Горенки - ближайшая к моему дому усадьба из тех, что сохранились по сей день. Я уже писал об истории этого удивительного имения и его многочисленных постройках. Усадьба всегда поражала меня своим размахом. В главном доме располагался туберкулёзный санаторий и посторонних туда, конечно же, не пускали. Даже фотографий интерьеров в интернете было очень мало. Два года назад усадьбу выкупил новый владелец. Он организовал реставрационные работы и теперь в прежде закрытый от посторонних глаз дворец можно попасть с экскурсией. В этой публикации будет по минимуму объяснений. В целом всё понятно при взгляде на фотографии.
Прихожая выглядит как обычная комната с белыми стенами. Разве что примечательны две колонны из искусственного чёрного мрамора, да некоторое количество красивой старинной мебели. Из прихожей можно выйти к просторной лестничной клети с широкими пролётами и мощными сводами.
Здесь сохранились прекрасные, хотя и потрёпанные временем, старинные двери с барельефами в виде львиных голов.
Вот эти головы - современная реплика. Их изготовили по образу и подобию тех барельефов, что были установлены на дверях в дореволюционное время, но пропали в последующие десятилетия.
Поднявшись на один пролёт, посетитель попадает в парадный «Золотой» зал.
Возле стены в центре зала стоит огромное зеркало.
Оно отсюда - из Горенок. Стоит тут с незапамятных времён.
А вот остальная старинная мебель в основном привезённая. За время, пока в имении располагался санаторий, почти вся оригинальная усадебная мебель исчезла в неизвестном направлении.
Люблю я старые рояли и пианино, хотя и не играл на них лет с пятнадцати. Любому помещению такой предмет интерьера сразу же добавляет изысканности.
Потолок украшен лепниной.
В трёх нишах на длинной стене имеются росписи.
Из «золотого зала» можно пройти в помещение с небольшой выставкой, посвящённой монархам Российской империи.
Там представлены бюсты и репродукции картин. Их немного. Всё самое интересное сосредоточено на верхнем этаже.
Из «золотого зала» идём наверх.
В этой комнате был оборудован рентгеновский кабинет. Некоторые помещения ещё не отремонтированы. Туда не пускают, да и смотреть там по большому счёту нечего. Планировка дворца претерпела значительные изменения в советское и постсоветское время. Внутреннее пространство было поделено на небольшие комнатки путём установки перегородок из фанеры и гипсокартона.
Верхний этаж на сегодняшний день почти полностью отремонтирован.
В двух небольших залах возле входа с лестницы располагается выставка икон.
Икон тут много. Есть старинные, есть современные.
Эту икону во времена гонений на православие использовали в качестве разделочной доски. Звучит неудивительно. В то время на наш народ снизошло умопомрачение и люди начали неистово разрушать церкви, уничтожать исторические реликвии и разорять старинные кладбища, даже деревенские, которые никак не мешали разрастанию городов.
В большом зале располагается выставка, посвящённая войне с Наполеоновской Францией. Фотографий оттуда я не удосужился сделать. В следующем зале отделка выполнена под мрамор.
Здесь пока ещё осталось немало работы.
На противоположной стороне дома есть ещё одна лестница.
Выглядит она не так эффектно, зато свободного пространства здесь больше.
Ещё одно старинное зеркало.
По обе стороны от него стоят массивные тумбы-столбы. Удобно. Есть куда положить вещи, пока смотришься в зеркало.
Вот ещё парочка.
Ещё в нескольких помещениях расположен музей русской водки. По словам экскурсовода, один коллекционер реликвий, связанных с историей отечественного алкоголя, выставлял свою коллекцию на территории бывшего водочного завода «Кристалл». Часть коллекции была выкуплена и переехала в Горенки. Посмотреть там есть на что.
Это старые пробки в виде различных мужских типажей. Что их всех объединяет, так это характерные огромные носы разных оттенков красноты. Видно, что любят выпить.
В помещении представлены сотни экспонатов: штофы, бутылки, пробки, рюмки, стаканы, бокалы, обычные сосуды и сосуды нестандартной формы, сувениры. В общем, всё, что связано с зелёным змием. Я, правда, почти ничего не сфотографировал. Больше рассматривал.
Есть и вещи, не имеющие особой ценности, но выглядящие очень по родному. Такое можно найти в бабушкиной квартире.
Есть вещи возрастом постарше и дизайном повычурней, вроде разнообразных стеклянных бочонков и графинов.
Штопоры.
Старинные бочки.
В таком чемодане нужно перевозить странные свитки, написанные на языках давно исчезнувших цивилизаций.
Имеется некоторое количество документов и фотографий, связанных с историей винно-водочного производства в Российской империи. Вот это, к примеру, страница из проекта казённого винного склада.
Винокуры.
Есть и более современные экспонаты. Эта штука, похожая на сверлильный станок, была конфискована у производителей поддельного алкоголя в начале двухтысячных. Я не запомнил объяснение как именно её использовали.
Время выйти во двор.
Вот так территория между дворцом и рекой Горенкой выглядела раньше.
Так она выглядит сейчас.
Видно, что фасад обновили и покрасили по новой. Беспорядочную растительность вырубили. При этом, в расположенном по соседству парке, деревья не тронули.
Возле спуска к реке восстановили ограду с двумя орлами.
Так спуск выглядел раньше.
Эту фотографию я сделал точно на том месте, где сейчас стоят орлы, в 2021-м году.
Основой для этой скульптуры стал оригинальный дореволюционный чугунный орёл, найденный при разборе хлама в сарае. Крыльев у него не было, так что пришлось их сделать из карбона.
Сарай, в котором нашли орла, находился возле восточной колоннады дворца. Его снесли во время расчистки территории.
Другой орёл полностью сделан из карбона.
Эта колоннада была переоборудована в жилое помещение при советской власти.
Вот так она выглядела в 2017-м году.
И в 2021-м году.
Фотография, сделанная недавно.
Фотография, сделанная в 2020-м году.
Как выглядела усадьба в 2021-м году вы можете узнать в этой статье.