму. Но в большие, просторные дома старалась не заходить, так как имела уже печальный опыт получать от владельцев таких домов отказ и полное безразличие к ее судьбе. Поэтому она заходила в более скромные дома и даже избушки.

На самом краю улицы Советской у речки в маленькой избушке у женщины она находит понимание и сочувствие. Женщина предложила перезимовать предстоящую зиму у неё. Эта хозяйка избушки по иронии судьбы оказалась немкой по национальности, высланной из Саратовской области. Вот ведь как судьба иногда поворачивается. Семье погибшего воина пришлось искать приют у высланной по национальным признакам немки по имени Ирма. Избушка была очень маленькой и холодной. Они вновь встретили зиму не в своём доме. Спасала лишь небольшая пенсия за погибшего мужа. Зоя, старшая дочь, вынуждена была не ходить в школу. Это уже четвёртый год подряд. Три года жили в немецкой оккупации, а сейчас у неё не было даже тёплой одежды, чтобы дойти до школы. Да и остальные двое младших детей в этот год не посещали школу. Впереди их ждала холодная сибирская зима. Вопрос стоял в выживаемости этой семьи в условиях холода и полуголодного сущест-
вования. У них не было ни запасов продовольствия, ни дров, чтобы протопить печь. Дрова приходилось собирать всей семьёй, где придётся. Но чаще ходили с саночками вниз по реке и там собирали сухие стволы черёмух. На этих же саночках везли к своему жилищу и этим топили печь. Пока не замёрзла земля, ходили по брошенным огородам и собирали оставшуюся в земле и на поверхности картошку. Однажды во льду речки, которые все жители называли «Агушкой», они нашли погибшую лошадь. Лошадь, вероятно, провалилась под лёд, и никто не искал её, и последняя просто погибла от холода.

Мария и Ирма с помощью детей несколько дней вырубали останки лошади и на саночках перевозили к себе. Возможно это, если можно так сказать мясо, и спасло им жизни. Мясо этого животного они использовали очень экономно в пищу.

Мария ещё с осени стала работать в местном колхозе. Зоя с Ирмой приглядывали за детьми и готовили пищу. Но, несмотря на полуголодное состояние и проблемы, возникающие ежедневно с дровами, в этой маленькой избушке царил мир и согласие.

Уже в следующем году все дети дружно пошли в школу. Зое было сложнее, ведь она потеряла четыре года. Но была настроена только на учёбу, говорила, что приложит все свои силы, чтобы окончить среднюю школу. А дальше время покажет. Это было очень трудное время. Для всей нашей страны, а для них особенно.

И вот Зоя Кириллова обучается в средней школе. А когда она пришла осенью в девятый класс, им представили нового учителя по алгебре. Это был очень молодой человек, худощавый, тёмноволосый Дмитрий Иванович Соснин. В процессе преподавания учитель обратил внимание, что Зоя Кириллова успешно усваивает преподаваемый материал и у неё, несомненно, есть склонность к точным наукам, таким как физика и математика. В то же время Зоя отличалась от своих одноклассников и по возрасту. Тогда Дмитрий Иванович и узнал, что эта красивая девушка пережила тяжёлые годы оккупации, переезд в Сибирь. Что она в течение трех лет, как мать, воспитывала двух малолетних братьев. А по возрасту Зоя ему ровесница.

В течение двух лет он преподавал математику и всё больше проникался уважением к этой мужественной девушке. Неоднократно советовал Зое готовиться к поступлению в институт, и он ей поможет в этой подготовке. Так Зоя и поступила, усиленно усваивая предметы, руководствуясь не только собственным желанием, но и прислушиваясь к советам своего учителя.

После окончания школы она успешно сдала экзамены и поступила в институт. А между Дмитрием и Зоей сложились тёплые дружеские отношения, которые впоследствии переросли во взаимную любовь.

Так на саянской земле возникла новая педагогическая семья Сосниных. В этой семье родились дети Коля, Саша и Юра. Жизнь продолжалась.

После окончания института Зоя стала преподавать в школе физику. Дмитрий преподавал математику и долгие годы для многих являлся лучшим и любимым учителем. Некоторые из учеников Дмитрия Ивановича выбрали профессию учителя математики благодаря ему. В школе перед учениками каждый день представал симпатичный худощавый мужчина. В строгом, тёмном костюме, всегда свежевыбрит – это Дмитрий Иванович, он сразу приступал к уроку. Не допускал пустых никчемных разговоров, так как математика относится к точным наукам, поэтому направлена на развитие логики, аналитического мышления и самостоятельного определения закономерностей. Он знал, что надо заинтересовать всех своих учеников предметом и вовлечь их в работу…

Шли годы, и авторитет семейства Сосниных только рос. Дмитрий Иванович считался одним из сильнейших математиков района и не только района.

