Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Лучшая техника для снятия внутреннего напряжения. Глубокое погружение в тело

Подход, созданный на основе методов телесно-ориентированной психологии, позволяет снимать слой за слоем внутреннее напряжение, из которого и растут все психологические трудности человека.

"Высвобождение подавленных эмоций — вот способ излечения депрессии." Александр Лоуэн (1910-2008), один из основоположников телесно-ориентированной психологии.

Это одно из самых емких высказываний в психологии. Если чувства в человеке не подавляются, то у него не будет не только проблем депрессивного спектра, но и многих других психологических проблем, - например, с тревогой. Не будет эмоционального выгорания, навязчивых желаний и склонности к любого рода зависимостям.

Для тех, кто умеет снимать защиты перед проживанием любых своих чувств, мир открывается с приятной стороны. А приятная сторона у мира точно есть.

Сама по себе техника глубокого погружения в тело не сложная, но она не сработает, если не понимать теорию, в рамках которой она действует. Зная теорию, человек сможет постепенно избавиться от любых психологических проблем. И тех, которые есть сейчас, и тех, которые могут возникнуть в будущем. Срок полного избавления от проблем зависит от тяжести нынешнего психологического состояния.

В этом смысле чудес не бывает. Глубокие изменения не происходят быстро. Но они точно происходят.

При изучении техники важно помнить главную цель - снять ограничения на проживание любых подавленных чувств. Они постепенно начнут проживаться в процессе обычного течения жизни, без выполнения каких-то специальных упражнений. Сама жизнь и все события в ней будут иметь терапевтическое действие. И так же постепенно будет сниматься груз того напряжения, которое накопилось внутри человека.

В этой статье я хочу дать необходимую информацию о том, откуда в человеке берутся слои хронического внутреннего напряжения.

Иногда психологи говорят, что все проблемы любого человека можно свести к его недолюбленности, идущей из детства. Это действительно так. Но другими словами, можно сказать и то, что недолюбленность приводит к возникновению многих слоев внутреннего напряжения. Вся недолюбленность человека выражается, если совсем кратко, в том, что он не может жить полнотой жизни. Живет лишь частью возможной для него полноты жизни. Получает лишь часть поддержки внутри себя, имеет лишь часть опоры в глубине своей души.

Для понимания механизмов психологических трудностей и способов работы с ними важно знать причины их возникновения. Большинство людей живут всего лишь на небольшой процент от той полноты жизни, которая в них заложена.

Ну или другими словами, они обладают лишь небольшой долей возможного в их жизни счастья. Оставшиеся возможности для ощущения благополучия и внутреннего комфорта были подавлены (или, другими словами, - заморожены, обезжизнены) еще в детстве.

Это понимание важно для того, чтобы представлять, какой огромный пласт жизненной силы может быть доступен любому человеку. Совсем другая жизнь возможна любому человеку. Частично мы ощущаем такой высокий уровень наполненности жизнью во время наших самых ярких, сильных и приятных переживаний. Даже если эти переживания связаны с чем-то неправильным, предосудительным или незаконным. В этом, кстати и кроется притягательность таких явлений, ради которых человек готов пойти на многие риски. Та полнота жизни, которая в них проглядывает, достижима для любого человека. И есть люди, которые живут ею, не имея нужды в совершении чего-либо вредного или незаконного.

В вопросе о том, как именно в прошлом происходило обезжизнивание чувств, психологи выдвигают разные теории. Но они единодушны в том, что глубокие и неосознаваемые зажимы образовались в психике человека. Каждый человек в первые годы своей жизни на подсознательном уровне формирует сценарий, который в будущем будет оказывать влияние на его жизнь. Этот сценарий охватывает все сферы жизни, влияет и на построение отношений, и на успехи в карьере, и на контакт с самим собой.

Негативные события, происходившие в ранние периоды и в первые годы жизни, не позволяют нам жить на все 100% возможной для лично нас полноты психологической жизни. О том, что именно происходило в ранние периоды жизни человека и как это могло повлиять на дальнейшую судьбу, написано много томов психологической литературы. Авторы спорят друг с другом о механизмах и влиянии ранних событий на дальнейшую жизнь человека.

