Найти тему
Виктор Никитин

"Настоящий Джон Леннон". Журнал Newsweek. Сентябрь 1980 года

Подтолкнул меня обратиться к этому интервью один из читателей, сославшись на него в моей статье о Джоне Ленноне. Я думал, что я все последние интервью Леннона прочитал. Но оказалось, что нет. Поэтому порылся в интернете и нашел его, правда, на сразу. Большей частью в пересказе других. Но вот на самом сайте журнала все-таки его отыскал. Спасибо всем вам за обратную связь.

=====================

ОБ ЭТОМ ИНТЕРВЬЮ: В выпуске Newsweek от 29 сентября 1980 года было опубликовано эксклюзивное интервью с Джоном Ленноном. Беседа журналиста Newsweek с Ленноном, размещенная в музыкальном разделе журнала, намного короче по продолжительности, чем его более знаменитое интервью 1980 года в Playboy, вышедшего всего несколькими месяцами позже. Однако статья в Newsweek, озаглавленная "Настоящий Джон Леннон", является интересным и освежающим чтением. Можно сказать, предисловием к известному интервью в Playboy. Хотя здесь нет обсуждаемых тем, которые не были бы затронуты в интервью Playboy, но это интервью дает немного более глубокое понимание с несколько иным, еще одним долгожданным взглядом на последний год жизни Леннона, всего за несколько месяцев до его смерти.
Барбара Грейстарк, журналист, и Джон Леннон обсуждают его пятилетний перерыв в музыкальной жизни, семейную жизнь Пола Маккартни, влияние Йоко на распад Beatles и предстоящий альбом "Double Fantasy".
"Двойная фантазия" выйдет 17 ноября 1980 года. Леннон трагически погибнет от выстрелов психически неуравновешенного фаната 8 декабря.

Вступление Джэя Спэнглера.

Article ©1980 Newsweek Magazine

===================

За девять лет, прошедших с тех пор, как "Битлз" распались, у Джона Леннона, их самого блестящего и противоречивого участника, было бурное взросление. После шквала пост-битловских альбомов крайне неоднородного качества, четырехлетней борьбы с иммиграционной службой за право остаться в Соединенных Штатах, пятнадцатимесячной разлуки со своей женой Йоко Оно и рождения их сына Шона, Леннон исчез из поля зрения общественности в 1975 году. Сейчас, накануне своего 40-летия, он возвращается с самым долгожданным альбомом года. Под названием "Двойная фантазия" альбом представляет собой "Сцены из супружеской жизни" в четырнадцати песнях - семь Леннона, семь Оно. Разнообразный по стилю - от рок-буги Леннона "(Just Like) Starting Over" до проникновенной "Hard Times Are Over" Оно, от его мечтательного "Beautiful Boy" до ее язвительной рок-диско "Kiss, Kiss, Kiss". - предстоящий альбом полон неподдельного восторга и, вероятно, придется по вкусу самому широкому кругу слушателей.

Несколько лет назад пара поменялась ролями: Леннон стал домохозяином - присматривать за детьми и печь хлеб, в то время как Оно стала семейным бизнес-менеджером. Их владения недвижимостью обширны - пять кооперативных помещений в легендарном многоквартирном доме в Дакоте на Манхэттене, полдюжины резиденций, разбросанных от Палм-Бич, штат Флорида, до горного приюта на севере штата Нью-Йорк, и четыре молочные фермы. Худощавый, в джинсах Levi's и простой рубашке, курящий французские сигареты и закусывающий суши, экс-битл много рассказывал о себе, не выказывая никаких признаков внутренних демонов, которые когда-то преследовали его песни.

Статья с интервью в журнале
Статья с интервью в журнале

Вопрос: "Почему вы ушли в подполье в 1975 году? Вы устали от создания музыки или от самого бизнеса?"

