Анна Филимонова
Адрес статьи: http://naukaverakuljtura.com/католицизация-и-хорватизация-боснии-2/
Зарождавшаяся светская хорватская национальная политика охватывала небольшие слои городского населения – чиновников, торговцев и ремесленников. Но она столкнулась с уже сформированной и сильной клерикальной политикой, направленной на отождествление католицизма и хорватского национального самосознания (хорватизма). Здесь ключевое значение имеет идеология Штадлера, которая обрела публичное измерение весной 1900 г., перед проведением Первого общехорватского католического конгресса в Загребе (сентябрь 1900 г.). Генеральная цель архиепископа заключалась в именно соединении консервативного клерикального компонента с идеологией хорватского национализма. Накануне конгресса Боснийский архиепископ отмечал, что «украсть у хорватского народа его веру католическую, его обычаи и религиозные святыни» означает «высосать мозг из его костей» и «заразить чумой религиозного индифферентизма», а «единственно возможный путь к спасению – борьба за святыни веры католической», борьба «с мечом католических начал в руке», чтобы «вырезать из хорватского тела дикое мясо атеизма и либерализма», и через «боль, крик и сомнения показать, что ничто на свете не в силах оторвать нас от католического знамени»[1]. Наказ Штадлера был простым: все хорваты должны усвоить истину о невозможности противного католическому духу отделения хорватов от католицизма во всех сферах общественной жизни. Клерикализм Штадлера носил ярко выраженный воинствующий характер, методы внедрения в политическую практику не отличались стремлением к компромиссам. Штадлер называл созданные им принципы католического движения – «фундаментальными законами нашей организации», «являющимися обязательными для каждого ее члена» и которых «никто не смеет менять»[2]. Основание движения он расценивал как «начало великого дела», чтобы «пустить корни во все сферы духовной и общественной жизни»[3].
На Первом общехорватском католическом конгрессе пространство БиГ было включено в орбиту национальных хорватских интересов, с этого времени целью деятельности католической церкви становится католицизация и хорватизация ее населения.
В начале ХХ в. в БиГ при участии местных и переселенных хорватов получило развитие хорватское национальное движение. Его самыми крупными организациями стали либеральный Хорватский народный союз (Hrvatska narodna zajednica, ХНС), созданный в 1908 г. под председательством Н.Мандича, но организатором и идеологом был тузлинский адвокат Иво Пилар, и клерикальное Хорватское католическое объединение (Hrvatska katolička udruga, ХКО), созданное Штадлером в 1910 г., рупором которого было печатное издание «Hrvatski dnevnik». Хорватское движение быстро переросло в политическое с ясно выраженной целью объединения всех хорватов[4].
Каждая политическая партия БиГ имела приличное финансовое обеспечение и свой собственный банк (иногда и не один). У Объединенной мусульманской организации в 1911 г. появился Мусульманский центральный банк, у сербских партий был Сербский народный банк, Сербский центральный банк и Сербский экономбанк. С хорватской стороны в 1909 г. ХНС и ХКО, несмотря на взаимные распри, совместно основали Хорватский кооперативный банк БиГ, его председателем стал лидер ХНС Н.Мандич, он же был назначен председателем Хорватского центрального банка БиГ.[5]
Интенсивная национальная работа проходила по линии создания читален, ученических организаций, литературных обществ и т.п., в результате «…с полным правом можно утверждать, что именно за последние десять лет XIX столетия в национальной борьбе в БиГ выкристаллизовалось хорватство, заняв подобающее место»[6].
В Сараево 11 ноября 1902 г. было основано «Хорватское общество по организации обучения ремеслу и торговле», а в Мостаре 14 ноября того же года – «Общество поддержки хорватских учеников в средних и высших учебных заведениях». В 1907 г. произошло объединение обоих обществ с крупной загребской организацией «Напредак» (Прогресс), таким образом был положен конец соперничеству сараевского и мостарского обществ, а «Напредак», стал единым хорватским общенациональным культурно-просветительным обществом. Но относительно БиГ «Напредак» выполнял особую функцию формирования кадров, которые «импортировались в БиГ», чтобы работники католической веры имели преимущество в таких сферах, как строительство, металлургия и горнодобывающая промышленность.
Деятельность «Напредка» наиболее плодовитой и успешной была в период с 1907 по 1914 гг., когда «на общем поле объединились все хорваты Боснии и Герцеговины, а каждый чувствовал, что должен внести вклад в общее дело». В это время были основаны филиалы в Чаплине, Любушке, Конице, Требинье, а в местечках – представительства. «Напредак» долгое время оставался над политическими страстями и трениями, но одинаково признавался со стороны двух ведущих политических организаций – Хорватского национального союза и Хорватского католического объединения («либералами» и «клерикалами»), сотрудничая с обеими, но не принимая политической окраски ни первой, ни второй, оставаясь общехорватским обществом. В результате «Напредку» удалось получить признание широких народных слоев, осознававших, что деятельность «Напредка» в широком смысле означает работу на выполнение хорватских национальных задач. Однако постепенно «Напредак» стал дрейфовать в клерикальную сторону, и в итоге к началу Первой мировой войны это общество перешло в ведение Боснийского архиепископа Й.Штадлера.
