Примерно такие заголовки сейчас можно увидеть во многих игровых агрегаторах и больших новостных каналах различных "пост-игроманий". Кто-то начал волну паники и она пошла дальше, загребая под себя все новые и новые умы. Но в чем же дело? Давайте разбираться.
Данная статья будет лежать в подборке новостей. Но по сути это больше аналитика и я уже делал подобную статью по вопросу проблем отечественного игростроя. И, кстати, часть из рассмотренных в статье проблем стала объектом рассмотрения в том числе и по вопросам, подаваемых Правительству и часть (пусть и небольшая) этих проблем уже начала потихоньку решаться в нашей стране. Но давайте к теме.
Причина паники
Перед тем как в РФ и РБ все новости игровой индустрии запостили у себя громкие новости (очевидно переписывая друг у друга тезисы), произошел инцидент на азиатском рынке. А именно - японская инди-студия Pocketpair вдруг создает уничтожающий рынок Palworld. Буквально. Эта игра словно бульдозер прошлась по всему рынку видеоигр и сильнее всего от этого утюжения пострадали не мелкие студии а корпорации. Жадные до денег (до ваших денег) и хитрые до подлости (в отношении вас) корпорации. Такие как Ubisoft, Take2, Blizzard, Bethesda (Тодик в отдельности) и многие другие. Почему? Да потому что их последние продукты по большей части остались не у дел в сравнении с творением узкоглазого гения... а ведь на секундочку - это был даже не Кодзима! Ну конечно вы скажете мол "Да какой там не у дел - вообще плевать хотели на этот Palworld и вообще дота + КС и все дела", и да - это верно... для вас верно. Но не для аналитиков корпораций. Palworld не доходит пока что до уровня DOTA2 и CS2 это факт... но кто знает, что будет через неделю или две. Ведь сейчас по всем прогнозам даже еще не пик PRа... да у них вообще не было какой-то предварительной кампании, а значит пик покупаемости у них даже не пройден скорее всего - т.е. все впереди у Pocketpair. По состоянию на вечер 23.01.2024 Palworld продалась тиражом 6 млн. экземпляров, а пик единовременного онлайна составил 1.7 млн игроков. Рекорд CS2 - 1.8 млн игроков единовременно, а ушла она тиражом 31 лям. Но! Уходила то она бесплатно, а Palworld игра платная, стоящая средне порядка 1000 руб., но тем не менее. Есть над чем задуматься!
А знаете в чем прикол еще. Быть может быть Palworld и не был столь популярен, если бы The Pokémon Company - компания, у которой якобы есть права на все игры про покемонов принадлежала бы сама себе, а не Nintendo, Game Freak и Creatures, которые не дают The Pokémon Company выпускать те игры, которые они бы хотели выпускать. Не очередной Pokemon GO, а что-то более масштабное, даже выходящее за пределы лора и изображений покемонов, которые в Японии уже давно стали товарными знаками. Как и предположили парни из IXBT - нас ждет веселая судебная разборка между ними и новоявленными звездами - "Юристы уже ищут, где тут бульбазавр" )))).
И вот вы аналитик какой-нибудь Bethesda и сидите с Говардом в кафе (но скорее всего там все в куда более интимной обстановке проходит) и считаете эти показатели у какой-то там инди-студии. Да - дела черни Цезаря конечно и не колышут, но чернь вдруг получает доступ к куче денег и у нее вдруг начинают таки появляться акции. Вы берете эту инди-компашку и масштабируете ее до размеров "беседки"... и вот вы в полном шоке. Потому как если бы у компашки были бы такие же ресурсы как и у корпорации, то выходит это был бы уже медиагигант, который смог бы и "беседку" поглотить и Тодда уволить. И все это в течение 4х дней. Да такого даже во времена Скайрима себе представить сложно. А если вы еще один из тех... манагеров, которые посоветовали отказаться от очень большой части рынка сбыта в угоду чьим-то там политическим интересам или санкциям... ну тогда вообще ваши дела сверх плохи. Как минимум вам это предложение после анализа припомнят и засунут плашмя туда откуда у вас рождались такие идеи. И это в лучшем случае. А в худшем засудят, призывая сделать вас крайним во всех провалах за последние года 3. Т.е. даже если вы самого себя продадите по частям, этого не хватит даже чтобы покрыть и судебных издержек. Ну да ладно.
