Найти тему
Кинолит

Зачем Михалков снял “экспортный” фильм о невиновном чеченском пареньке - “12”

Во время военного конфликта – внутреннего, внешнего, какого угодно – пропагандой и не без помощи деятелей искусства создается образ врага. Дело очень важное, полезное. Нужное людям, ставшим не по своей воле участниками этого конфликта, и тем, кто все это затеял.

Если правители сгоряча развязали войну, заранее не продумав ее мотивы, придется хорошенько попотеть, вылепливая этот образ. Так, в 1904 году русские мастера плакатного жанра все карандаши и кисти изломали, рисуя от рассвета до заката портреты противных, жалких, глупых, трусливых японцев.

К середине 90-х годов прошлого века плакаты давным-давно ушли в прошлое - их роль куда эффективнее выполняло телевидение с политиками на экране. К тому же причина тогдашнего внутреннего конфликта была ясна даже слепому. Как же не конфликтовать с шайкой бандитов (не с народом, а с его худшей частью), злых, диких, помнящих про какую-то Чечевицу и имеющих сепаратистские наклонности? По-быстрому из бэушного, но добротного материала слепили образ - не жалкий, но страшный, с оттенком средневековой дремучести.

Однако ни один военный конфликт не длится вечно, и образ врага рано или поздно придется разрушить. Или на худой конец - замести под ковер. А взамен ему презентовать людям другой - образ жертвы, или друга, или союзника.

Поучаствовать в этой замене может художник, маститый режиссер.

Режиссер соберёт двенадцать талантливых актеров, позаимствует сюжет у успешной американский картины 1957 года, напишет каждому из актеров проникновенный монолог. Посадит всех этих лицедеев за большой стол, сам же сядет во главу стола – чтоб было видно, кто тут самый умный. И пока актеры по очереди и весьма убедительно читают написанные режиссером монологи, длинные, как декабрьские ночи, будет молчать да подглядывать на них с нежностью, по-отечески, улыбаясь в усы и буквально олицетворяя своим обликом гуманизм и жажду справедливости.

Эти двенадцать актеров, точнее – разгневанных мужчин, попытаются засудить невиновного, не по злобе, а из-за предрассудков. Особенно будет неистовствовать пресловутый русский таксист.

-2

Но у каждого из них, даже у таксиста, – большое, доброе сердце. Что и выяснится ближе к финалу, благодаря режиссеру и старшине присяжных.

Фильм вышел правильный, хороший, мудрый. Но он, конечно, не смог разрушить образ, создаваемый годами, да и не имел такой цели - скорее должен был показать иностранцам, что у нас теперь так, у нас и гробовщики милые, и клоуны вменяемые, и таксисты, простигосполи, толерантные (если с ними хорошо побеседовать).

В 2007 году этот замечательный фильм один из критиков назвал “экспортной” картиной. И не зря, ведь картина была номинирована на “Оскар”, ее показали на Венецианском фестивале, режиссеру на Западе выдали какой-то ценный приз.

Тем не менее "экспортный" фильм высоко оценил президент России и даже глава некогда конфликтной республики. Последний увидел в простом чеченском пареньке, спасенном героем Михалкова, самого себя, о чем и сообщил в восторженном отзыве на картину “12”.

Лучший монолог одного из актеров “12”