Джон:

"Всего понемногу. И то было, и другое. У меня были контракты с 22 лет, и я всегда кому-то "был должен". Я должен был написать сотню песен к пятнице, должен был выпустить сингл к субботе, должен был сделать то или это. Я стал свободным художником, потому что ценил свободу - я не мог поместиться в классе или офисе. Свобода была бонусом за все те минуты, когда я был чудиком! Но внезапно я оказался в долгу перед СМИ, в долгу перед публикой. Это была совсем не свобода в прямом смысле!
Я много раз уходил в себя. Отчасти я монах, а отчасти блоха-исполнитель! В музыкальном бизнесе существует страх, что тебя не существует, если ты не рядом с Энди Уорхолом на фото. Как я выяснил, жизнь не заканчивается, когда ты перестаешь подписываться на Billboard".
-3

Вопрос: "Но почему 5 лет?"

Джон:

"Если вы знаете нашу историю, нам потребовалось много времени, чтобы родить ребенка. И я хотел подарить Шону целых пять лет. Я вообще не видел, как рос Джулиан, мой первый сын (от бывшей жены Синтии). А теперь он - 17-летний парень, разговаривает со мной по телефону о мотоциклах.
Я заядлый читатель, в основном истории, археологии и антропологии. В других культурах дети не отходят от матери до 2-х лет. Я думаю, что большинство школ - это тюрьмы: возможности ребенка широко открыты, и сузить их и заставить его соревноваться в классе - это шутка. Я отправил Шона в детский сад. Когда я понял, что отправляю его туда, чтобы избавиться от него, я решил вернуть его домой... Если я не буду уделять ему внимания в первые 5 лет, то мне придется отдать ему двойную дозу в подростковом возрасте. Это понятно."

Вопрос: "Пол Маккартни объясняет, что вы стали отшельником, потому что сделали все, что могли - чтобы оставаться самим собой".

JOHN:

"Что, черт возьми, это значит? Пол не знал, чем я занимаюсь - ему было так же любопытно, как и всем остальным. Прошло десять лет с тех пор, как я по-настоящему общался с ним. Я знаю о нем столько же, сколько он обо мне, а это пшик. Около двух лет назад он появился на пороге. Я сказал: "Послушай, ты не против сначала позвонить? У меня только что был тяжелый день, я занимался с ребенком. Я вымотан, а ты врываешься со своей чертовой гитарой!"
-4

Вопрос: "Вы можете описать обыкновенный день - один из жизни Джона и Йоко?"

Джон:

"Йоко стала кормилицей семьи, она работает с банкирами и заключает сделки. А я стал домохозяйкой. Это было похоже на одну из тех комедий, когда все меняются местами! Я обычно спрашиваю ее (жеманно): "Ну, как сегодня было в офисе, дорогая? Хочешь коктейль? Я не принес тебе твои тапочки, а рубашки не вернули из прачечной". Всем домохозяйкам я говорю, что теперь понимаю, о чем вы до нас стараетсь докричаться. Моя жизнь строилась вокруг блюд, которые я готовил Шону. "Не слишком ли я ограничиваю его рацион?" (Ленноны придерживаются макробиотического образа жизни, отказываясь от молочных продуктов, спиртных напитков и мяса.) "Собирается ли она говорить о бизнесе, когда придет домой с работы?" Я богатая домохозяйка, но все равно наши дела требует заботы".

Вопрос: "Йоко, почему вы решили стать бизнес-менеджером?

Йоко:

"На альбоме есть песня Джона под названием "Clean-up Time" - и для нас это действительно было так. Будучи связанными с Apple (корпорацией Beatles) и всеми юристами и менеджерами, которые имели к нам отношение, мы не были финансово независимы - мы даже не знали, сколько у нас денег. Мы до сих пор не знаем! Сейчас мы продаем наши акции (25%) Apple, чтобы высвободить время и деньги для других целей. Люди советовали нам инвестировать в акции и нефть, но мы в это не верили. Вы должны инвестировать в то, что любите. Например, в коров, которые являются священными животными в Индии. Покупка домов была практичным решением - Джон начинал чувствовать, что обосновался в Дакоте, потому что нам надоели отели. Каждый дом, который мы покупали, был выбран потому, что это была достопримечательность, которая нуждалась в реставрации".