Видимо, пропитавшись такими вот рассуждениями и немного прикинув циферки, свое мнение решил вывалить Кристофер Дринг. Есть такой игровой аналитик. Он (да и его) сам себя описывается как глава Games B2B, главред GameIndustry.biz и прочие страшные должности. Помимо этого в его профиле указано, что он "ветеран игрового бизнеса с 15-летним стажем". Его постоянно публикуют в разных изданиях (не Times, но тоже не самых захудалых), после чего зачастую его же статьи в перефразированных и более тяжких для психики формах, предстают уже перед заурядными пользователями через различные агрегаторы. Зачастую статьи весьма рассудительные, но бывает откровенный шлак, связанный больше с рынком Европы (в частности Британии) или же какой-нибудь очевидный прогноз разряда "я же говорил". Если бы он выращивал картоху и картавил, то возможно бы получился неплохой такой Виталя и Миша с IXBT в одном флаконе (даже должности особо менять не надо бы было). Так вот Кристофер 22.01.2024 рожает на GameIndustry.biz статью Games industry leaders braced 'for up to two years of pain' (в пер. с бурж. - Лидеры индустрии приготовились к "двум годам боли"). В ней он достаточно лаконично и тезисно изложил свои опасения на основе (на мой взгляд) поверхностного анализа того, что происходит. Давайте разбираться
Тезисы кризиса
📌Инвесторы не считают игры безопасным способом вложения денег
Ну как бы да... но когда это или вообще что-либо было безопасным способом вложения денег? Любое дело это риск, где-то ниже, где-то выше. То что риск неокупаемости вложений вырос это факт, но черт возьми! Если вернуться в начало времен, когда ПК был у считанных тысяч, а владельцев приставок можно было еле на миллион набрать - вложения инвесторов уже тогда были. Прикол был в том, что инвесторы и издатели не брали на себя борозды правления разработчиками и не диктовали условий так координально как сейчас. Ранее никто особо не понимал в процессах IT не то чтобы в игрострое, поэтому лезть в эту область особо и не решались - все надеялись на разрабов. Да - вложений тогда было куда меньше. Но давайте посмотрим просто на то, кому эти вложения дают. Я смотрю на наш отечественный игрострой, где просто обилие огромное инди-проектов. Люди не имеют инвестиций в миллионы долларов и все равно собирают команды и создают неплохие проекты! Да. Какая нибудь Blizzard может запросить с миллиард средств на свой проект, исходя из того, что такой неповоротливый и громоздкий штат "эффективных" "менеджеров" надо кормить, ну так платят не за содержание манагеров, а за выпуск продукта и его окупаемость. Игры стали не просто творчеством, а бизнесом - частью индустрии медиа вместе со всякими телешоу и кино и это радикальное включение и отнесение игростроя к какому-то типу промышленности, выдающему за раз-два двойную прибыль с продаж - величайшая ошибка.
Как сказал один из топ-менеджеров компаний-инвесторов "Why take a gamble with a games company when you can just stick the money in the bank and earn 5%?" - "Зачем связываться с компаниями-разработчиками игр, если вы можете просто положить эти деньги в банк и получать по 5% прибыли?". Эту фразу уже затиражировали везде - на DTF, IXBT (даже в эфире Михаил произнес), на всяких подобных платформах. И да - по сути - риски меньше, а навар практически гарантирован.
📌 Высокие процентные ставки по кредитам оказывают давление на все расходы издателей, связанные с бизнесом
Больше относится к западной модели функционирования всего, что только возможно. Хочешь сделать что-либо - бери кредит. Там практически отсутствуют иные механизмы финансирования и если раньше компании инвестировали исходя из своих кровных, то сейчас с ростом инфляции, амбиций и компаний, количество денег кратно увеличивается. И уже не хватает части собственных прибылей для содержания бизнесов. В условиях отсутствия понятий "национальный проект" или "программа инвестиционной поддержки" к подобным кредитам банки относятся на том же уровне, что и к любым другим, т.е. выдают под равные обычным ставки, которые имеют тенденции расти с деградацией экономик. Так что это вполне закономерный тренд на ближайшие годы.
📌 Издателей беспокоит перенасыщение на рынке игр
Игр действительно много, игр действительно перебор. Но как они хотели? Любую компанию беспокоит наличие конкурентов на рынке. Любая Activision хотела бы сидеть на заднице ровно и не делать ровным счетом ничего для развития своих проектов в условиях абсолютной монополии. То, как издатели превращают игры в донатные помойки с лутбоксами, где во главу угла ставится вопрос прибылей с той или иной игры, не должен был никогда подниматься, тогда бы и не было таких роптаний. Сейчас в основе своей издателями выступают корпорации и их дочерние предприятия, которые естественно будут ныть. А знаете с каким глубинным смыслом этот тезис, что они этим хотят сказать? А хотят они сказать, что слишком много мол инди-студий развелось, которые заваливают рынок более дешевыми и качественными (!) продуктами. Человек отказывается играть в Battlefield 2042, вымученный целой корпорацией, и бежит в BattleBit, собранный 2мя людьми, потому что: 1) Он сделан качественнее, не смотря на графон и многие недочеты, связанные с ним; 2) За ним стараются своевременно следить, обновления с фиксами публикуются почти каждый месяц; 3) У разрабов прямая связь с комьюнити; 4) Там нет ничего такого, что было бы невыполнимо или сверхсложновыполнимо, но есть любые массами механики. Всем этим EA и еже с ними похвастать не могут. Да - они безусловно собрали свое сообщество и организовали достойные продажи. Но... берите во внимание ту масштабируемость, о которой шла речь в начале. Маленькая компашка в 2 человека и огромная корпорация и при уравнении в масштабах от корпорации не остается ничего! И таких предложений на рынке куча. И естественно корпорации выгодно вымести инди с рынка, чтобы не оставить нам выбора во что играть - на полках в таком формате будет только BF2042 и все права на геймплей будут запатентованы и никаких конкурентов. А том можно полностью выложить на мнение сообщества и лениво выпускать фиксы только когда проекту будет угрожать серьезная опасность - что нет то? Игроки все равно никуда не денутся - бежать то некуда.
Так что в ближайшее время ждем ужесточений в отношении инди-разрабов. Не может такого быть, чтобы корпорации оставили такой тезис без внимания. А отсутствие инди убьет и корпорации - они же оттуда кадры черпали все время. А нашим разработчикам надо объединяться и совершенствовать и разрабатывать свои платформы для дистрибуции игр, ибо такими темпами там (на Западе) видимо действительно грядет что-то не очень веселое.
📌 Проблема в текущей ситуации заключается не только в новых играх, но и в уже вышедших, с которыми приходится конкурировать
Это продолжение вышеописанного "воя на болотах". И это смешно. Ну правильно - как конкурировать тому же BF2042 с BF4, если за это время не было нормальных решений в пользу улучшения игры? Но они об этом не задумываются - это другое. Это типа нормально, а вот то что BF2042 не может конкурировать с ранее вышедшим Squad или Hell Let Loose это прям великая проблема. Конкуренция и существует для того, чтобы продукты совершенствовались! Чтобы не было похожести друг на друга, чтобы дать аудитории право выбора. И если вы не можете сделать что-то лучше или хотя бы так же как и делали другие в прошлом - смысл от вас тогда? Вы хотите быть в топе, хотите, чтобы игра продавалась, но не хотите, чтобы игроки покупали старые игры, а покупали только ваше. Это замашка на грязную монополию. И хуже всего то, что этот тезис уже как года 2 начал отрабатываться. Вспомните о массовых снятиях с продажи старых игр. Их снимают с продажи на Steam, сервера закрывают. И ладно бы аудитории у них не было, но аудитория зачастую есть и активная. Это как раз делается в кооперации с платформами для нивелирования данного тезиса. И это очень смешно. Почему смешно? А как не смеяться, когда как капитализм, чьи институты являются основополагающими у тех же корпораций и инди, предполагает конкуренцию во всех проявлениях. В том числе конкуренцию с уже реализованной продукцией. Это нормально - это базис капитализма. Я иду на рынок, я сравниваю товар, я беру тот товар, который мне по душе. И зачем мне брать сырой и недоработанный товар, если я могу взять товар старше, но гарантированно отполированный? При условии, что ни у того ни у другого товара срока годности так то нет.