В это время в идейном плане Штадлер сочувствовал австрийским христианским социалистам и триалистическим концепциям, согласно которым в монархии следовало выделить третий – югославянский сегмент – и тем самым ослабить Будапешт, что могло в благоприятном для хорватов смысле решить вопрос с Боснией и Герцеговиной. Сараевский архиепископ был тайным советником Франца Иосифа, его считали «обладателем высочайшего доверия короны». Но для того, чтобы справиться с политическими противниками как БиГ, так и в Банской Хорватии, архиепископу были нужны союзники. Однако в БиГ политическая сфера только начала оформляться. Единомышленников в идейном плане, сторонников «сплава католицизма и хорватизма», кроме ультрарадикальной и сербофобской Чистой партии права Йосипа Франка Банской Хорватии[7], не было. Но для Франка на первом месте стоял хорватизм, а не клерикализм, а его партия переживала далеко не лучшие времена: одна ее часть, в основном состоящая из молодежи («младофранковцы»), требовала приспособления к условиям модернизации и удаления наиболее радикальных ксенофобских требований. На непоколебимой сербофобской позиции оставалась другая часть – сам Й.Франк и достаточно узкая группа его сторонников. Практически таким же несокрушимым, но «одиноким утесом» держался Штадлер. Поэтому неудивительно, что начался процесс сближения фактически двух аутсайдеров хорватской политики – Йосипа Штадлера и Йосипа Франка. Выражаясь фигурально, «боснийская цепь» сковала ультраклерикальное и ультранационалистическое течения для достижения одной общей цели – интеграции Боснии и Герцеговины, что на практике должно было значить объединение «хорватских земель» Банской Хорватии, Далмации и Боснии и Герцеговины и приближение рулевых этого процесса к кормилу власти.
Политические круги в Сербии (Радикальная партия) открыто поставили проблему оккупированной территории Боснии и Герцеговины, а сербы в БиГ, со своей стороны, в 1896 г. развернули движение за свою религиозно-просветительную автономию в составе БиГ. В ответ со стороны австрийской власти и католической иерархии стало развитие хорватского национального движения и обеспечение высокого уровня прозелитизма РКЦ.
Осенью 1889 г. сербская газета «Велика Србија» рассказывала о механизмах привлечения православного населения к римской церкви: «3 сентября владыка Штроссмайер освятил новую церковь… Она построена за счет православного населения Боснии и Герцеговины, это подтверждает и Штроссмайер, заявивший на банкете, что заслуга в возведении новой церкви принадлежит всему населению Боснии без различия веры и сословий… Действия джаковского владыки подчинены программе, созданной австрийским правительством и направленной на расширение католицизма на оккупированных боснийско-герцеговинских территориях… Из речи Штроссмайера в Сараеве и утверждений некоторых клерикальных изданий вытекает, что в Вене под патронажем эрцгерцога Карла Людвига существует «Общество поддержки католиков на востоке», которым управляет римская коллегия De propagande fidei. Это общество, во главе которого находится сам брат императора, направлено к тому, чтобы на востоке, особенно среди православного населения Болгарии и Боснии и Герцеговины, утвердилась теория о единственном спасении в католической церкви. С этой целью упомянутое общество рассылает по всему балканскому полуострову своих агентов и получает необходимые средства. В Боснии уже основано несколько католических церквей и монастырей, в том числе и иезуитская гимназия в Травнике, в этом году предполагается открытие еще двух гимназий – в Башче и Мостаре. В Баня Луке планируется открытие школы при католическом монастыре, задачей которой будет распространение католической веры, в другом монастыре будет открыта школа с целью обучения большого количества монахов, проживающих в монастыре «Траписа» – 120! В Боснии существует уже десять таких монастырей… Как только где возникает католический монастырь, количество православного населения начинает резко снижаться. Люди вместо того, чтобы идти в свою православную церковь, начинают посещать католический монастырь, чтобы послушать там игру органа или получить от щедрых монахов разные крестики, молитвенники и другие привлекательные вещицы. Ко всему этому их влечет любопытство и желание получить подарки. В любом случае католические миссионеры… вмешиваются в духовное воспитание подрастающего поколения. Многие, не имеющие опыта, попадают в ловушку фарисеев, которые прикрывают свои темные дела иезуитскими поучениями и подарками. Но в целом старшее поколение в Боснии и Герцеговине относятся к ним враждебно, проклинает и презирает их, но вынуждено терпеть их по необходимости, подобно тому, как угнетенный народ терпит своего хозяина, который его покорил»[8]. Берлинская пресса, «Berliner Tagblatt» также в 1899 г. отмечала, что «католическая пропаганда.., создает основу для многих беспорядков среди народа и может однажды привести к непредвиденным событиям»[9]. Однако самое интересное заключалось в том, что Боснии и Герцеговине общее количество религиозных конверсий было чрезвычайно мало, в среднем семь в год. Несмотря на все усилия Штадлера, оккупированная БиГ не получила католического большинства, а в католическую веру не было обращено большого количества людей. На увеличение количества католиков больше повлияла иммиграция, чем перевод. За первые 25 лет австро-венгерской власти количество лиц, перешедших в католицизм, было меньше числа тех, кто отрекся от католицизма. Прозелитизм Штадлера привел к полному провалу[10].
Задачи, объединяющие Штадлера и Франка, привели их совместный политический проект к еще большей ориентации на Вену, намерения которой ослабить венгров и усилить католическую церковь в империи, казалось, объективно играли хорватам на руку. Однако субъективно оба лидера ошибались в одном: хорватский фактор для Австрии значил очень мало, она преследовала свои цели и не заботилась об исполнении «прекрасной хорватской мечты», и ничто не указывало не реализацию концепции триализма[11]. Ощущение изоляции и заброшенности в окружении сильных геополитических противников (Германия, Италия и Сербия, последняя традиционно подозревалась в связях с Россией), усиление позиций Хорвато-сербской коалиции, сразу после создания получившей на парламентских выборах большинство голосов, что резко изменило политический ландшафт Банской Хорватии в сторону хорвато-сербского сотрудничества, еще более привязывали Штадлера и Франка другу к другу, переводя практически случайную и противоестественную тактическую коллаборацию в плоскость долгосрочного стратегического союза. Одновременно это означало усиления сопряжения принципов хорватского ультранационализма с клерикализмом. Начало этой связке положил Штадлер на Первом хорватском католическом конгрессе.
Мерами просветительско-информационного характера изменения в БиГ не ограничились и постепенно стали переходить в военизированно-карательную плоскость. Еще после антитурецкого восстания 1875-1876 гг. Порта начала создание специальных вооруженных отрядов против сербского населения, первым стал «Латинский легион», состоящий из боснийских католиков. После аннексионного кризиса эти части были восстановлены, в 1910 г. они были реорганизованы и легализованы под названием Landwerh и Landsturm. Их формирование происходило на добровольческой основе, за образец была взята система войск Landesschutsen в Тироле, существовавшая еще со времен наполеоновских войн. Задачи и цели католических подразделений были утверждены 28 августа 1914 г., с этого периода они начали патрулирование сербских сел. В Габсбургской империи каждая область имела вспомогательные отряды из местного населения Landwerh, но из опасения перед распространением влияния сербских офицеров была создана дополнительная система – защитные корпуса Schutzkorps, часть которых состояла из немецких добровольцев, но подавляющее большинство состояло из хорватов. Хорватские Schutzkorps создавались на конфессиональной основе, именно тогда появилось их наименование – «хорватские усташи», а одна из добровольческих единиц называлась «Черный легион». Не только название, но организация и дух тех хорватских отрядов БиГ стали одной из основ хорватского нацистского Независимого Государства Хорватия[12].
Продолжение следует…
[1] Цит. по: Đaković L. Op. Cit. S. 181.
[2] Цит. по: Ibid. S. 182.
[3] Цит. по: Ibid. S. 183.
[4] Архива Србије и Црне Горе. Фонд 14 «Министарство унутрашњих послова КЈ». Фасцикла 21.
[5] Juzbašić Dž. Nacionalno-politički odnosi u Bosanskohercegovačkom saboru i jezičko pitanje (1910-1914). Sarajevo: Akademija nauka i umjetnosti Bosne i Hercegovine, 1999. S. 46.
[6] Архива Србије и Црне Горе. Фонд 14 «Министарство унутрашњих послова КЈ». Фасцикла 21.
[7] Знаменитый лидер и основатель Хорватской партии права, «отец хорватской нации» Анте Старчевич вследствие раскола партии, вышел из нее, основав вместе с Йосипом Франком Чистую партию права (ЧПП). После того, как Старчевич умер в 1896 г., лидером ЧПП остался Й.Франк, а сторонники партии получили название «франковцев», в то время как последователи источниковой Партии права по названию своего рупора «Хрватска домовина» стали именоваться «домовинашами». Франк, используя построения Старчевича, перешел к шовинистической, расисткой доктрине, подразумевающей физическое устранение сербов с «хорватских исторических территорий».
[8] Велика Србија. Београд, 1996. С. 334.
[9] Субић Радован Указ. Соч. С. 69.
[10] Там же.
[11] Matković Stjepan Dvije vizije modernoga pravaštva. Nadbiskup Josip Stadler i Josip Frank // Časopis za teološka i međureligijska pitanja Katoličkog bogoslovnog fakulteta u Sarajevu. Vol. 24, br. 1, 2020. S. 49.
[12] Ekmečić M. Koreni revolucije 1941 // Jugoslovenski istorijski časopis. – Beograd, 2001. Br. 1-2. S. 13-14.