Летом Дмитрий любил походить по реке с удочкой, а вот зиму не любил. Зима со своими морозами и ветром навевали воспоминания о таких же холодных днях детства и юности. В тёплое время любил бывать не только на реке, но и в лесу. В школе у него сложились с педагогическим коллективом очень ровные, тёплые отношения. Он всегда был готов оказать помощь нуждающимся.

Особенно дружеские отношения у Дмитрия Ивановича сложились с преподавателем химии Александром Михайловичем. Они нередко проводили время у реки. Разведя костёр и поужинав, вели долгие ночные разговоры на всевозможные темы, даже в азарте повышая тон беседы. И словно вторя спорщикам, костёр внезапно ярко загорался, но затем, как и спорщики успокаивался, и беседы продолжались иногда до самого утра. Я сам неоднократно слышал от него выдержку из стихотворения «Ведь лишь в мечтах свободен человек. И было так всегда, и будет так вовек».

А Дмитрий Иванович мечтал о том, что его сыновья получат хорошее образование, создадут семьи. А им с Зоей Дмитриевной бог даст здоровья и жизни. Много ли им, пережившим и повидавшим страшные трудности, сейчас надо...

Вшколе в разговорах о природе ученики часто поднимали вопрос о том, что мы проживаем в таком районе – на самой границе с отрогами Саянских гор, и район носит их название. А многие жители этих гор и не видели. А если и видели, то где-то на большом расстоянии, на горизонте темнеют горные вершины. Да и ученики очень мало знают об этих горах. И постоянно просили своего классного руководителя Дмитрия Ивановича организовать поход в тайгу. Речь не шла о покорении высоких скальных участков, а ребята мечтали просто побывать у этих гор и ознакомиться с местностью, с фауной и флорой Саян. И только благодяря настойчивости педагога и его друга и коллеги Александра Михайловича удалось получить разрешение от отдела образования на организацию похода в таёжный район с группой старшеклассников. И вот в летний период группа из двадцати человек готова к походу. Собраны необходимые продукты, лекарственные препараты, тёплые вещи.

По карте определили путь движения. Хорошо, что Александр Михайлович ранее уже бывал в этих местах, и он хорошо ориентируется на данной местности. Группа начинает своё движение с верховий реки Кирель (левого притока реки Кан) и дальше по тропе, которую называли Манской тропой, до верховья реки Мана. Запланировали пройти бывший посёлок золотодобытчиков Разманово и место падения самолёта на горе под названием Сивуха.

Группа школьников передвигалась по таёжной тропе не спеша. Часто делали остановки для отдыха. Ребятам надо было адаптироваться, чтобы не допустить всевозможных ушибов и мозолей. Да и спешить было даже опасно, чтобы не получить травму, преодолевая не только отдельные таёжные ключи с очень холодной водой, но и завалы из поваленного ветром крупного леса. А каменистые участки приходилось преодолевать особенно осторожно.

Учителя понимали, какую ответственность берут на себя в этом походе. Ведь связи с внешним миром более недели не было. Приходилось вести группу с предельной осторожностью, стараясь, чтобы каждый участник похода избежал участи получить даже ушиб, не говоря уже о травме.

А вокруг буйство летней тайги. А какой запах от растений и хвойных деревьев. Этот воздух, словно жидкость, не дышишь, а пьёшь и не напьёшься этим ароматом леса. Очень часто на тропе встречались следы диких животных. А вот следов человека не было, и ничего не было в этом необычного. Этой тропой почти не пользовались люди в летнее время. Лишь зимой навещал эту местность какой-нибудь охотник, да и то редко. Всё было интересно и ученикам, да и самим учителям в этом редко посещаемом людьми уголке саянской тайги.

Прошло три дня, и группа подошла к высокой горе под названием Сивуха. Чем же она заинтересовала наших путешественников? С восточной стороны недалеко от вершины лежали остатки самолёта Ил-12, бортовой номер «Л-1789». Самолет принадлежал второй эскадрилье 64 авиационного отряда Московского управления гражданской авиации. Экипаж успешно выполнял 135 рейс «Москва-Пекин» и летел обратно рейсом «Пекин-Москва». Очередной беспосадочный перелёт должен был состояться из Иркутска до Новосибирска. Однако из-за нелётной погоды самолёту дали посадку в городе Красноярске. Правда, до Красноярского аэропорта «Ил» так и не долетел. Вышел на связь в 23 часа 54 минуты 28 октября 1954 года. Это был последний сеанс.

