Один мне сказал, чтоб я посмотрел «Торпедоносцы» (1983) Арановича, как пример антивоенного советского фильма. Я стал смотреть и стало очень противно, когда уяснил, что Настя, не дождавшись что-то долго лечащегося Белоброва, вышла замуж за Плотникова, не смогла подождать любимого. И нам подаётся это режиссёром как житейское не удивительное.
Фу.
Как смотреть дальше?
А дальше возвратившийся Белобров даёт за обедом в зубы товарищу, когда тот говорит, мол, нет худа без добра, дескать, теперь дорога к Насте открыта. А вечером идёт, будучи приглашённым Шурой, женой Веселаго, штурмана у Плотникова, и живущего в одном доме с Плотниковыми, на свой день рождения (ещё не знают Белобров и жёны, что мужья погибли?). И Белобров, уже знающий… приходит.
И первым даёт понять, что мужей уже нет. – Шура в истерику, а Настя окаменела.
И перед нею новая перспектива? – Противно.
Надо всё же досмотреть до конца?
Надо, наверно, суметь представить себя женщиной, чтоб судить…
Раз двоюродная сестра моей жены, только-только умершей, сказала: «У тебя какие-то женские переживания».
Я разрывался на части.
Мы с женой приехали в Израиль в разном статусе: она – на ПМЖ, я – туристом. Она – больна смертельной болезнью, и последняя надежда на израильскую медицину. Ну, может, хоть сколько-то продлит жизнь. И тогда я вернусь домой. А пока живёт, буду продлевать визу. – Но она умерла через 10 дней. Из аэродрома прямо в больницу, оттуда – на кладбище. А тут сын-аутист. Бедствует. Моет посуду где-то за городом (только арабы на такую работу нанимаются), но и там ему говорят, чтоб он нашёл другую работу и уволился. Там, на Украине, родина, тут – сын в беде. И не хочет возвращаться домой: ему с аутизмом лучше при почти непрерывном солнце. – И что мне делать?
Вот так, наверно, и Настя. И Белоброва вроде любит и Плотникова. И кто ближе – тот и побеждает. – Чего я так на неё взъелся?..
Или всё же… Почему она идёт провожать Белоброва, когда он куда-то уплывает? Почему он уже смеет ей сказать: «Тебе из города что-нибудь привезти? Что-нибудь надо? [Настя молчит. А Белобров кричит] Ну нет его! Нет, понимаешь?»
Потом, недалеко перед концом фильма, но по времени это короткий промежуток, Белобров насильно целует Настю… Ну что ему неймётся? – Да жизнь одна и ежедневно можно её потерять. Но…
Но всё время (кроме короткого боя в начале фильма) показывалась жизнь в тылу, хоть и прифронтовом. А сейчас вот Белобров улетает на разведку. И я почему-то весь напрягся.
Я понял. Через наоборот всё всё время. Всё время веселятся ребята. А…
Я пропустил рассказать, сцену, как в более глубокий тыл увезли на пароходе больных и женщин с детьми. И вот самолёт Белоброва летит над бочками с этого парохода. Он разбомблен. И Черепец, ухаживавший за Марусей, отправленной из-за болезни, рыдает.
И – бой. И – попадания с обеих сторон. И – синим цветом фотографии всех убитых в этом фильме, понимай. Лица которых я, конечно, не запомнил.
Тяжело. Но. Ничего недопонятного.
Фильм вышел 1 августа 1983. А именно в том году едва не вспыхнула ядерная война. С концом света*.
Ну что? – Можно согласиться с моим комментатором, что фильм антивоенный.
23 января 2024 г.
*- Весь ужас происходил в сентябре и ноябре 1983 года. Сбитый Ю. Корейский Боинг (1 сентября), Станислав Петров, типа, предотвративший ядерную войну (26 сентября) и учения НАТО (7 ноября), когда тоже чуть не началась ядерная война. Киношники в августе предвидеть такое не могли.
- Но мыслимо, что они знали предвестия:
«…появление «Пионера» [в 1976 году] США отреагировали абсолютно неадекватно, восприняв его чуть ли не как прямую угрозу. После того как Пентагону стало известно о новом ракетном комплексе, Штаты приняли решение к 1983-му разместить несколько сотен ракет «Томагавк» и «Першинг» на территории Европы. Перспектива такого «соседства» серьезно давила на СССР: в случае ядерной атаки войска просто не успели бы предпринять ответные меры» (https://dzen.ru/a/Y-0MkNq05yNP5Lqm).
31.01.2024.