Эти споры интересны психологам, занимающимся наукой. Я сейчас не буду вдаваться в подробности этих споров, чтобы не загружать излишней информацией тех, кто хочет получить для себя практическую пользу. Нам важен лишь вывод, с которым согласно большинство психологов. Вывод такой: эти события происходили, и они повлияли на последующую жизнь.

Чтобы справиться с имеющимся в мире негативном разного рода, человеческому существу необходимо было еще на самых ранних этапах жизни различными способами ограничить свою ранимость, открытость и способность проживать всю полноту чувств, которая была потенциально возможна для каждого.

Если бы ребенок развивался в утробе идеальной мамы, жил в идеальном мире и воспитывался людьми, умеющими на 100% жить и любить, то он бы вырос человеком, тоже живущим на все 100% своей психологической жизни. Но такого ни с кем из нас не происходило, поэтому обычному ребенку в ранние периоды жизни необходимо было защитить себя от пугающей и не всегда благожелательной окружающей среды. В той степени, в которой на ребенке сказалось несовершенство нашего мира.

Таким образом, с помощью уменьшения своей "эмоциональной чувствительности" ребенку удалось защитить себя от деструктивных впечатлений. Можно даже говорить о том, что ему удалось выжить благодаря гибкости психики и способности защищаться от своих слишком сильных чувств.

Но в детстве защитить себя от своих негативных чувств по отношению ко всему деструктивному в мире (а так же в родителях, и в самом себе), возможно только, если интуитивно выстроить защиты внутри себя от любых чувств вообще, в том числе - положительных и приятных. Мы оставили себе способность чувствовать лишь небольшую часть силы наших чувств. А значит обычный человек может жить лишь частью от той возможной для него полноты психологической жизни.

В итоге мы имеем то, что имеем. Средний человек живет довольно серой психологической жизнью, находя утешение в мире иллюзий, неоправданных надежд на будущее, зависимостях, страдая психосоматическими проблемами и тревожными проблемами.

Процесс подавления чувств происходил примерно так. Пока мы растем, в жизни происходит много болезненных событий, и нам очень сложно научиться с ними справляться. Если мы находимся в среде понимания и принятия (родители, учителя, друзья, родственники), мы можем показать свою боль, поговорить о ней, поплакать, рассердиться, испугаться. Что бы мы ни чувствовали, так как мы говорим о том, что с нами происходит, наши боли уменьшаются, нам не приходится их сдерживать, откладывать их в подсознание. Мы справляемся с ситуацией, используя язык.

Если дружелюбной, понимающей среды нет, нам приходится подавлять свои чувства: нашу грусть, злость, страх. Мы продолжаем делать это до тех пор, пока для нас это не станет привычным делом.

Каждый ребенок по-разному хлебнул горя. Для кого-то преимущественным фоном (со стороны родителей) было равнодушие, для кого-то раздражение, для кого-то – саморазрушающее поведение родителей (как в случае с алкоголизмом), для кого-то – вечное напряжение и тревожность.

В таком сложном сочетании особенностей ребенка и перипетий того, что происходит вокруг, закладывались глубокие слои нашей психики. Над ними выстраивались новые, а над теми - еще. Это обычное возрастное развитие, когда новые слои психики выстраиваются на основании того, что уже есть и какие-то предыдущие явления психики переходят в серу бессознательного.

А самые глубокие причины наших проблем заложены еще тогда, в неосознаваемом периоде (до 3 лет), о котором человек не может даже помнить толком. Но последующие события, о которых человек уже помнит, продолжали создавать (развивающуюся) психику. Психика развивается не с чистого листа, но на фоне событий из прошлого и настоящего. Как правило, годам к 5 ребенок уже научается «брать себя в руки» в соответствии с теми ожиданиями, которые сознательно или нет, транслируют ему окружающие.

В человеке заложено стремление жить на все 100. Сама жизнь создана для человека, живущего всей полнотой. Это и есть правильный (сохранный) человек. Все люди должны бы быть такими. Только тогда возможно ощущение полного счастья и удовлетворения. Любые психологические проблемы просто-напросто перестают существовать при достижении уровня всей полноты психологической жизни. Только на этом уровне в его голове получают удовлетворительные ответы все «вечные вопросы» человечества, а жизнь наполняется смыслом и творческим созиданием.

Автор: Василий Поздняков
Психолог, Тревожные расстройства

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru