Найти в Дзене
Михаил PRO

НЕПОКОРЕННЫЙ! Богоявленский храм села Ковалево, Нерехтский район, Костромская область

Всем привет! 25 октября 2023 года в Костромской духовной семинарии состоялось выездное мероприятие в г. Нерехту и Нерехтский район. Семинаристы посетили Ковалевский центр помощи детям, на базе которого расположен крупнейший в области скалодром. Я был организатором этой поездки. Вот материал по ней:

Если обратиться к сайту, этого учреждения, то можно прочитать следующее:

  • УНИКАЛЬНОСТЬ Ковалевского центра помощи детям заключается в том, что он является не государственным учреждением. При соблюдении всех правил и требований, предъявляемых государством к подобным организациям, мы сводим к минимуму формализм и наши подопечные не только проживают в домашних условиях, но живут полноценной домашней жизнью обычных детей. Ковалевский детский дом находится в 5 км от городского поселения Нерехта, в селе Ковалево. Первоначально он располагался в восстановленном здании сельской школы, в 1999 году был построен новый двухэтажный корпус с проживанием по квартирному типу (площадь 1600 кв.м), в 2000 году закончено строительство современного спортивного зала (800 кв.м.).

Рядом с детским домом находится храм с. Ковалево, который был спасен от разрушения благодаря появлению здесь этого учреждения. Потому, когда мы приехали в Ковалево, началось спортивное мероприятие, я пошел к храму... Итак, церковь Богоявления!

Первые упоминания о селе Ковалеве датированы еще XV веком, а именно 14 октября 6957 года, т.е. 1449 года. Ниже представлена жалованная грамота, в которой упомянуто с. Ковалево (Ковалевское) :

-2

Из данного документа следует, данная местность была пожалована в качестве вотчины Троице Сергиеву монастырю, ныне Лавре. В документе упомянуты имена: великой княгини Софьи, супруги Василия I , единственной дочери великого князя литовского Витовта Кейстутовича; и игумена Мартиниана, известного как преподобный Мартиниан Белоезерский, мощи которого почивают в Ферапонтовом монастыре (Вологодская область). Это факт дает нам право с высокой долей верятности утверждать, что в это время в селе уже был храм.

Свидетельства XVII века, говорят нам о том, что село Ковалево является уже поместьем рода Чертовых (1627-1631 г. ... 1621 и 1625 г.) :

-3

Данный документ свидетельствует, что в XVII веке здесь уже был деревянный храм в честь святителя Николая. Также обратите внимание, что в начале XVIII века, село переходит во владение Ивану Супоневу. Заметим, что в Нерехтском уезде уже были у Супоневых уже были владения, например с. Ивановское:

Также, есть упоминания о Никольском храме с. Ковалево, связанные с уплатой дани в казну:

-4

Вот только непонятно, почему в записи о Ковалево, появляется храм с. Бордаково. Даже составители данного издания Материалы для истории Костромской епархии братья Холмогоровы, поставили восклицательный знак!!!

Про деревянный храм нет больше никакой информации. В конце XVIII века здесь будет построен новый, уже каменный храм.

Статистическое описание за 1863 год:

-5

Храм построен в 1778 году. Главный престол был освящен в честь Богоявления Господня, придел в честь свт. Николая. Приход был небольшой 4 селения, 432 человека...

К 1911 году:

-6

Прихожан уже 485 человек.... Сегодня в Ковалево из 60 домов жилые только около 20. Остальные используются под дачи, либо попросту заброшены.

В советские годы храм был закрыт, разворован и заброшен. Есть две фотографии из 90-х, на которых видно, как выглядел храм перед началом восстановительных работ:

1994 год. Автор фотографии: Дворядкин Дмитрий . https://sobory.ru/photo/508508
1994 год. Автор фотографии: Дворядкин Дмитрий . https://sobory.ru/photo/508508
1997 год. Автор фотографии: Monbes. https://sobory.ru/photo/67679
1997 год. Автор фотографии: Monbes. https://sobory.ru/photo/67679

Сегодня храм выглядит так:

-9

В литературе здание храма определяется как "характерный пример сельского приходского храма с развитым фасадным декором в стиле барокко. Церковь стоит на невысоком взгорке при кладбище на северной окраине села"*.

* здесь и далее речь идет о книге "Памятники архитектуры Костромской области. Выпуск 11. Нерехтский район. Кострома, 2009".

Храм имеет традиционную планировку: "к двусветному четверику, завершенному высокой четырехскатной кровлей и увенчанному луковичной чешуйчастой главой на цилиндрическом барабане, с востока примыкает невысокая слегка зауженная полуциркульная апсида алтаря, а с запада повторяющая габариты храма трапезная, по высоте уравненная с алтарем. Трехъярусная колокольня, состоящая из четвериков, почти равных по площади, завершена гуськовой кровлей с люкарнами, над которой вознесен высокий шпиль на четырехгранном барабане-резонаторе".

Схема храма:

-10

Храм с южной стороны:

-11

С юго-востока:

-12
-13

Вид с востока:

-14

Вид с северо-востока:

-15

Вид с северо-запада:

-16

Думаю все уже заметили на колокольне необычную конструкцию. Ее цель сохранение и консервация верхней части колокольни для дальнейшей реставрации.

Внешне храм выглядит достаточно хорошо, но, к сожалению внешность обманчива. Мне удалось побывать внутри храма. Первое помещение - это трапезная часть, где когда-то был придел свт. Николая. Здесь не сохранились даже своды. По сути, эта часть храма просто законсервирована, она перекрыта лишь кровлей.

Здесь в правой части трапезной был Никольский придел:

-17

Левая часть трапезной:

-18

Вместо свода можно наблюдать элементы кровли:

-19

В четверике ситуация несколько лучше: своды сохранились. Более того, в литературе отмечается, что "в основном объеме храма сохранились фрагменты настенной живописи 3-й четв. 19 в. Клейма на своде имеют ступенчато-арочные очертания. Их рамы оформлены пышным растительным орнаментом в гризайли. На северной и южной сторонах западной стены изображены фигуры неизвестных святых в клеймах арочной формы. Избранные святые расположены и в откосах окон второго света. В перемычках оконных проемов, очерченных тянутыми рамами, на облачных фонах написаны херувимы. Цветовая гамма клейм холодная, серовато-синяя, фоны между клеймами – серовато-красноватые".

Цитату передал в точности, но думаю, что это очень громко сказано!

Алтарь:

-20
-21

Остатки живописи в алтаре:

-22
-23

Ангел над Царскими вратами:

-24

Выполнены работы по укреплению арки между алтарем и четвериком и фигуры 2 святых:

-25

Свод четверика:

-26

Очертания композиций фресковой живописи в своде:

восточная черверть:

-27

Южная четверть:

-28

Северная четверть:

-29

Западная четверть:

-30

В на северной и южной стенах были фигуры святых:

-31
-32

Восточные углы:

-33
-34

Западные углы:

-35
-36
-37

Очевидно, что заявление о том, что частично сохранилась настенная живопись, мягко сказать спорное. Разве что можно констатировать границы сюжетов...

Вот и все на сегодня. Всем спасибо и до новых встреч!

-38

,