Словом этот тезис означает, что политика в отношении уже старых и крайне успешных проектов будет ужесточена и скорее всего будет массовое снятие их с продаж на платформах при условии достижения какой-либо черты, чтобы опять же дать пространство для заработка корпорациям.
📌 В период пандемии Covid-19 индустрия стремительно развивалась, а бизнесы расширялись.
Капитан Очевидность аплодирует стоя. Да! Потому что во время массового закрытия работников последним надо было чем-то зарабатывать на жизнь. У нас в России это было не так ощутимо, так как lockdown был территориальным, но еще и по другой причине. Гражданин Эвропы или США это прежде всего кредитная история. Да - у нас тоже такое есть, да - и у меня тоже есть кредиты. Но не так. Я могу взять кредит потребительский, ипотеку или же автокредит, я знаю цели этих кредитов и конечную сумму, пусть даже и меняющуюся каждый год от ставки ЦБ. Но я не беру кредит, чтобы платить налоги, пользоваться медицинской страховкой или иными социальными льготами. У нас другая экономическая система - мы не живем в условиях искусственного профицита бюджета и нас, проще говоря, не надо "ставить на счетчик" под постоянно растущую сумму, потому что мы и так платим налоги. Там же все по-другому - вся ваша жизнь это кредит и помирая вы помимо имущества оставляете за собой огромный минус в виде долга, который должны были когда-нибудь (лет через 1000, возможно) отдать. Поэтому вопрос лишения доступа к заработку на несколько месяцев там оооочень критичен (оно и у нас не особо то было прикольно, вспомните).
И вспомните как на этом хайпанули различные сервисы дистанционного обучения типа GeekBrains, SkillBox и еже с ними - от их рекламы не было отбоя и люди конечно же пользовались этим моментом, потому как неизвестно было как все развернется в последующем - быть может до конца дней пришлось бы сидеть запертым в своей квартире. Поэтому многие (а на Западе очень многие) перепрофориентировались на удаленную работу в IT-компании. Естественно половина таких пришлось на сектор игростроя, так как понимающего в этих делах населения на шарике предостаточно, хотя бы в плане заинтересованности. Поэтому да - при "ковиде" игрострой компании быстро начали набирать штатную численность и их производственные мощности поначалу немного, но усилились. К тому же выросла и потребность людей в видеоигровых развлечениях, что усилило кратно продажи игр. Я это знаю лично из истории продаж того же DayZ SA, которые увеличились раз в 5. А что произошло после того как изоляция закончилась? Думаю следующее - 40-50% набранного штата ушло в свои стези и рассматривали свое участие в игрострое не серьезно уже, а больше как развлечение или полезное хобби. В связи с отвлеченностью людей на сторонние проблемы и интерес к развлечениям видеоиграми тоже утих. Как итог - потери штата и снижение спроса. Что опять же сильно навредило только корпорациям с их планами экономического роста в "новых" реалиях.
📌В долгосрочной перспективе игровую индустрию ждёт рост
Несомненно, но только Кристофер никак не конкретизирует за счет чего. Приведенных им ранее тезисов достаточно для того, чтобы сделать вывод, что инвесторов пугает вложение в тот сегмент, где есть большая конкуренция, где много проектов и приходится считаться со старыми играми на рынке. Если смотреть в общем плане на индустрию, то да - ее ожидает рост, за счет вложений в Евроазиатский сегмент рынка. К коему кстати страны центральной и западной Европы относятся все меньше, ибо уже давно ходят под инвесторами из США, которые и диктуют им тренды бизнеса. Там где высоки все те перечисленные тезисы, будет спад финансирования - риски же и "проще вложиться в банки". Станут ли банки новыми инвесторами после изучения всей финансовой истории корпораций с их "эффективным" менеджментом? Не думаю. Скорее всего они начнут выдавать кредиты под высокие проценты, которые нейтрализуют выручку, ибо чем больше риск тем выше процент. Поэтому да - по сути (если утрируя) там будет минус, а в этой части мира плюс, но в целом (усреднено) - все стабильно.