Вопрос: "Джон, насколько сложно было отказаться от музыкальной работы?"

Джон:

"Сначала это было очень тяжело. Но в музыкальном плане в моей голове был просто беспорядок. Это стало очевидно в "Walls And Bridges" (его сольном альбоме 1974 года), который был работой полупрофессионального мастера. Вдохновения не было, и от этого исходила аура уныния. Я не мог слышать музыку из-за беспорядка в собственной голове. Отвернувшись от всего, я начал слышать ее снова. Это как Ньютон, который никогда бы не понял, что принесет падающее яблоко, если бы не грезил наяву под деревом. Это то, ради чего я живу... радость от того, что яблоко падает мне на голову раз в пять лет".

Вопрос: "А вы прекратили слушать музыку?"

Джон:

Я слушал в основном классику или простенькую музыку (muzak). Я не интересуюсь творчеством других людей - только в той мере, в какой оно затрагивает меня. Для меня большая честь, что я никогда не был в Studio 54 и я никогда не был ни в каких рок-клубах. Это все равно что спросить Пикассо, бывал ли он в последнее время в музее".

Вопрос: "И почему же вы тогда снова стали записываться?"

Джон:

"Потому что эта домохозяйка хотела бы немного заняться карьерой! 9 октября мне исполнится 40, а Шону - 5, и я могу позволить себе сказать: "Папа занимается еще и чем-то другим". Он к этому не привык - за пять лет я едва ли раз взял в руки гитару. На прошлое Рождество наши соседи показали ему "Yellow Submarine", и он прибежал и сказал: "Папа, ты там пел... ты был битлом?" Я сказал: "Ну да. Точно".

Вопрос: "Почему вы составили дуэт с Йоко на этой пластинке?"

Джон:

"Это как пьеса, и мы в ней играем. Это Джон и Йоко - ты можешь принять это или отбросить. В остальном (смеется) это коровы и сыр, моя дорогая! Быть с Йоко делает меня цельным. Я не хочу петь, если ее там нет. Мы как духовные наставники друг друга. Когда я впервые ушел из Beatles, я подумал: "Как здорово. Мне не нужно слушать Пола, Ринго и Джорджа". Но это скучно - петь йодлем в студии в одиночку. Мне больше не нужно все это пространство".
-5

Вопрос: "Вы прошли долгий путь от человека, который в 23 года написал: "Женщины должны быть непристойными, а не услышанными". Как это произошло?"

Вопрос:

"Я был мачо из рабочего класса, который привык, чтобы его обслуживали, а Йоко на это не купилась. С того дня, как я встретил ее, она требовала равного времени, равного пространства, равных прав. Я сказал: "Не жди, что я каким-либо образом изменюсь. Не вторгайся в мое пространство". Она ответила: "Тогда я не смогу быть здесь. Потому что там, где ты, нет пространства для другого. Все вращается вокруг тебя, и я не могу дышать в этой атмосфере". Я благодарен ей за это образование".

Вопрос: "Люди обвиняли Йоко в том, что она оторвала тебя от группы и уничтожила "Битлз". Чем все закончилось на самом деле?"

Джон:

"Я всегда ждал повода уйти из "Битлз" с того дня, как снялся в фильме "Как я выиграл войну" (в 1966 году). У меня просто не хватило смелости сделать это. Семя сомнений было посеяно, когда "Битлз" прекратили гастролировать, и я не мог смириться с тем, что меня больше не будет на сцене. Но я был слишком напуган, чтобы выйти из дворца. Это то, что убило (Элвиса) Пресли. Короля всегда убивают его придворные. Его перекармливают, балуют, перепивают, чтобы привязать к трону. Большинство людей в таком положении никогда не просыпаются. Йоко показала мне, каково это - быть Элвисом Битлом и быть окруженным рабами-подхалимами, заинтересованными только в том, чтобы сохранить ситуацию такой, какая она есть, - своего рода смерть. И вот так закончились "Битлз" - не потому, что она "расколола" "Битлз", а потому, что она сказала мне: "На тебе нет одежды"."