Всё это Дмитрий Иванович и Александр Михайлович рассказывали своим ученикам. Поиски тогда были очень интенсивными, но результата не дали. В течение нескольких дней и ночей над тайгой кружили самолеты, пытаясь обнаружить место падения. Но напрасно. В самолёте летели иностранцы – поляки, греки, китаец, военные русские. Всего на борту было двадцать человек. Нашли остатки самолёта только через год. Всё это придавало таинственности происшествию, и ребята с преподавателями, хоть и прошло много лет, с большим интересом осмотрели гору и обломки самолёта. Высказали предложение поставить на этом месте памятный знак, выложенный из камня, но преподаватели отвергли порыв учеников. Ведь у ребят не было ничего для переноса крупного камня, не было даже рабочих рукавиц, но основное – не было времени на сооружение знака. Дома родители могли поднять тревогу из-за опоздания детей. Ограничились минутой молчания и заверениями, что они вновь, через некоторое время посетят место катастрофы.

А нашей группе, поднявшейся по каменным осыпям, оставалось очень медленно начать спуск с этой «печальной» горы.

Затем несколько дней было использовано на ознакомление с местом, где берут свое начало реки Мана, Мина, Малое Пезо, и в обратный путь. Этот поход носил чисто ознакомительный характер о нашей прекрасной сибирской фауне и флоре. И это память на всю их жизнь.

Учителя Дмитрий Иванович и Александр Михайлович проявили ответственность и мужество, обеспечили безопасность детям. А ребята пережили прекрасные мгновения и познали сказку природы.

В этих безбрежностях гор и тайги слились в единое целое все родники жизни. Все духовные послания человечеству. Острые пики гор, устремлённые в бескрайнее синее небо, заставляют забыть суетность бытия, мягко окутывая душу музыкой благодати, зазвучав однажды в сердце, уже не смолкнут никогда...

Запомнился мне один вечер, который коротали у костра на берегу реки. Нас было трое, уединившихся на берегу сибирской речушки. Дмитрий Иванович и его друг, коллега по работе Александр Михайлович, который преподавал химию в школе. Длительная дружба и уединение позволяла им общаться друг с другом просто на коротких фразах от фамилий и имён. В частности, Дмитрий Иванович был для него просто «сосна». Он, обращаясь к Дмитрию Ивановичу, спрашивал: «Сосна, объясни мне, неужели наступило время болтунов, коль такие точные науки, как физика и математика, сейчас не в чести? Неужели наступило время болтунов или говорунов, которые забалтывают любое начинание? И эти говоруны вылезли из своих щелей и говорят, говорят… Но дела не делаются. Остались одни призывы и лозунги. И что самое неприятное, у этих говорунов подрастают дети, тоже говоруны, да такие ловкие, которые могут заговорить любое начинание, любое дело.

И идут эти говоруны точно по стопам своих родителей «говорунов». И государство находит им должности, квартиры, звания и тому подобное. И потоку этой словесной шелухи нет конца...»

Александр Михайлович разгорячился и хотел дальше продолжать свои обвинения обществу, но Дмитрий Иванович, соглашаясь с ним, предложил перевести беседу на тему школы и, в общем, образования. В процессе беседы, в которой я не принимал участие, они коснулись личной темы. Что вот и они вынуждены оставить школу и искать новое место работы и жительства. А власть на местах совершенно бездействует. Я, лёжа на телогрейке, брошенной на траву у костра, и слушая их разговор, вспомнил, как трое преподавателей средней школы вынуждены были уволиться и ездить по стране в поисках работы. И всё из-за директора, который видел преподавательский коллектив только женским и полностью именно им управляемым.

Я не берусь судить кто прав, а кто виноват, но уже то, что происходил развал педагогического коллектива, а власти оставались к этому совершенно безучастными, это совершенно недопустимо.

И хотя были найдены по России и школы, где им были бы рады, с предоставлением жилплощади. Но двое не решились на такой шаг и сейчас вели разговор о том, как им дальше жить. Слишком они прижились к этим холодным саянским местам. А вот третий их коллега уже преподавал свой предмет, жил и работал на берегу Чёрного моря в городе Туапсе. Но они его не осуждали. А вот сами не смогли взять и уехать навсегда. Но и в школу не смогли вернуться. Некоторое время преподавали в местном СПТУ до ухода на пенсию.

Но все, кому довелось учиться у этих преподавателей, единодушны в том, что эти педагоги заслужили того, чтобы память о них продолжала жить у потомков.

Семейная жизнь супругов Сосниных продолжалась. Дети выросли. Старший сын Николай окончил университет и проживает в городе Томске. Средний Александр получил образование, окончив военный ВУЗ, а младший Юрий получил образование в высшем учебном заведении, проживает в городе Дивногорске. У всех свои семьи, дети.

Зоя Дмитриевна свои последние годы посвятила выращиванию цветов и овощей.

Память о Дмитрии Ивановиче и Зое Дмитриевне навсегда сохранится в памяти людей, их знавших.

Не забудьте, что жизнь коротка, а минуты бесценны, что в песочных часах убегает песок.

Не забудьте, что даже кумиры уходят со сцены и родным, и любимым и нужным назначен свой срок…