📌 Если 2023 год был годом увольнений, то 2024-й станет годом закрытий
Ну это закономерно. Опять капитан Очевидность выглядывает из угла. Стабилизируя свое экономическое состояние, корпорации начали избавляться от "балласта" в виде сосущих бабло... работяг. Ну да - избавляться от программистов, моделлеров, геймдизайнеров и прочего рабочего персонала. "Эффективный" "менеджмент" в действии. Но самое что смешное - по-настоящему сосущий бабло класс в виде тех самых менеджеров остался. Однако, на содержание одного такого манагера уходит денег как на целый отдел прогеров. Но крупным компаниям это невдомек. Вроде как проджект-манагер Билл показал результат, им все равно что Билл просто донес результат до руководства а не сам сделал его своими ручками. Поэтому Билл крут, а те кто его подчиненные, всякие там Джоржи, Роны и еще этот... как его там? Ну да - тот тип в странной майке. Вот они получается дармоеды - на улицу! Поэтому 2023 год прослыл годом триумфа корпоративного дебилизма. Что ожидать еще? Множество компаний остались по сути только с этими проджект-манагерами, которые судорожно пытаются закрыть дырки в штате, набирая кого только можно. И желающих не особо так и прибавляется... Не буду конкретизировать, но не так давно одна очень большая компания-игродел дошла до того, что начала набирать сотрудников из числа мигрантов-релокантов без гражданства и без опыта не то что в игровой индустрии, а вообще без какого-либо опыта в IT сфере. По итогу набрали... и 20% из них сделали теми же менеджерами над неопытными недопрогерами. К чему это приведет? Не думаю, что к результативной работе. Как итог - 2024 год будет действительно годом обильных закрытий всего чего только можно. Я не исключаю и тот момент, что будут закрываться и медиагиганты, которые (какзалось бы) стоят сейчас на ногах твердо... но тут как у того колосса... с ногами не все таки в порядке.
Процесс начала конца мы уже начинаем потихоньку лицезреть. Недавно немецкая студия Piranha Bytes, которая является отростком THQ Nordic, перестала выходить на связь. Сведущие говорят о молчании поддержки, полном отсутствии контактов с компанией, а сайт компании то находится в стазисе, то предупреждает об отсутствии оплаты хоста. А Piranha Bytes это как раз та контора, которая отвечает тезисам - имеет кучу старых игр, которые до сих пор нравятся огромному числу людей (Gothic, Risen, Elex и пр) и мешают корпорациям двигать дальше своё... свою продукцию, имеет небольшой штат, но потребляет довольно много финансов, да и к тому же является частью корпорации, которой в очень плохих условиях рынка надо оптимизировать свои расходы. Судьба, можно сказать, предрешена. Чтож... печально...
Заключение
Прогноз К. Дринга неутешителен, это да. Но кому адресован этот тезисный прогноз - прежде всего тем, кто соответствует так или иначе параметрии западного рынка. Т.е. их в меньшей степени студиям, в большей степени корпорациям и их дочерним компаниям. Бояться же компаниям российского сектора или азиатским компаниям не стоит - тут совсем иные схемы финансирования и отношений. У нас тут все было тяжко еще задолго до этого "игрового кризиса", но так то команды формируются - проекты выпускаются и вроде бы ничего. Да - из-за налоговой нагрузки многие спешат убежать куда-нибудь на Кипр... не без этого. Стремятся найти западного издателя - как это случилось с проектом Void Train. Но к чему это может привести в последующем... остается только гадать. Создание видеоигр - удел людей творческих и горящих идеями, сопоставимыми с их гениальными реализациями, а не корпоративных крыс, грызущих себе и друг другу хвосты в погоне за плановыми инвестициями и прибылями.
С Вами был Taleteller Sid, не забывайте подписываться на канал, ставить лайки и оставлять комментарии! Спасибо Вам за внимание!