Вопрос: "А как вы оцениваете свой политический радикализм ранних 70-х?"

Джон:

"На самом деле этот радикализм был фальшивым, потому что он был вызван чувством вины. Я всегда чувствовал вину за то, что зарабатывал деньги, поэтому мне приходилось отдавать их или терять. Я не имею в виду, что я был лицемером. Когда я верю, я верю до самой сути. Но, будучи хамелеоном, я становился тем, с кем был. Когда вы останавливаетесь и думаете, какого черта я боролся с американским правительством только потому, что Джерри Рубин не мог получить то, чего он всегда хотел, - хорошую тепленькую работу".
-6

Вопрос: "Вы когда-нибудь тосковали по старым добрым временам?

Джон:

"Не-а! Что бы ни сделало "Битлз" "Битлз", тоже самое сделало 60-е 60-ми. И любой, кто думает, что если бы Джон и Пол собрались вместе с Джорджем и Ринго, "Битлз" существовали бы, они не в своем уме. Beatles отдали все, что могли, и даже больше. Четверо парней, которые раньше были этой группой, никогда больше не смогут стать ею, даже если захотят. Что, если бы мы с Полом собрались вместе? Это было бы скучно. Присоединяться ли к нам Джордж или Ринго, не имеет значения, потому что музыку создавали мы с Полом. Понятно? Есть много песен битлов, которые я бы переделал - они никогда не были такими, какими я хотел их видеть. Но вернуться к "Битлз" было бы все равно что вернуться в школу... Я никогда не был сторонником воссоединений. Все закончено".

Вопрос: "Из всех новых песен только в "I'm Losing You", кажется, обитают знаменитые демоны Леннона. Как вы пришли к ее написанию?"

Джон:

"Это произошло из-за всепоглощающего чувства потери, которое зародилось еще в утробе матери. Однажды ночью я не смог дозвониться до Йоко по телефону и почувствовал себя полностью отключенным от мира... Я думаю, что именно этому и были посвящены последние пять лет - восстановлению меня для самого себя. Настоящий момент осознания, когда я вспомнил, кто я такой, наступил в номере в Гонконге, когда Йоко отправила меня в кругосветное путешествие, чтобы я побыл один. Я ничего не делал сам с тех пор, как мне исполнилось 20. Я не знал, как зарегистрироваться в отеле... если кто-то прочтет это, он подумает: "Эти чертовы поп-звезды!" Они не понимают, как трудно быть не таким как все. Всякий раз, когда я нервничал по этому поводу, я принимал ванну, а в Гонконге я принял около 40 ванн. Я смотрел на залив, когда что-то зазвенело в моей голове. Это было узнавание - "Боже мой! Этот расслабленный человек в ванне- это я, только тех давних времен. ОН знал, как все сделать. Это не зависит ни от лести, ни от хита, написаного ранее. Так что я позвонил Йоко и сказал: "Угадай, кто это. Это я!"
Я бродил по Гонконгу на рассвете, один, и это было захватывающе. Я заново открыл для себя чувство, которое когда-то испытывал в детстве, гуляя по горам Шотландии с тетей. Вереск, туманы... Я подумал - ага! ЭТО то чувство, которое заставляет вас писать или рисовать красками... Оно было со мной всю мою жизнь! И именно поэтому я освободился от Beatles, потому что мне потребовалось время, чтобы понять, что я был Джоном Ленноном до Beatles и буду им после Beatles. И да будет так."
-7

Хорошее завершение статьи. Вот такое интервью.

Надеюсь было интересно и у вас получилось взглянуть на Джона Леннона с другой стороны, возможно, с той, о которой вы раньше не знали.

И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.