Найти тему
Кин-дзен-дзен

Следующий гол - победный (2023 г.) трагикомедия о неуклюжих футбалистах Американского Самоа.

Кадр из фильма "Следующий гол - победный".
Кадр из фильма "Следующий гол - победный".

«Как и все великие рассказы, эта история начинается с унижения.». Так Томас Ронген, чрезмерно эмоциональный и не вполне удачливый футбольный тренер, стремительно проходит пять стадий принятия неизбежного, когда ему настойчиво предлагают перевестись в Американское Самоа и возглавить тамошнюю, худшую в мире, команду. Маленькое островное государство, со своим сельским, равно медленным, образом жизни, лишь усугубило плачевное состояние Ронгена. А окончательно уничтожили его веру в человечество игровые навыки каждого спортсмена в отдельности и вместе.

Тайка Вайтити тот режиссёр, который и о нацистской германии станет балагурить, и о скандинавском мифическом боге, вообще мало тем, над которыми он не станет хохмить. Это именно доброе дуракаваляние, не глупое и ни в коем случае не оскверняющее или пошлое. Он каждый раз выдумывает что-нибудь новое, творит этакое. Такой уровень навсегда закреплён в Кролике Джоджо, одновременно и простодушен, и филигранен в идеальности передачи настроения, которое во время войны удручающе, но подпитывается какими-нибудь незначительными впечатлениями, особенно в детском возрасте. Все фильмы содержат в себе карамельку с начинкой из взрывных позитивных шариков, которые каждый раз хлопают микро-дозировкой счастья и искрятся играя на настроении зрителя. В Следующем голе ничего не выходит за рамки такого описания, он воодушевляет, жизнеутверждает и даёт надежду тем, кто в ней нуждается.

Кадр из фильма "Следующий гол - победный".
Кадр из фильма "Следующий гол - победный".

Кино основано на документалке 2014 года, название которой заимствовали и в данной работе оно без изменений. История футбольной сборной Американского Самоа известна в кругах фанатов, ибо счёт проигрывания у неё всегда катастрофически-уникальный. Был. Вайтити родом из Новой Зеландии, ему близка размеренность бытия островных государств. Поэтому, скорее всего, его привлекли те события 2014 года, а ещё, разумеется, родственность коренных народов Полинезии, поскольку сам имеет эти корни.

Режиссёр аккуратно обходится с изображением деревенского уклада, с тем, что каждый гражданин маленькой страны выполняет с полдюжины функций и, может, потому остров не в силах выставить достойную команду на Чемпионат мира. Вайтити как всегда использует в палитре самые сочные цвета, но натуральные. Хотя в фильме мало красот уникального природного ландшафта, в основном публика наблюдает за терзаниями Майкла Фассбендера, тренировками на поле, редко в горах, и финальной игрой. Есть мысль, что пейзажей могло быть и больше, в том числе для объяснения особенностей местного отношения к жизни.

В фильме основательно демонстрируется процесс тренировок, которые каждый раз хочется остановить и крикнуть, мол, когда, наконец, они заиграют. Кино ведёт публику к итоговой игре, показывая отсутствие прогресса в способностях игроков. Без наглядности профессионального роста динамика повествования снижает скорость до разрешённой на дорогах Самоа. Это очень низкий предел. Не сразу становится видно, что по задумке создателей заинтересованность должно вызывать слово, которым именуют на острове трансгендеров – фаафафины. В сборной Американского Самоа играл(а) на тот момент, единственный человек с подобной «особенностью». Этому игроку отведен существенный временной отрезок, и к теории родственности корней и островного воспитания добавляется идея, что Вайтити в немалой степени из-за этого факта склонился к данному рассказу.

Кадр из фильма "Следующий гол - победный".
Кадр из фильма "Следующий гол - победный".

По жанру это трагикомедия, здесь умещается и драма главного героя, его морок и сомнения, одновременно с комичностью ситуаций, неуклюжестью спортсменов и простоватостью всех остальных. Картина хорошо формулирует сентенцию «для достижения мечты, надо начать с малого, и, не уставая, шагать к ней». В этом смысле здесь всё чинно и благородно. Режиссёр из той шайки творцов, которые даже самый незначительный материал могут оживить и наполнить. Но! Недавний южнокорейский Игра в Пусане / Отскок, базирующийся на подобного масштаба рили стори, намного более ярок и впечатляющ, нежели Следующий гол – победный. Это если впасть в грех сравнения по горячим следам, так сказать. Ежели абстрагироваться, то Тайка снял очередное хэппи-муви, и, как минимум, один хорошо закончившийся день, после вечернего просмотра, гарантирован.