Наверное, где-то как-то все мы слышали, что в московском метро слегка повышенный радиационный фон. Ничего опасного, просто чуть фонит. Наверное, мы даже слышали, что всему виной гранит, которым в советское время щедро облицовывали станции. Дело в том, что в граните содержится небольшое количество урана и других радиоактивных элементов.
Уран в земной коре содержится не только в виде руды, но и в качестве примесей в других материалах, например, в кварце. А кварц – это один из основных компонентов гранита. Другой компонент гранита (его даже больше, чем кварца) – это полевой шпат (соединения Na, K, Ca с AlSi3O8). Наверное, все обращали внимание, что гранит какой-то зернистый. Эта каша как раз и есть смесь описанных выше минералов.
А до того как гранит становится гранитом, он существует в виде магмы – вязкой, раскаленной жижи, разогретой до 1650 °C и залегающей на глубине от 10 до 200 км.
За свою твердость и прочность гранит высоко ценится в строительстве, особенно при облицовочных работах. Однако ничто не вечно и гранит, пусть и медленно, подвержен выветриванию. Это такой эффект, который возникает при циклах замораживания и оттаивания минерала. В результате этого гранит постепенно, отдельными элементами превращается в другой минерал (глинистый), менее прочный.
Эти глинистые минералы охотно впитывают влагу. Во влажной среде развивается рост микробов. Их колонии расселяются по границам между кристаллами в граните и создают в них дополнительные напряжения. Это тоже понижает срок службы камня.
Какой вывод можно сделать из этой истории? Берем пример с микробов и дерзаем, грызем гранит науки.